Резьба по камню: бесконечное очарование самоцветов

Красота резьбы по драгоценным и полудрагоценным камням пленяла коллекционеров, знатоков и мастеров резьбы еще с античных времен. Выступая символами культуры, образованности и социального статуса, полудрагоценные камни пользовались у римской и греческой знати не меньшим спросом, чем у современных монархов и аристократов. Начнем наше исследование с работ мастеров античности.
Золотой перстень со вставкой из халцедона с резьбой: изображен Нептун с трезубцем, верхом на гиппокампе (морской конь). Коллекция Британского Музея
Наиболее известными и хорошо дошедшими до нас являются работы четырех мастеров: Эпимена, Солона, Диоскорида и Гнайя (Epimenes, Solon, Dioskorides, Gnaios). Большинство работ того времени без маркировки автора, так что авторство того или иного изделия эксперты устанавливают по сходным признакам с маркированными (подписанными) изделиями и характерному стилю той или иной школы.
"Юноша, очищающий ногу стригилем" (инструмент для личной гигиены у древних греков, что-то вроде скребка для тела) - резьба по обсидиану, Эпимен.

Древнегреческий мастер резьбы по камню Эпименей (или Эпимен: ΕΠΙΜΗΝΕΣ) жил и работал в период около 500г. до н.э. на Кикладах. Отличительными чертами его стиля является изображение четкой, чрезвычайно натуралистичной, детально вырезанной мускулатуры, и поразительной анатомичности, пропорциональности в сочетании с точностью деталей (например, штрихообразная, рельефная резьба волос персонажей - ниспадающие локоны; тщательная, в прямом смысле ювелирная работа над профилями персонажей). Основными сюжетами его изделий являются юноши за привычными занятиями для аристократов той поры: верховая езда, стрельба из лука. Также характерными можно назвать и позы персонажей: Эпименей представляет их в сложных позициях, согнутыми или изображенными с разворотом в три четверти корпуса. Это художественное решение он заимствовал из канонов в скульптуре и росписи ваз той поры.

"Юноша, укрощающий лошадь", "Юноша, надевающий сандалии", "Юноша с луком" (Лучник) - работы великого Epimenes

Еще один мастер - Солон из Греции (70-20 гг. до н.э.) работал для императорского круга в Риме, разрабатывая дизайн для идеализированных портретов императора Августа и его сестры, наряду с изображением мифических героев. Именная подпись вырезана лишь на 5 изделиях, включая так называемую Медузу Строцци ( Strozzi Medusa). Пик популярности работ Солона пришелся на 18 век, во многом благодаря выдающемуся качеству резьбы его изделий, на базе которых были изготовлены многочисленные копии, распространявшиеся среди знати и богачей.

Голова Медузы, вырезанная на халцедоне - работа Солона

Также отдельно стоит упомянуть Диоскорида, выходца из Эгеи; годы активности - 65–30 гг. до н.э. Диоскорид - один из немногочисленных мастеров резьбы по камню, упомянутый в литературных источниках: о нем писали несколько римских авторов, во многом потому, что он вырезал личную печать самому императору Августу (годы правления: 27г. до н.э.– 14г. н.э.). Его слава спровоцировала многочисленные копии работ и подделку его подписи, что доставило немало неприятностей археологам и экспертам. Современников и исследователей поражало, как на поверхности камня диаметром всего несколько сантиметров, Диоскорид умудрялся передать детали динамичного, живого тела, ясно различимую текстуру кожи, мускулов, костей и даже изобразить ногти!
"печать Нерона" работы Диоскорида, выполнена в технике резьбы по камню, на основе сердолика. На печали изображены Аполлон, Марсий и Олимп

Гнэус или же Гнай (известен в 40–20 гг. до н.э.) имел как греческое имя Gnaios, так и латинское - Gnaeus. Работал в Риме и выполнял различные заказы знати, как предметы и украшения личного характера, так и подарки. Известно, что его резцу принадлежат изображения римского генерала Марка Антония, Клеопатры Селены и Североафриканского короля Юбы II (Juba II). К счастью, большая часть его работ сохранила фирменный знак мастера (чаще всего это именная подпись).

Марк Антоний - резьба по аметисту, который позже был вставлен в современное золотое кольцо. Мастер Gnaios