Christian Lacroix

Авторский очерк образов и стилей в украшениях великого дизайнера XX столетия Christian Lacroix
В следующем году модный дом Christian Lacroix празднует свое 30-летие. Отличительными чертами дома всегда являлись смелость и новаторство, отразившиеся и в разнообразии форм, и в фирменной эклектичности.
Более 25 лет Дом моды Lacroix выпускает оригинальные линии аксессуаров, включающие в себя сумки, шляпы, очки, шарфы, ремни и, конечно же, бижутерию.
Наиболее узнаваемыми мотивами в линейках аксессуаров были Восток, средневековая геральдика, стилизация под эпоху Наполеона.
Наиболее узнаваемыми мотивами в линейках аксессуаров (и, в частности, украшений) были Восток, средневековая геральдика, стилизация под эпоху Наполеона и многие другие. При изготовлении бижутерии акцент делался как на общую сочетаемость с образом, заявленным в коллекции, так и на возможность аксессуара существовать отдельно и дополнить собой практически любой гардероб. Таким образом, почти каждое украшение является законченным, самостоятельным шедевром, легко узнаваемым благодаря фирменному стилю Christian Lacroix и неизменному качеству.
Можно выделить несколько ключевых сюжетов в бижутерии Лакуа: азиатский – как правило, украшения выполнены в технике эмали и за основу взято серебро; средневековая геральдика, в том числе за базовую форму украшений взят крест: выполнено обычно с грубой, намеренно стилизованной, инкрустацией на позолоченную основу; украшения в духе испанского классического костюма – соответственно, преобладающей формой изделий будет сердце, как со вставками (обычно идут все оттенки красного), так и без – выполнено зачастую также на позолоте. Можно встретить и изящные украшения из серебра со вставками, которые навеяны и блистательной эпохой Наполеона, и современными тенденциями дизайна ювелирных изделий. Конечно же, стоит отметить украшения с фирменным логотипом Christian Lacroix – это распространненная практика, к которой так или иначе обращаются все модные дома : Chanel, Louis Vuitton, Dior, Dolce & Gabbana и многие другие. Эти изделия обычно самых разнообразных форм, зачастую без вставок и выпускаются как в дополнение к коллекции, так и самостоятельно. Такое изобилие и многообразие форм, техник и мотивов, взятых за основу для своих коллекций, объясняет факт блестящего образования кутюрье и его подробного, серьезного изучения истории искусств и истории костюма в частности. В сфере его интересов были театральная сценография, живопись, костюм и украшения 18 века, оформление интерьеров, костюм в кинематографе; было время, когда Лакруа всерьез думал о карьере музейного куратора и даже прослушал курс истории искусств в легендарной
Крест указывает на четыре стороны света, лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной
Рассмотрим теперь сюжеты украшений Christian Lacroix подробнее. Логично, наверное, будет начать с изделий, выполненных в форме креста - лишь немногочисленные дома моды могут похвастаться таким богатством вариаций на одну тему – это нательные кресты, подвески, серьги, броши; браслеты и кольца с этим элементом встречаются в коллекциях Лакруа реже. Символика этой формы у Christian Lacroix напрямую связана с периодом рыцарского средневековья и католической традицией. Если вспомнить значение креста в историческом и общекультурном срезе, то он является одним из старейших универсальных графических символов. Крест указывает на четыре стороны света, лежит в основе всех символов ориентации: земной, небесной, пространственной и временной; также может быть воспринят как антропоморфная модель – «крестообразный» человек с распростертыми руками – символ, который постоянно обыгрывается в мифологических и религиозных сюжетах – означает восхождение духа и устремление его к вечности, выступает также как знак целомудрия. Четыре направления креста говорили о главных христианских добродетелях — благоразумии, справедливости, силе духа и воздержании. Позднее крест присваивали себе как личный знак (использовался в подписях средневековой знати) или как знак своего круга, приближенности (отсюда исключительная роль креста в геральдике, шифрах и тайнописи).
В продолжение заявленной темы "крест" в ювелирных изделиях Christian Lacroix, в коллекции Antiques by Anna представлены винтажные клипсы, выполненные в форме слегка искаженного мальтийского креста. Украшение изготовлено на позолоченной основе с яркими вставками классической палитры Лакруа: прямоугольники ярко-салатового и темно-красного цвета, дополненные ювелирным стеклом и имитированным жемчугом; в центре изделия красуется кабошон спокойного желтого оттенка. Таким образом, гамма изделия "теплая", хотя это не подразумевает каких-либо ограничений в сочетаемости, как с нарядом, так и с другими аксессуарами.
На оборотной стороне клипсы маркированы фирменным клеймом Christian Lacroix - гарантированное эталонное качество и неповторимый стиль каждого изделия.
Еще одна форма, достаточно характерная для Lacroix, это сердце.
Еще одна форма, достаточно характерная для Lacroix, это сердце. Многочисленные броши и клипсы, кулоны и миниатюрные подвески с сердечками всех цветов и фактуры: литые, витые, с кабошонами и вставками из ювелирного стекла - всего и не перечислить.
Мы уже настолько привыкли повсеместно использовать символ сердца, что даже не утруждаем себя мыслями о том, почему он выглядит именно таким образом, и почему именно с ним у нас ассоциируется любовь, милосердие. Тем не менее, существует довольно много версий появления этой символики и ее различные трактовки.
Модный дом Christian Lacroix на протяжении многих лет выпускает различные коллекции украшений, многие из них выполнены как наборы, в том числе и с сердцем - основной формой изделий. Цветовая гамма вставок - самая разнообразная, начиная от классической красной и заканчивая бирюзовыми оттенками, а также ярко-салатовым и чёрным. Также может быть использована эмаль, нанесенная на посеребренную основу, хотя такие украшения встречаются довольно редко.

Испокон веков эта фигура являлась древним знаком земли и плодородия, ассоциируясь исключительно с женским началом и рождением новой жизни.
Большая часть изделий выполнена на позолоченной основе или на основе из бижутерного сплава золотистого оттенка.

Интересно также отметить, что форма сердца использовалась для разных линеек, с, казалось бы, диаметрально противоположным стилем и эпохой, на которую ссылаются дизайнеры. Так, это может быть выполнено в классическом испанском стиле или же в духе украшений Наполеоновской эпохи. Такой стилевой разброс лишний раз подчеркивает универсальность сердца как символа и его понятность для любой аудитории в любом уголке земного шара.
В нашей заключительной части очерка об истории Christian Lacroix мы проиллюстрируем эпоху расцвета модного дома в фактах, образах и персоналиях.
Первая обложка американского Vogue под руководством ныне легендарной Анны Винтур вызвала резонанс не только в fashion-мире, но и в обществе. На снимке была израильская модель Михаэла Берку, одетая в роскошный топ из кутюрной коллекции Christian Lacroix, расшитый крупными синими, зелеными, красными кабошонами и дополненный выращенным жемчугом и стразами (в основе любимый мотив Лакруа - крест) и самые обычные джинсы Guess. Ситуация сложилась вполне понятная для любой женщины: Михаэла немного поправилась после отдыха, и юбка, изначально предложенная для образа, не села на модель. В результате Винтур предложила образ, больше напоминающий реальную жизнь.

Ноябрьский Vogue 1988 года: Анна Винтур выбирает Christian Lacroix
Для участия в своих показах Модный дом Christian Lacroix приглашал самых известных моделей, среди которых Наоми Кемпбелл, Линда Евангелиста и, конечно же, Кристи Терлингтон, которая прославилась во многом благодаря сотрудничеству именно с Лакруа. Редкий показ обходился без Кристи. Она участвовала как в дефиле, так и в многочисленных фотосессиях, представляя не только одежду, но также линейки аксессуаров и украшений. Кристиану Лакруа импонировали как ее модельные качества (например, фигура и цвет глаз), так и ее характер: Кристи обладала удивительной способностью передавать разное настроение в образах, давая возможность выразить именно то, что изначально задумывал кутюрье для презентации каждого изделия.
Cтраница из модного журнала - Кристи Терлингтон представляет бижутерию Lacroix
Однако не стоит думать, что с наступлением 2000-х эпоха Лакруа подошла к концу. Скажем, в 2010 году на обложке российского Harper's Bazaar красуется Дита фон Тиз в образе Мадонны. Наряд для "королевы бурлеска" взят из осенней коллекции Christian Lacroix 2009. В модном показе этой коллекции принимали участие такие супермодели как Влада Рослякова, Коко Роша, рыжеволосая Лили Коул и многие другие.
Если говорить о самом кутюрье, то начиная с 2006 года Кристиан Лакруа занимает пост председателя правления Национального центра сценического костюма в Мулене. А в октябре того же года в рамках проекта «Мода в движении» Музей Виктории и Альберта, Лондон (о нем мы рассказывали в наших более ранних материалах) провёл в своих стенах показ коллекции женской одежды Christian Lacroix. Несмотря на то, что модный дом пережил серьезный финансовый кризис в 2009 году и претерпел полную реструктуризацию, на сегодняшний день бренд Lacroix представлен в 60 бутиках на территории Франции, а также является владельцем около 1000 бутиков по всему миру.

Обольстительница Дита фон Тиз в свадебном кутюрном платье Christian Lacroix