Ренессанс глиптики

Глиптика – это миниатюрная резьба по камню и одно из наиболее древних искусств, популярное и по сей день. Как мы уже упоминали, античные мастера сделали огромный вклад в развитие глиптики, а их работы послужили эталоном для многих мастеров резьбы по камню.
Золотое кольцо, декорированное эмалью с крупной вставкой из оникса с ювелирной резьбой - работа мастеров Северной Италии, 16 век

Во времена Ренессанса, в XVII-XVIII веках, искусство глиптики пережило свой наибольший расцвет, но именно античные изделия до сих пор являются образцом классической красоты, чистого и строгого вкуса, а главным стремлением резчиков всех последующих эпох было соответствие этому идеалу. Ранее всех и наиболее точно приблизились к античности итальянские мастера, и Италия не только сама пережила бурный взлет камнерезного искусства, но и дала мощный импульс его развитию в других странах. Во второй половине XVIII века сформировались национальные школы глиптики во Франции, Германии, Англии, Австрии.
Брошь с профилем Екатерины II в образе Минервы
В это же время резные изделия из полудрагоценных камней появляются впервые в России – Петр I приобрел в Голландии небольшую коллекцию гемм (таково общее название резных изделий из камня) для Кунсткамеры. Екатерина II пошла значительно дальше, создав в Петербурге гигантский кабинет антиков (как в то время называли всякие резные камни). Свою страсть к собиранию гемм (напомним, они подразделяются на инталии и камеи) она шутливо называла «камейной болезнью», а самое значительное приобретение императрицы было сделано в 1787 году – одна из самых известных коллекций Европы - коллекция герцога Орлеанского. После 1917 года в Эрмитаж поступили национализированные собрания ювелирных украшений и драгоценностей Шуваловых, Юсуповых, Строгановых, Нелидовых, Половцевых, а в 1964 году в коллекцию Эрмитажа добавилось свыше двухсот шестидесяти древних гемм из собрания известного минералога Г. Г. Леммлейна.
При изготовлении гемм используют различные материалы. Для создания рельефного изображения обычно для нижних слоев (фона) берётся более тёмный материал и на него контрастно накладываются слои резного изображения из более светлого материала.

В античные времена искусство резьбы по камню требовало от художника необычайного мастерства и терпения. Почти каждая древняя гемма – это пример поистине самоотверженной, фанатичной любви к прекрасному. Для их вырезания использовалось то же несложное оборудование, что и для изготовления печатей. Смычок, а позже – колесо с приводным ремнем заставляли быстро вращаться резцы различной конфигурации. Агат, как и большинство минералов, тверже металла, поэтому камень резали не металлическим резцом, а с помощью абразивов – наксосского камня, порошка корунда, алмазной пыли.


Помимо твердости камня, существовала еще одна техническая сложность. Надо было заранее рассчитать чередование слоев агата, которые не всегда идут параллельно, а нередко меняют толщину и капризно изгибаются. Неудачный расчет приводил к тому, что не совпадавшие с рисунком пятна цвета разрушали силуэт изображения вместо того, чтобы его подчеркивать. В лучших камеях эти трудности преодолены с таким виртуозным мастерством, что материал кажется мягким и пластично послушным резцу художника, а слои агата как будто самой природой расположены так, чтобы подчеркнуть темным фоном светлый силуэт и белизну профиля или каштановыми кудрями увенчать лоб цвета слоновой кости.
изделие немецкой фирмы Hübert
Современные граверы, также как и мастера эпохи Ренессанса, вырезают каждое изделие вручную. В производстве, как правило, используется только отборный агат наилучшего качества, который добывается в Бразилии. Компания Hübert (Хюберт) производящая восхитительные камеи, известные своей красотой и оригинальностью, применяет уникальную технологию полихромной обработки агата. Используя ультразвуковую гравировку, рисунок наносится на изделие. Применение послойной окраски агата различными цветами позволяет современным мастерам добиться воспроизведения мельчайших деталей при изготовлении камей.