Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

26.09.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Напомним читателям, что в 2018 году в Законе № 223-ФЗ появилась отдельная ст. 3.6, посвященная этому виду закупок. Сформулирована она крайне лаконично – порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке. Собственно, единственное требование закона заключается в том, чтобы заказчик в своем положении о закупке установил закрытый, а не открытый перечень случаев, когда он может провести такую закупку.

Когда возможно заключение контракта/договора с единственным поставщиком?

44-ФЗ:

Закон устанавливает закрытый перечень случаев, когда возможно заключение контракта с единственным поставщиком. Эти случаи являются исключениями из правил о необходимости выявления поставщика на торгах.

Среди 60 оснований можно выделить следующие, наиболее популярные:

  • Закупка на сумму до 600 тысяч рублей либо до 3 млн рублей в случае проведения закупки товара на электронной площадке. При этом необходимо соблюдать ограничения на такие закупки – их годовой объем не может превышать 2 млн рублей,10 % совокупного годового объема закупок или 50 млн рублей. Электронная закупка лекарственных препаратов, мед.изделий мед.организацией, если такие товары производятся единственным производителем на территории РФ или «дружественной РФ» страны (при наличии решения учредителя организации), либо закупка таких товаров у единственного производителя из «дружественной» страны, если товар не имеет российских аналогов
  • Закупка авторского надзора за строительством.
  • В случае признания закупки несостоявшейся (например, документации соответствует лишь одна заявка).

Закупка у единственного поставщика унитарными предприятиями.

Поэтому «вольница» для заказчиков здесь сохраняется. В полной степени воспользоваться ей не могут только государственные и муниципальные автономные и бюджетные учреждения, а также ГУП и МУП, но только в том случае, когда их учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления), пользуясь появившимся у него не так давно правом (ч. 2.1 – 2.7 ст. 2 Закона № 223-ФЗ), устанавливает типовое положение о закупке, обязательное для применения этими заказчиками, и в нем сам четко обозначает, что, как и в каких случаях эти заказчики будут закупать у единственного поставщика.

Например, в Хабаровске утверждено типовое положение о закупке, применение которого обязательно для всех городских муниципальных бюджетных и автономных учреждений, всех МУП при утверждении ими своих положений о закупке[3]. В соответствии с этим документом закупка у единственного поставщика может проводиться данными заказчиками в 39 случаях, перечень которых во многом напоминает аналогичный перечень в ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В частности, любые закупки у ЕП разрешается осуществлять на сумму, не превышающую 500 тыс. руб., установлены и годовые лимиты таких закупок (4 млн руб. или не более 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок). Для образовательных, физкультурно-спортивных учреждений и учреждений культуры порог таких закупок в два раза больше – 1 млн руб., а их годовой объем уже не должен превышать 20 млн руб. и 50 % утвержденного совокупного годового объема закупок. Отметим, что эти пороги все же больше, чем в Законе № 44-ФЗ – 300 тыс. и 600 тыс. руб. соответственно (п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 закона).

Сумма закупки по 44 ФЗ

Одним из наиболее распространенных случаев закупки у единственного поставщика является заключение контракта в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, позволяющим совершить разовую закупку на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей. При этом Закон № 44-ФЗ не содержит каких-либо разъяснений относительно предмета закупки и количестве контрактов, заключаемых с одним и тем же исполнителем. Общий объем закупок, осуществляемый таким способом, не должен превышать двух миллионов рублей или пяти процентов от общего объема закупок заказчика и в совокупности не более 50 миллионов рублей в год.

Закупка у единственного поставщика

Статьей 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусмотрены способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). В частности, заказчики при осуществлении закупок могут:

  1. использовать конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
  • конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс);
  • аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
  • запрос котировок и запрос предложений;
  1. осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Определение закупки у единственного поставщика в Законе N 44-ФЗ не приводится. Однако из анализа ст. ст. 24, 93 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что это такой способ определения поставщика, при котором предложение заказчика о заключении контракта о приобретении товаров, работ или услуг за государственные средства направляется конкретному поставщику (исполнителю, подрядчику). Иными словами, в отличие от закупки конкурентными способами при закупке товаров, работ, услуг данным способом заказчику не требуется осуществлять формальную процедуру выбора конкретного подрядчика, поставщика, исполнителя из нескольких полученных предложений, то есть, по сути, в указанной ситуации отсутствует процесс определения победителя.

Кроме того, отличительной особенностью закупки у единственного поставщика является то, что ее разрешено проводить только в случаях, установленных ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Если необходимо произвести закупку товаров, работ, услуг и ситуация не соответствует ни одному из случаев заключения контракта с единственным поставщиком, а учреждение не обязано осуществлять закупку одним из закрытых способов или иным конкретно оговоренным в Законе N 44-ФЗ способом, то заказчик имеет право объявить открытый конкурс или электронный аукцион. В некоторых ситуациях допускается проведение закупки путем запроса котировок или предложений.

Планируемые изменения

Во-первых, согласно проекту Федерального закона N 502221-6 предлагается внести следующие изменения в Закон N 44-ФЗ:

  • расширить перечень оснований для проведения запроса предложений, предоставив возможность заключать контракты на поставку спортивного инвентаря и оборудования для спортивных сборных команд субъектов РФ, муниципальных районов и городских округов. В настоящее время возможность такой поставки предусмотрена только для спортивных сборных команд РФ;
  • предоставить возможность заказчикам — центрам спортивной подготовки сборных команд или центрам физкультурно-спортивной направленности заключать контракты с единственным поставщиком на сумму, не превышающую 400 тыс. руб., при условии, что совокупный годовой объем закупок в этом случае не превысит 50% размера средств, которые предусмотрены на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком, и составит не более 20 млн руб. в год;
  • включить в перечень случаев заключения контракта с единственным поставщиком заключение контракта на оказание услуг, связанных с организацией и обеспечением участия спортивных сборных команд в официальных физкультурных мероприятиях. К таким услугам следует отнести проезд к месту проведения данных мероприятий, наем жилого помещения, обеспечение питания и транспортное обслуживание.

Во-вторых, проектом Федерального закона N 467816-6 предусматривается возможность заключения договора аренды спортивных объектов (стадионов, футбольных полей, плавательных бассейнов и т.п.) в целях организации тренировочного процесса и проведения спортивных мероприятий с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Ч.18 ст.34 44-ФЗ оставляет за заказчиком право увеличить объем поставляемой продукции так, чтобы итоговая цена контракта не выходила за рамки начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Это разрешено при соблюдении 2-х условий:

  • данная возможность определена закупочной документацией;
  • участник закупки, с которым будут заключаться обязательства, не возражает против таких изменений.

При этом цена единицы товара не должна быть выше цены единицы товара (исчисляется по формуле: ЦК/количество товара в извещении, где ЦК — цена контракта, предложенная выигравшим участником).

Для контрактов по строительным работам разрешается менять объем и срок работ не более чем на 30% от указанных в закупочной документации:

  • Если контракт продолжается больше 1 года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по утвержденной стоимости. Тогда стоимость контракта разрешается увеличить не более чем на 30%, но данное изменение возможно только с разрешения органа исполнительной власти соответствующего уровня.
  • Если обязательства не были выполнены по вине поставщика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию. Тогда разрешается единожды увеличить срок исполнения контракта на срок, не превышающий изначального.
Читайте также:  Ветеран труда — как получить в Москве в 2022 году

Для остальных контрактов не связанных со строительством можно менять количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10% в большую или меньшую сторону.

Можно изменить цену контракта в случае, если изменились регулируемые тарифы на свет, газ, воду, тепло, либо можно уменьшить цену контракта по соглашению сторон без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта. Также изменению подлежит цена, количество товара, объем работы (услуги) в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.

После того, как победитель был признан уклонившимся от заключения договора, заказчик вправе воспользоваться предложением участника, занявшим 2-е место в отборочной процедуре. Для этого организатору понадобится:

  • Получить согласие второго участника. Оно подтверждается документом в свободной форме.
  • Подготовить проект с условиями, предложенными вторым участником.
  • Направить проект в ЕИС не позже 10 дней после признания победителя уклонившимся.
  • Заключить контракт в обычном режиме.
  • В 3-х дневный срок с даты заключения контракта со 2-м участником подать в РНП информацию об уклонившемся исполнителе.

Второй участник вправе не согласиться заключить контракт. Ему достаточно не подписать проект или не направить протокол разногласий в течение 5 дней после того, как заказчик разместит в ЕИС проект. В этом случае участника не добавят в РНП. Однако, если он оформит протокол разногласий, но потом не подпишет контракт, либо не внесет ОИК, то он будет признан уклонившимся и будет включен в РНП.

В настоящее время законодательство не предусматривает для заказчика возможность заключить договор с участником, занявшим 3-е место, если второй участник отказался от исполнения обязательств.

Уведомление в контрольный орган

В большинстве случаев заказчику не требуется согласование на проведение закупки у единственного поставщика с контролирующим органом.

Однако при осуществлении закупок по подпунктам 6, 9, 34 и 50 пункта 1 ст. 93 44-ФЗ необходимо уведомление контролирующего органа, а при заключении контракта с поставщиком на поставки, предусмотренные подпунктами 24–25 этой же статьи, требуется согласование закупки с контролирующим органом.

При необходимости уведомления, ФАС, орган местного самоуправления или иные лица, уполномоченные производить контроль в сфере закупок, должны быть уведомлены не позднее 1 рабочего дня с момента заключения контракта.

К уведомлению должна быть приложена копия заключённого контракта с основаниями его заключения.

Проведение проверки закупки контролирующим органов не имеет чёткой регламентации в законе. При получении уведомления сотрудник контролирующего органа оценивает действия заказчика по заключению контракта на их соответствие положениям 44-ФЗ и по итогам подготавливает докладную записку. Если нарушений не было выявлено, заказчика об этом не информируют. Если нарушения были обнаружены, то заказчику будет направлено уведомление о проведении внеплановой проверки.

Отличие прямого контракта ВЭД от прямого контракта по 44 ФЗ

Компании могут осуществлять деятельность как в пределах РФ, так и за границей. Закупка также реализуется на конкурсной основе либо по прямому договору. Возникает необходимость подписать контракт ВЭД. Сделка заключается между отечественным импортёром и организацией-заказчиком. В этом случае действуют нормы таможенного законодательства вместо контрактного.

Регулирование прямых контрактов в госзакупках происходит в соответствии со статьёй 93 ФЗ №44. Здесь указаны допустимые лимиты объёма. Прямой договор с единственным поставщиком избавляет от необходимости обоснования целесообразности выбора конкретного исполнителя, цены (за исключением отдельных пунктов ч.1 статьи 93), других важных параметров договора. При этом не нужно публиковать данные о совершаемых закупочных процедурах в ЕИС. Достаточно разработать план-график с указанием информации касательно общего объёма закупок в разрезе значимых условий контракта. Для удобства рекомендуется составлять реестр прямых договоров. Здесь следует указывать данные, чтобы подготовить отчётность за финансовый год.

Международные обязательства РФ по установлению случаев закупки у единственного поставщика

В ч. 4 ст. 2 Закона о контрактной системе установлен приоритет норм, предусмотренных международным договором Российской Федерации, а потому уместно обратиться к тексту Соглашения о государственных (муниципальных) закупках от 9 декабря 2010 г., заключенного между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее — Соглашение) . Характеризуя данное Соглашение, Л.В. Андреева отмечает, что оно содержит в себе императивные правила по наиболее важным и общим вопросам закупок, а установленные им требования в целом соответствуют положениям Закона о контрактной системе .

Читайте также:  ФНС рассказала, как будем считать НДФЛ с зарплаты, полученной в 2023 году

СЗ РФ. 2012. N 5. Ст. 540. Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 176-ФЗ. В соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19 декабря 2011 г. N 9 Соглашение вступило в силу с 1 января 2012 г.
См.: Андреева Л.В. Формирование контрактной системы в России в условиях экономической интеграции // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (14 июня 2013 г., МГУ им. М.В. Ломоносова). М., 2013. С. 16, 17.

Среди прочего в ст. 13 Соглашения сторонам предписывается пользоваться единым Перечнем случаев закупки способом из одного источника (у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)), установленным в приложении N 1 к Соглашению.

Стороны могут сократить данный Перечень в одностороннем порядке путем внесения изменений в национальное законодательство о публичных закупках. А вот дополнение перечня закупок у единственного поставщика новыми случаями допускается только при соблюдении определенной процедуры: орган государственной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере закупок, либо национальный контролирующий орган в сфере закупок, либо высший орган исполнительной власти заблаговременно, но не позднее 30 календарных дней до принятия соответствующего решения, в письменной форме уведомляют Комиссию Таможенного союза и каждую из сторон.

Заключение контракта после размещения плана-графика

  • утверждение документа с основаниями для заказа и внесения в него изменений — в течение 3 рабочих дней;
  • внесение изменений — не позднее 10 дней до размещения извещения;
  • публикация извещения о проведении закупки у единственного поставщика — не позднее 5 дней до контракта (либо не позднее 1 дня в ограниченных случаях);
  • подписание итогового документа и направление уведомления в контрольный орган в случае необходимости — в течение 1 рабочего дня.
  1. За 5 дней до даты подписания. Для заказов, основания для которых определены в пунктах 1–3, 6–8, 11–14, 16–19 части 1 статьи 93, заказчику необходимо разместить извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за 5 дней до даты заключения договора. Таким случаем является, например, закупка в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
  2. За 1 день до даты подписания. Для процедур по правилам пунктов 9 и 28 части 1 статьи 93 определен период внесения изменений в план-график не позднее 1 дня до даты контракта. Например, оказание медицинской помощи в экстренных случаях.
  3. В течение 1 рабочего дня от даты подписания. Есть в законе и такие случаи, при которых у заказчика есть обязанность уведомить о проведении закупки контрольный орган (например, ФАС). В случаях, которые предусмотрены пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 статьи 93, уведомление направляется не позднее 1 рабочего дня с даты контракта. При этом прилагаются копия самого документа и обоснование его заключения. Например, такое уведомление заказчик направит при заключении договора с иностранной организацией для лечения гражданина России за пределами страны.

Размер и условия обеспечение контракта

До подписания контракта участник закупки должен внести обеспечение исполнения контракта. Сделать это он может одним из двух способов, на свое усмотрение:

  • Перечислить деньги на расчетный счет заказчика. Счет указан в документации закупки. Необходимую сумму нужно перечислить полностью.
  • Оформить банковскую гарантию. Гарантию должен выдать банк из перечня Минфина. Сведения о ней должны быть включены в единый реестр банковских гарантий, а сама гарантия должна отвечать требованиям документации закупки и 44-ФЗ. Если банковская гарантия не соответствует хотя бы одному из требований, заказчик не примет ее в качестве обеспечения и может признать победителя уклонившимся от заключения контракта.

Основополагающие нормативные правовые акты, которые регулируют правоотношения:

  • Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  • Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
  • Приказ Минэкономразвития России от 13 сентября 2013 г. N 537 «Порядок согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)».
  • Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера».


Похожие записи: