Госслужащий может быть руководителем или учредителем ООО?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госслужащий может быть руководителем или учредителем ООО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учредитель или участник общества — в обычной практике равнозначные термины. Хотя, если быть точными, учредитель — только тот, кто создал ООО, а участник — любой член компании, вне зависимости от времени появления в ней. Так называют тех лиц, которые открыли бизнес в форме ООО и получают прибыль от его деятельности. То есть лицо, которое обратилось в налоговую с регистрационными документами, а после постановки юр.лица на учет внесло сумму своей доли в уставном капитале, становится его полноценным учредителем (участником). Также участниками становятся лица, которые приобрели долю в УК уже существующего общества.
Учредить общество с ограниченной ответственностью в Российской Федерации могут практически любые лица: и физические, и юридические, и российские, и зарубежные. Правда, к каждой категории участников есть некие требования. Также для ООО есть количественный предел участников. Подробнее — читайте в следующих пунктах.
Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем?
Из прокуратуры пришло представление о том, что один из государственных гражданских служащих является учредителем ООО. В процессе проверки он вышел из состава учредителей.
Может ли государственный гражданский служащий учредить ООО и в дальнейшем участвовать в нем? Предусмотрена ли за это ответственность?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Государственный гражданский служащий вправе учредить общество с ограниченной ответственностью и оставаться его участником в период пребывания на государственной гражданской службе. Какой-либо ответственности за это не предусмотрено.
Принадлежащая государственному гражданскому служащему доля в уставном капитале ООО должна быть передана им в доверительное управление. Несоблюдение этого требования может явиться основанием для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности.
Ограничения и запреты, связанные с гражданской службой, установлены в ст.ст. 16 и 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ). Ни указанными, ни иными нормами гражданскому служащему (далее также — служащий) не запрещено учреждать хозяйственные общества либо участвовать в них*(1). Более того, как видно из ч. 2 ст. 17 Закона N 79-ФЗ и ч.ч. 6, 7 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Закон N 273-ФЗ), служащему могут принадлежать доли в уставных капиталах хозяйственных обществ. Само по себе это обстоятельство не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения служащего к ответственности. Однако, если владение такими долями приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан передать их в доверительное управление.
Напомним, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей или осуществление полномочий (п. 1 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 1 ст. 10 Закона N 273-ФЗ). Под личной заинтересованностью гражданского служащего понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) им и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми он и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 3 ст. 19 Закона N 79-ФЗ, ч. 2 ст. 10 Закона N 273-ФЗ).
Поскольку, с одной стороны, основной целью деятельности ООО как коммерческой организации является получение прибыли (п.п. 1, 2 ст. 50, п.п. 1, 3 ст. 66 ГК РФ) и участник ООО вправе участвовать в распределении прибыли общества (п. 1 ст. 67 ГК РФ), что приносит участнику доход, а, с другой стороны, в связи с поступлением на государственную службу гражданину становится доступной информация, не являющаяся общедоступной, а также появляется возможность принимать участие в осуществлении государственного управления, то, как мы полагаем, целесообразно исходить из того, что участие гражданского служащего в ООО принципиально может привести к конфликту интересов, а значит, требует передачи принадлежащих служащему долей в доверительное управление.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 16 Закона N 79-ФЗ в случае несоблюдения ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, установленных Законом N 273-ФЗ, гражданский служащий не может находиться на гражданской службе. Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности (ч. 4 ст. 19 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, несоблюдение служащим требования о передаче принадлежащей ему доли в уставном капитале ООО в доверительное управление может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с гражданской службы (смотрите, например, раздел 1 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 30.07.2014, апелляционные определения СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 07.08.2012 по делу N 33-3502/2012 и от 14.08.2012 по делу N 33-3540/2012). Однако оценить обоснованность применения того или иного дисциплинарного взыскания применительно к рассматриваемой ситуации в рамках этой консультации мы не можем.
*(1) Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Закона N 79-ФЗ гражданским служащим запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако создание (учреждение) юридического лица и дальнейшее участие в нем не является предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 2 ГК РФ). После создания и государственной регистрации юридического лица предпринимательскую деятельность осуществляет не участник юридического лица, а само это юридическое лицо от своего имени и под свою ответственность (ст.ст. 1, 48, 49 ГК РФ).
Имеет ли право учредитель работать на государственной службе
Может ли госслужащий быть учредителем ООО? Однозначный ответ на этот вопрос дан в п. 3 ч. 1 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ: нет, не может.
В указанной норме содержится запрет госслужащим заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в т. ч. участвовать в управлении ООО.
Действие этой статьи распространяется и на военнослужащих (закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
Если учредитель ООО — адвокат, эта норма его не касается, поскольку он не является госслужащим.
Данная позиция закреплена в Обзоре дисциплинарной практики по состоянию на 21.03.2005. В нем приводится извлечение из заключения и выводов квалификационной комиссии по вопросу, является ли нарушением нахождение адвоката в составе учредителей ООО.
Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника. Однако участник общества не имеет статуса его работника, поэтому правонарушения как такового не происходит.
Таким образом, статус адвоката и госслужащего совершенно различен, что позволяет адвокату учреждать юрлица и участвовать в них, тогда как для госслужащего такая деятельность находится под запретом.
В отношении каждого из специфических субъектов гражданского оборота ответ на вопрос о правомочности их участия в ООО необходимо искать в профильном законодательстве.
Надбавки за дипломатический ранг
В 2023 году повышение зарплаты госслужащим затронет и дипломатов РФ. Для сотрудников посольств разработана такая сетка надбавок:
Ежемесячная надбавка (руб.) | Дипломатический ранг |
8 939 | Атташе |
9 498 | 3-й секретарь |
10 371 | 2-й секретарь II класса |
10 615 | 2-й секретарь I класса |
11 174 | 1-й секретарь II класса |
11 447 | 1-й секретарь I класса |
12 008 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
13 408 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник II класса |
24 580 | Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса |
30 167 | Чрезвычайный и Полномочный Посол |
Оклады за классный чин
В 2023 году для сотрудников федеральных госорганов будут актуальны такие оклады:
Ежемесячный оклад (руб.) | Классный чин |
6 145 | Секретарь III класса |
7 263 | Секретарь II класса |
8 381 | Секретарь I класса |
8 939 | Референт III класса |
9 498 | Референт II класса |
10 615 | Референт I класса |
11 174 | Советник III класса |
11 732 | Советник II класса |
12 290 | Советник I класса |
12 850 | Гос. советник РФ III класса |
13 408 | Гос. советник РФ II класса |
14 526 | Гос. советник РФ I класса |
22 346 | Действительный гос. советник РФ III класса |
24 580 | Действительный гос. советник РФ II класса |
30 167 | Действительный гос. советник РФ I класса |
Законопроект Путина: Госслужащие не смогут управлять НКО
26/ 12 /16
Президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму законопроект, запрещающий госслужащим управлять даже теми некоммерческими организациями, которые не приносят дохода. Кроме того, на губернаторов возлагается обязанность проверять достоверность сведений о доходах, предоставляемых местными чиновниками и депутатами.
Муниципалитет несовместим с клубом филателистов
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» накладывают на госслужащих, муниципальных чиновников и депутатов определенные ограничения в сфере бизнеса и общественной деятельности. Перечисленным категориям граждан запрещается заниматься предпринимательской деятельностью (даже через доверенных лиц), а также участвовать в управлении хозяйствующими субъектами – за исключением жилищных, дачных и иных подобных кооперативов и товариществ, а также профсоюзов. Могут ли чиновники и депутаты входить в состав руководства некоммерческих организаций? Могут, но с одним условием. В Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» содержится следующее определение хозяйствующего субъекта: «Коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход». Таким образом, НКО, не приносящая дохода, хозяйствующим субъектом не является. А значит – чиновники и депутаты могут руководить такими организациями.
В президентском законопроекте предлагается переформулировать указанный запрет. Если проект примут, то госслужащим, местным чиновникам и депутатам нельзя будет «участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией».
Исключение, как и в предыдущей редакции закона, будет сделано для жилищных, гаражных и иных кооперативов. Также в список исключений добавят политические партии и объединения муниципальных образований – потому что без этого работу чиновников и депутатов все-таки сложно представить.
Кстати, а вот профсоюзы из списка исключений исчезли.
Есть и еще один нюанс – чиновники и депутаты смогут управлять НКО от имени государства или муниципалитета, если это входит в их служебные обязанности. Дополнительные исключения могут быть установлены иными федеральными законами.
По сути законопроект отдаляет чиновников и депутатов от широкого общества. Он делает невозможным совмещение государственного поста и, например, должности руководителя клуба филателистов или общества защиты животных.
Первый серьезный шаг в этом направлении был сделан летом 2016 года, когда чиновников обязали отчитываться перед руководством практически о каждом написанном в интернете комментарии. Так чиновники были резко отделены от «простых смертных», которые свободно общаются на просторах глобальной сети.
Если госслужащих выдавят еще и из руководства НКО – разрыв между «властью и народом» еще сильнее усугубится.
- Карман под контролем губернатора
- Минобороны устроит «Зарницу»
- Таким образом, после принятия законопроекта смогут свободно развиваться всякого рода «патриотические клубы» и «общества юных защитников родины» под патронажем Минобороны и МВД.
Второй вектор президентского законопроекта направлен на ужесточение контроля за доходами чиновников и депутатов. Предлагается обязать губернаторов проверять – достоверны ли сведения о доходах, имуществе и имущественных обязательствах, предоставленные региональными и местными депутатами, а также выборными должностными лицами местного самоуправления. Порядок организации таких проверок регионы должны будут прописать в своем законодательстве. Если в ходе проверки губернатор выявит нарушения – он сможет через уполномоченные органы местного самоуправления либо через суд потребовать прекращения полномочий с недобросовестного чиновника или депутата. Также законопроект вносит изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав», предлагая освобождать от исполнения обязанностей членов избиркомов с правом решающего голоса, которые не исполняют антикоррупционные требования (например, не предоставляют те же отчеты о своих доходах). Наконец, законопроект вводит еще две категории граждан, обязанных отчитываться о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Во-первых, это граждане, замещающие должность главы местной администрации по контракту. Во-вторых – абитуриенты вузов, находящихся в ведении федеральных органов в области обеспечения безопасности. Исключение будет сделано лишь для курсантов МВД. В законопроекте подчеркивается, что полученные от будущих студентов сведения будут иметь гриф «ограниченный доступ», а если абитуриент не поступит в вуз – информацию уничтожат. Кстати, к местным чиновникам авторы законопроекта отнеслись куда менее щепетильно. Информацию об их доходах и имуществе, наоборот, предлагается публиковать в интернете и СМИ. Третья важная новелла законопроекта – серьезное расширение полномочий силовых органов в сфере работы с общественностью. Если гражданским служащим, как говорилось выше, затрудняется «доступ к народу» – то с силовиками все наоборот. Сейчас Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел» разрешают военнослужащим и полицейским состоять в общественных организациях с двумя условиями – во-первых, организация не должна иметь политического оттенка, а во-вторых, деятельность на пользу организации может вестись лишь в свободное от службы время. Законопроект же наделяет силовиков правом управлять общественно-государственными объединениями, развивающими военно-прикладные виды спорта. Причем тут уже не делается оговорок ни о недопустимости политического оттенка, ни о свободном времени.
Если вам понравилась статья — порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.
Может ли госслужащий быть учредителем ооо
Необходимо отметить, что обеспечению законности и пресечению коррупционных проявлений со стороны государственных служащих способствуют установленные для них запреты. В их числе — запрет на совмещение государственной гражданской службы с предпринимательской деятельностью, на участие в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Однако, следует иметь ввиду, что законодательством в отношении лиц, занимающих должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления не установлено запрета выступать учредителями некоммерческих организаций.
При этом некоммерческая организация не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяет полученную прибыль между участниками (учредителями).
Единственный участник ООО
Законодательство предусматривает право одного лица быть учредителем. Впоследствии это и будет единственный участник ООО. Ограничение установлено только для юридического лица, которое имеет в своем составе одного участника. В этом случае ему запрещено единолично учреждать ООО. Касательно физических лиц ограничений не установлено. Единственным учредителем может стать как дееспособный гражданин России, так и иностранное лицо.
Особенности учреждения ООО единолично такие:
- Создание юридического лица, изменения, все назначения и т.п. оформляются не Протоколами, а Решением единственного участника.
- Отсутствует Договор об учреждении Общества.
- Один учредитель имеет право одновременно исполнять обязанности генерального директора и главного бухгалтера.
- ООО с одним учредителем может быть зарегистрировано на домашний адрес генерального директора. Срок полномочий руководителя устанавливается как бессрочный.
Единственный участник Общества не может выйти из состава предприятия. Если необходимо провести его замену, то это происходит одним из таких способов:
- Отчуждение доли через сделку купли-продажи, после которой происходит перерегистрация юридического лица: вносятся изменения в устав, которые утверждаются в налоговой инспекции.
- Введение нового лица, которое покупает у единственного участника частично его долю, после чего последний выходит из Общества.
- Увеличение уставного капитала, после чего вводится новый участник с дополнительным вкладом, которому передается 100% части.
Продажа доли при единственном участнике происходит через договор купли-продажи, который заверяется нотариально. Затем назначается Генеральный Директор, который проводит изменения в учредительные документы. Госрегистратору подается заявление установленной формы, вносятся изменения в Единый Государственный Реестр юридических лиц.
Имеет ли право учредитель работать на государственной службе или быть адвокатом
Может ли госслужащий быть учредителем ООО? Однозначный ответ на этот вопрос дан в п. 3 ч. 1 ст. 17 закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ: нет, не может.
В указанной норме содержится запрет госслужащим заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, в т. ч. участвовать в управлении ООО.
Обратите внимание! Действие этой статьи распространяется и на военнослужащих (закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).
Если учредитель ООО — адвокат, эта норма его не касается, поскольку он не является госслужащим.
Данная позиция закреплена в Обзоре дисциплинарной практики по состоянию на 21.03.2005. В нем приводится извлечение из заключения и выводов квалификационной комиссии по вопросу, является ли нарушением нахождение адвоката в составе учредителей ООО.
Важно! Согласно п. 1 ст. 2 закона «Об адвокатской деятельности…» от 31.05.2002 № 63-ФЗ адвокат не может вступать в трудовые отношения в качестве работника. Однако участник общества не имеет статуса его работника, поэтому правонарушения как такового не происходит.
Может ли бывший госслужащий открыть ООО
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» запрещается совмещать работу в государственных органах с предпринимательской или коммерческой деятельностью только действующим госслужащим. На бывших сотрудников госорганизаций это ограничение не распространяется.
Соответственно, бывший госслужащий может открыть ООО.
Но есть ряд нюансов:
- Важно правильно понимать статус госслужащего, ведь им наделяются не все, кто работает в муниципальных или государственных организациях. Например, наёмные работники могут не наделяться указанным статусом, соответственно, вопрос о каких-либо ограничениях по ведению коммерческой деятельности в этой ситуации вообще будет неактуальным.
- Организация, принявшая на работу бывшего госслужащего, если его должность относится к специальным перечням (например, из указа Президента РФ № 557), а с момента увольнения со службы еще не прошло более 2 лет, обязана уведомить об этом представителей последнего места службы в десятидневный срок (ст. 64.1 ТК РФ). Этот пункт будет касаться тех, кто при организации ООО в качестве учредителя/участника захочет нанять сам себя на руководящую должность.
- Так как создаваемая организация новая и не могла быть в сфере деятельности госслужащего, пока он был при исполнении, конфликта интересов не возникает (пункт 3.1 пункта статьи 17 ФЗ № 79), а значит, решения соответствующей комиссии не потребуется, даже если бывший госслужащий наймёт сам себя в качестве сотрудника организации.
Может ли в РФ госслужащий быть учредителем других организаций
В 16-й статье 79-го ФЗ сообщается, что государственный служащий не вправе занимать должности в неправительственных иностранных организациях. То есть он не может состоять в их:
- органах управления;
- наблюдательных (попечительских) советах;
- других руководящих структурах.
Исключением являются случаи, предусмотренные в отечественном законодательстве.
В то же время государственному служащему не возбраняется становиться соучредителем или участвовать в управлении различных кооперативов:
- гаражный;
- строительный;
- жилищный;
- садоводческий;
- потребительский;
- дачный и пр.
Аналогично разрешено чиновникам работать в:
- официально действующих профсоюзах;
- товариществах собственников жилья.
Запрет на выезд для госслужащих: с чем это связано
Как видно из вышесказанного, какое-либо ограничение выезда за границу, связанное лишь с нахождением на госслужбе, законом не предусмотрено. По сути, запрет на пересечение границы может быть наложен на чиновника лишь в случае:
- Доступа к сведениям, содержащим гостайну под грифом «особой важности» или «совершенно секретно». Речь идет о так называемых второй и первой форме допуска, которые в силу секретности предоставляются ограниченному кругу лиц.
- Службы в ФСБ. Это не только оперативники, пограничники, но и относящиеся к ведомству военно-медицинские, научно-исследовательские, экспертно-судебные подразделения и так далее.
Запрет на косвенное владение. Неочевидные случаи
Изменения 2017 года в Закон о запрете расширили запрет на владение иностранными активами не только на прямое, но и на «косвенное (через третьих лиц) владение и (или) пользование такими финансовыми инструментами» (ч. 3 ст. 1 Закона о запрете).
На наш взгляд запрет на косвенное использование иностранных финансовых инструментов имеет наиболее серьезное значение для определения объектов для инвестиций, доступных для госслужащих. Мы позволим себе не согласиться с часто встречающимся утверждением, что запрет на косвенное владение означает запрет на владение бывшими супругами, совершеннолетними детьми, друзьями, партнерами и т.д. По нашему мнению, все эти лица являются по отношению к госслужащему «третьими лицами», т.е. чужими людьми. Даже если такие лица фактически являются хранителями иностранных финансовых активов государственного служащего, формально (т.е. документально) такие лица и их активы не имеют никакого отношения к государственному служащему. Очевидно, что «в случае необходимости» на практике у многих чиновников наверняка найдутся доверенные лица: родители, братья и сестры, родственники по боковым линиям и линии супруга, а также взрослые дети. Документально доказать связь такого владения с госслужащим возможно лишь в рамках возбужденного уголовного дела (или доследственной проверки), где доказательствами могут являться свидетельские показания. При этом показания должны давать как раз такие доверенные лица и/или сам госслужащий, что будет явно не в их интересах. Представляется, что вне рамок уголовного дела доказать такое владение крайне проблематично. Многочисленные примеры успешного зарубежного бизнеса совершеннолетних детей высших госслужащих, а также примеры массовых разводов супругов среди госслужащих (например, депутатов Госдумы) перед декларационными кампаниями являются, но нашему мнению, лучшим примером подтверждения данного тезиса.
В этой связи мы считаем, что запрет на косвенное владение связан, прежде всего с опосредованным владением иностранными активами самим госслужащим.
Муниципальный служащий: особенности перевода
Таким органом является, как правило, городская дума или совет депутатов.
Наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей, используются при составлении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования (ст. 6 Закона № 25-ФЗ). Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами по категориям и группам должностей.
Кроме этого, в зависимости от соответствия уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям, служащим присваиваются классные чины.
Группы должностей установлены ст. 8 Закона № 25-ФЗ – высшие, главные, ведущие, старшие и младшие.
Категории и классные чины должностей муниципальной службы устанавливаются законами субъектов РФ. На примере Закона Московской области от 24.07.2007 № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» (далее – Закон № 137/2007-ОЗ) рассмотрим, какие категории и классные чины установлены для муниципальных служащих Московской области.
Итак, там различают следующие категории служащих: – руководители – это должности руководителей администраций муниципальных образований и их заместителей, руководителей органов местного самоуправления и их заместителей и т.
д. Они подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей муниципальной службы; – помощники (советники) – должности, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность, замещаемые муниципальными служащими на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанного лица. Составляют ведущую группу должностей муниципальной службы; – специалисты – должности, устанавливаемые для профессионального, а также организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования, замещаемые без ограничения срока полномочий. Подразделяются на ведущую, старшую и младшую группы должностей муниципальной службы.