Исполнительное производство в 2023 году: судебные приставы, банк данных, 229 ФЗ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнительное производство в 2023 году: судебные приставы, банк данных, 229 ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Получение исполнительного документа не гарантирует, что приставы сразу же вынесут постановление и начнут процесс исполнения решения. По каким причинам заявитель может столкнуться с отказом? В действующем законодательстве содержится достаточно обширный перечень оснований, при наличии которых принимается отрицательное решение. Так, приставы вправе не выносить постановление, если истек срок предъявления ИД, не вступило в силу соответствующее судебное решение, документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий и т.д.
В каких случаях может быть отказано в возбуждении производства?
Важно! Закон предоставляет заявителю возможность повторно обратиться к приставам для возбуждения исполнительного производства. Повторно подать заявление можно после того, как обстоятельства, ставшие причиной отказа, будут устранены.
Если приставом будет принято решение об отказе, копия соответствующего постановления направляется взыскателю и в суд. Причем отправить копию сотрудники ССП обязаны не позднее дня, следующего за тем днем, когда было принято решение.
Таким образом, возбуждение исполнительного производства представляет собой строго регламентированную законом процедуру. Однако это вовсе не исключает риск возникновения различных сложностей на всех этапах исполнительного производства.
Если вы хотите, чтобы судебное решение все-таки было исполнено, рекомендуем обращаться за помощью к профессиональным юристам, которые оказывают услуги по правовому сопровождению исполнительных производств.
Риски добровольного исполнения решения суда
Случается, что ответчик полностью согласен с решением суда. Он не собирается его оспаривать, мало того, готов в ближайшее время полностью расплатиться с истцом. В такой ситуации возникают определенные риски. А именно двойной оплаты задолженности.
Бывает, что получив исполнение, взыскатель все равно получает исполнительный лист и обращается к приставам. В таком случае принято говорить о недобросовестности гражданина. Но возможны и другие варианты. Например, должник добровольно исполнил решение суда после того, как исполнительный лист выдан судом, но до момента, когда возбуждено дело по взысканию.
Если должнику не терпится рассчитаться по долгам, имеет смысл своевременно направить взыскателю письменное сообщение об этом. Если же произошла двойная оплата долга, то должнику придется решать проблему через суд. Правильным решением будет подача иска о взыскании неосновательного обогащения.
Можно ли продлить сроки добровольного погашения долга
Должник не может повлиять на срок открытия производства, на принятие решений и издание постановлений. Но в некоторых случаях он может получить дополнительное время на добровольную оплату, исполнение неимущественных требований. Для этого нужно доказать, что исполнение в назначенный срок было невозможным по объективным, уважительным причинам.
О невозможности исполнения по уважительным причинам нужно обязательно уведомить пристава. Для этого нужно подать заявление по почте, через госуслуги или лично в ФССП. К заявлению нужно приложить доказательства, подтверждающие невозможности исполнения. Также необходимо указать просьбу о предоставлении дополнительных дней на оплату задолженности. Примерный образец заявления о продлении можно скачать в нас на сайте.
Время для добровольного исполнения обязательств предоставляют не всегда. Срок не устанавливают в следующих случаях:
- Исполнительный документ уже передавался на исполнение ранее.
- Исполнительный документ был предоставлен непосредственно работодателю или в банк, то есть не передавался на исполнение приставам. В отличие от приставов вышеуказанные организации не обязаны ждать добровольного исполнения. Они сразу же выполняют требования.
- Исполнительное производство инициировано для розыска ребенка.
- Исполнительный документ предполагает привлечение обязанного к обязательным работам или конфискацию имущества.
- Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Прекращение исполнительного производства: правовые последствия
Когда исполнительное производствопрекращается, для сторон дела это имеет определенные правовые последствия. На них указывает закон № 229- ФЗ, а точнее в статье 44. Если исполнительное производство прекратили по инициативе суда или исполнителя, последствия могут быть следующими:
- Восстановить дело будет невозможно (исключая случаи доказанной ошибки по ФЗ 229);
- Меры, что были назначены в рамках отмененного исполнительного производства, перестают действовать;
- Документ, что использовался для активации отмененного исполнительного производства, нельзя будет использовать повторно (он остается в материалах уже отмененного производства);
- Пристав может возбудить новое производство, если должник не исполнил погашение расходов на выполнение исполнительных процедур (долг за неисполненные постановления, сборы, штрафы и т.п. что наложены приставом).
Получить номер исполнительного производства
Не помешает проверить исполнительное производство. Незакрытое исполнительное производство создает массу проблем. Начиная с невозможности взять кредит, заканчивая проблемами с поездками в другую страну. Потому проверка официальной информации становится полезной возможностью.
Также, проверка информации будет полезной, если хотите заключить договор с какой-то компанией. Если информация о ней есть, она будет внесена в банк данных. Желательно проверить, не возбуждено ли против неё исполнительногопроизводства. Это обезопасит от проблем, возникающих при сотрудничестве.
Навести справки довольно просто. Зайдите на платформу ФССП, перейти в режим поиска данных. Есть две формы – для физических и юридических лиц. А также можно вести поиск по номеру исполнительного производства (если он у вас имеется).
Для физического лица стоит указать ФИО, дату рождения, регион, где возбудили исполнительное производство об неуплаченных ими долгах. Также можно указать номер исполнительногопроизводства (под него выделена отдельная строка). Поиск на сайте ФССП бесплатен и не требует регистрации.
Если по указанной информации удалось найти обязательства, их можно проверить в новом окне. Там будут указаны данные исполнительногопроизводства, на основании какой задолженности лицо её получило и другими важными сведениями. Например, в какой банк следует пойти, чтобы внести долг, а также реквизиты рассматриваемого банка, для внесения средств. Если долг не ваш, но есть банк, куда задолжали деньги, следует обратиться в ФССП, чтобы прояснить ситуацию. Если все правильно, взять платежные реквизиты и погасить долг, чтобы больше не усугублять проблему.
А проблемы, если не проверить данные, могут быть довольно весомые. Например, по ФЗ, если сумма долга больше 10 тыс. рублей, человека могут на время ограничить в использовании водительских прав. Не говоря уже о других проблемах, о которых упоминалось ранее.
Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
1. Исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
1.1. Федеральной службой судебных приставов постановление о возбуждении исполнительного производства принимается на основании вынесенных исполнительных документов с учетом полученной из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате должником в полном объеме в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации.
1.2. Федеральной службой судебных приставов в целях установления идентификаторов должника и взыскателя (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа в автоматическом режиме у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем. В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя. Соответствующие органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
2. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
2.1. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительных документов, указанных в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника. Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченного судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае, если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
2.2. В заявлении о возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа, содержащего требование о взыскании денежных средств, указываются реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.
3. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
4. Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта (главному судебному приставу субъектов) Российской Федерации) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.
5. Исполнительное производство возбуждается без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 6 настоящей статьи, а также в случаях, если суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляет исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.
5.1. Запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица либо по последнему известному месту пребывания ребенка.
6. Основанием для возбуждения исполнительного производства также является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
7. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
7.1. Заявление взыскателя и исполнительный документ, содержащий требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации, либо запрос центрального органа о розыске ребенка передаются судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов.
8. Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель.
9. При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства о наложении ареста на имущество должника или об установлении для должника ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа.
10. Если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю. Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
Комментарии к статье 30 закона об исполнительном производстве
В п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:
Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. В указанный срок не включаются нерабочие дни (часть 2 статьи 15 Закона). Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных, в том числе частью 14 статьи 30, частью 5 статьи 103 названного Закона.
Арест на имущество в течение срока для добровольного исполнения
В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. Между тем, в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например, наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.
Запрет на выезд из РФ не устанавливается в течение срока на добровольное исполнение
Судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа (части 1, 2 статьи 67 Закона об исполнительном производстве).
КС РФ: не подлежит удовлетворению ходатайство взыскателя об ограничении должника на выезд из РФ до истечения срока на добровольное исполнение должником требования
В Определениях от 3 июля 2014 года N 1561-О и N 1563-О Конституционный Суд выявил смысл положений части 2 статьи 30 и части 2 статьи 67 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно оспоренным положениям судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, если предъявленный взыскателем к исполнению исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
Как отметил Конституционный Суд, такое регулирование не предполагает удовлетворение судебным приставом-исполнителем содержащегося в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайства взыскателя о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства — до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение должником содержащегося в исполнительном документе требования, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении него исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения содержащегося в исполнительном документе требования (Решение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий и четвертый кварталы 2014 года»).
Оспаривание бездействия пристава-исполнителя. Образец иска
Образец административного искового заявления об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя (не вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства).
Окончание исполнительного производства за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание
В связи с неоднократными жалобами граждан на бездействие должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России при наличии оснований для окончания исполнительного производства, оцениваемого гражданами как вымогательство взятки за совершение предусмотренных законом действий, следует обратить внимание на следующее.
Согласно Федеральному закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина (статья 4).
Согласно статье 36 ФЗ «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Пунктом 4 части 1 статьи 46 данного закона установлено, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, притом что все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В соответствие пункту 3 части 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона.
Исходя из данных правовых норм, можно предположить, что судебный пристав-исполнитель обязан в двухмесячный срок принять все допустимые законом меры по отысканию имущества должника и, в случае его отсутствия, окончить исполнительное производство, возвратив исполнительный лист взыскателю.
То есть при наличии указанного основания судебный пристав-исполнитель обязан в соответствии с частью 3 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве» вынести постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, что в силу части 4 той же статьи не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 данного Федерального закона: в отношении исполнительных листов, выдаваемых судом на основании судебных актов, такой срок, по общему правилу, составляет три года со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1).
Однако, как следует из многочисленных обращений граждан, судебные приставы-исполнители, произведя все необходимые запросы и не установив имущества, на которое может быть обращено взыскание, зачастую годами не принимают мер к окончанию исполнительного производства.
При этом в качестве обеспечительной меры исполнителем могут быть установлены арест либо запрет на распоряжение на перечисленное в абзацах втором и третьем части 1 статьи 446 ГПК РФ имущество, принадлежащее должнику-гражданину.
В связи с чем, неясно подлежит ли окончанию подобное исполнительное производство, если в ходе его исполнения приставом в целях исключения выбытия имущества должника был наложен арест или запрет на распоряжение имуществом, на которое не может быть обращено взыскание.
Таким образом, в производстве пристава-исполнителя длительное время может находиться значительное количество исполнительных производств, исполнение которых в данный период времени заведомо невозможно ввиду отсутствия у должника соответствующего имущества.
Данное обстоятельство может вынуждать приставов-исполнителей бессмысленно тратить время на подготовку различных отчетов и статистических данных по бесперспективным производствам, что, в свою очередь, может негативно отражаться на работе приставов-исполнителей по реальным делам.
Кроме того, отсутствие четких разъяснений по вопросу условий и сроков, при наличии которых судебный пристав-исполнитель в обязательном порядке оканчивает исполнительное производство по основанию предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 46 Закона об исполнительном производстве, может способствовать развитию коррупционных отношений между должностными лицами Федеральной службы судебных приставов России и лицами, заинтересованными в окончании исполнительного производства по указанным основаниям. О наличии подобных отношений также имеется информация от граждан.
В связи с изложенным и с целью обеспечения правовой определенности, стабильности и предсказуемости в сфере гражданского оборота необходимо дать официальные разъяснения по вопросу правоприменения указанных норм закона.
Обжалование нарушений сроков
Стороны производства вправе обжаловать любые действия, решения и бездействие специалистов ФССП, в том числе в отношении сроков. Жалобы подаются в адрес вышестоящего должностного лица, либо в суд. Стандартный срок на обжалование составляет 10 дней с момента, когда стона производства узнала или должна была узнать о нарушении своих прав. В отдельных случаях сроки обжалования могут быть больше.
Выделим наиболее распространенные основания для подачи жалоб по срокам совершения исполнительных действий:
- бездействие специалиста ФССП. т.е. непринятие им мер принудительного взыскания, если для этого были все возможности (например, непринятие мер по аресту и изъятию имущества);
- нарушение сроков на рассмотрение заявлений и ходатайств, что препятствует защите интересов должника или взыскателя;
- совершение действий до истечения пятидневного срока на добровольное исполнение (в этот срок допускается только наложение ареста на имущество и счета в качестве меры обеспечения).
Если в процессе обжалования будет подтверждено нарушение Закона № 229-ФЗ, пристава обяжут их устранить, совершить определенные действия, отменить или вынести постановление. Вопросы, связанные с нарушением сроков, желательно решать при поддержке опытного юриста, так как нормы Закона № 229-ФЗ не всегда однозначны.
Сроки на стадии возбуждения исполнительного производства
Самым важным для взыскателя является срок предъявления документов к исполнению. Согласно ГПК и закону № 229-ФЗ, исполнительный лист или иной документ можно предъявить к взысканию в течение 3 лет. Это правило распространяется:
- на обращение в ФССП для возбуждения производства и совершения исполнительных действий;
- на подачу документов по месту работы должника;
- на предъявление денежных требований непосредственно в банк или иную финансовую организацию.
Пропустив трехлетний срок, взыскатель не сможет требовать от приставов или иных лиц защиты своих интересов. Возможность принудительного исполнения за пределами этого срока допускается только по уважительным причинам и через суд.
Пока не истек трехлетний срок, взыскатель в любой момент может направить в ФССП заявление о возбуждении исполнительного производства. Даже если документы поступили в последний день указанного срока, пристав обязан принять его к производству. На стадии возбуждения производства применяются следующие сроки:
- если документы поступили в надлежащее подразделение ФССП, пристав обязан в течение 3-х дней принять решение о возбуждении производства, либо об отказе;
- постановление о возбуждении производства направляется взыскателю и должнику не позднее одного дня после его вынесения;
- специалист ФССП обязан дать должнику не более 5 дней для добровольного исполнения, что устранит обязанность платить исполнительский сбор.
Все последующие постановления, вынесенные приставом, также направляются сторонам на следующий день после их издания.
Нарушение указанных выше сроков дает право подать жалобу в порядке подчиненности, либо в суд. Например, если пристав издаст постановление о взыскании сбора до истечения пятидневного срока, это будет являться нарушением закона. Несоблюдение срока на возбуждение производства позволит взыскателю обжаловать бездействие сотрудника ФССП.
Если заявитель сделал все правильно, вовремя отправил исполнительный лист в службу приставов, и судебный пристав возбудил исполнительное производство, то принимаются соответствующие меры для осуществления судебного решения в принудительном порядке.
Например, судебный пристав принимает решение о наложении ареста на имущество должника, если по решению суда необходимо взыскать определенную сумму денег. В частности, налагается арест на банковские счета, недвижимое и движимое имущество должника. Если должник имеет достаточно денежных средств для удовлетворения требований заявителя, то судебный пристав конфискует их. Если должник работает, то ежемесячно конфискуется часть его зарплаты. Если же он не работает и не имеет денежных средств, то конфискуется его другое имущество, которое подлежит продаже на аукционе.
Очень часто по судебном решению должник должен осуществить определенные действия в пользу заявителя. В этом случае пристав обеспечивает осуществление данных действий в принудительном порядке, а при необходимости по отношению к должнику могут быть применены различные санкции.
Извещения и вызовы в исполнительном производстве
Понятие и значение надлежащего извещения в исполнительном производстве.
Надлежащее извещение сторон и других участников исполнительного производства процесса имеет существенное значение, поскольку обеспечивает гарантии участия при осуществлении процедур принудительного исполнения и совершении отдельных исполнительных действий, помогает эффективно защищать свои права и исполнять обязанности. Исполнительное законодательство относится к сфере публичного права, поэтому в силу публично-правового характера исполнительных действий здесь действует правило о том, что правомерными будут только те исполнительные действия, которые совершались в соответствии с регламентом, установленным ФЗИП, ФЗСП и другими федеральными законами, а при наличии международного договора Российской Федерации — в соответствии с его условиями.
Функция извещения участников исполнительного производства носит публично-правовой характер и относится к компетенции судебного пристава-исполнителя. Только в ограниченном числе случаев он вправе возложить обязанность по извещению на другое лицо (ч. 1 ст. 24, ст. 26 ФЗИП), но и в этих случаях такое извещение осуществляется по поручению и под контролем судебного пристава-исполнителя.
Необходимость надлежащего извещения связана с тем, что по общему правилу лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются о времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызываются к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (ч. 1 ст. 24 ФЗИП).
Данное правило вытекает из предусмотренных в ст. 50 ФЗИП правомочий сторон исполнительного производства участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) и т.д. Реализация всех указанных прав невозможна без личного участия стороны исполнительного производства либо ее представителей при совершении исполнительных действий, которое предполагает наличие информации о времени и месте их совершения.
Как было отмечено в Определении ВАС РФ от 10 октября 2012 г. N ВАС-8488/12 по делу N А75-7853/2011, в «ст. 13 ФЗСП предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. Перечень прав сторон исполнительного производства, к которым относится в том числе и взыскатель, содержится в ст. 50 ФЗИП, включая право участвовать в совершении исполнительных действий, осуществляемых судебным приставом-исполнителем. Праву сторон участвовать в совершении исполнительных действий корреспондирует вытекающая из положений ст. 24 ФЗИП и ст. 12 ФЗСП обязанность судебного пристава-исполнителя извещать их об исполнительных действиях, времени и месте их совершения, сообщать о мерах принудительного исполнения».
Только в отдельных случаях допускается совершение исполнительных действий без предварительного надлежащего извещения, с учетом характера исполнительных действий и исполнительного документа, в частности, в случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер, судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве, при этом судебный пристав-исполнитель обязан уведомить указанных лиц о совершении исполнительных действий или о применении мер принудительного исполнения не позднее следующего рабочего дня после дня их совершения или применения (ч. 2 ст. 24 ФЗИП).
Таким образом, извещения и вызовы в исполнительном производстве осуществляются по особой процедуре, которая нетождественна вручению частной переписки. Среди главных ее задач — обеспечить уведомление заинтересованных лиц об исполнительных действиях и мерах принудительного исполнения, которые будут осуществляться судебным приставом-исполнителем.
На обязательность извещения лиц, участвующих в исполнительном производстве, об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения обратил внимание Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2011 г. N 229-О-О.
Соответственно, совершение исполнительных действий вне процедур извещений и вызовов, предусмотренных ФЗИП, является незаконным и нарушает право соответствующего участника исполнительного производства на справедливое судебное разбирательство, гарантированное ст. 6 Конвенции о защите прав и свобод человека и ст. 46 Конституции РФ.
Основные правила осуществления извещений и вызовов. Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве. Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме. Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом или его заместителем.
Расходы в исполнительном производстве
Понятие и состав расходов в исполнительном производстве. Поскольку осуществление исполнительного производства связано с затратами как со стороны государства, так и других участников исполнительного производства, то возникает необходимость их правового регулирования. Глава 16 ФЗИП устанавливает как правила, определяющие состав расходов по совершению исполнительных действий, так и возмещения соответствующих расходов в пользу лиц, их понесших.
Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения (ч. 1 ст. 116 ФЗИП).
Отложение и приостановление исполнительного производства
Пристав сам откладывает исполнительные действия и меры принудительного характера, а также приостанавливает дело. И то и другое применяется, если есть препятствия дальнейшему производству. Перечня случаев для отложения в законе нет, поэтому целесообразность решения остаётся на усмотрении пристава. Отличие данных понятий в степени вероятности будущего устранения препятствий.
При отложении известен срок устранения препятствий – до 10 дней. В принципе срок может продлеваться каждый раз новым постановлением на 10 дней. Приостановление означает, что препятствия неустранимы, и исполнение не осуществимо. Но это не окончание производства: приостановленное по ряду оснований производство возобновят, если причины отпадут.
Сроки совершения исполнительных действий
Есть общее для всех требование, в основе которого сказано про исполнительное производство судебных приставов, сроки, исполнения которых должны выполняться в период от недели до двух месяцев и началом отсчета принято считать момент, когда произошло возбуждение этого производства.
Если же ограничение было поставлено законом или документ был выдан по определению искового обеспечения, то все прошения выполняемого листа обязаны выполнить в тот же день, когда этот лист поступил. Но если сделать это нет возможности, то допускается временить дело до следующего дня.
Внимание! Истечение ограничения действий исполнения не влечет за собой завершение всего производства
Также, очень важно учитывать время, за которое должны исчисляться периоды, ведь некоторые процессы, которые не входят в общий, могут затягиваться достаточно надолго.
Полномочия судебных приставов-исполнителей
Судебный пристав – государственный гражданский служащий, полномочный принудительно исполнить судебные решения. Требования пристава обязательны для всех. Каждое действие судового пристава корректно и своевременно. Полномочия пристава делятся на процессуальные и принудительные.
К процессуальным относятся:
1. Возбуждение исполнительного производства, принятие решений в рамках компетенции, опросы участников и других лиц, ознакомление их с материалами, разъяснение смысла исполнительного документа у органов, выдавших их; приостановление и завершение исполнительного производства.
2. Производство по делу об административных нарушениях.
3. Дача поручений, выезды и осмотры.
4. Объявление в розыск людей, имущества, детей.
5. Прямой доступ в нежилые и жилые помещения, выселение должника.
6. Проведение обысков, изъятие документации и имущества. Например, по удостоверению трудовой комиссии пристав в рамках исполнительного производства изымает финансовые документы и бухгалтерскую отчётность работодателя, чтобы выяснить платёжеспособность и признаки умышленного сокрытия имущества.
Зарегистрируйтесь сейчас и получите бесплатную консультацию Специалистов
К принудительным относятся:
— Арест имущества должника, в т.ч. «заморозка» всех счетов в банках и финансовых организациях.
— Взыскание долгов за счёт вещей должника, а не только денежных средств, организация торгов.
Исполнительное производство – гарантия прав граждан, предоставляемая бесплатно. ФЗ «О судебных приставах» уточнён статьёй 2.1 об использовании слова «пристав», которое используется только в названии Федеральной службы судебных приставов. Ни одна организация не может включать это слово в наименование. Так показано, что законными действия по взысканию считаются только со стороны судебных приставов. Деятельность коллекторов по «выбиванию» долгов не имеет юридического основания и незаконна. Почти для всех полномочий установлены чёткие сроки исполнения исполнительного производства судебными приставами.