Порядок исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как указывалось выше, трудоустроенные осужденные отбывают исправительные работы по месту своего трудоустройства. То есть отбывание сводится для них к исполнению своих повседневных трудовых обязанностей с изъятиями, установленными законом, о которых речь пойдет ниже (удержание части зарплаты, сокращенная продолжительность ежегодного отпуска, невозможность уволиться самому без разрешения УИИ и так далее). При этом трудоустройство должно быть исключительно официальным.
Статья 54. Ответственность осужденного за нарушение порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ
1. За нарушение осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде исправительных работ служба пробации в письменном виде предупреждает его об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Республики Казахстан.
2. В отношении осужденного, уклоняющегося от отбывания наказания в виде исправительных работ либо не трудоустроенного в течение трех месяцев со дня потери работы или расторжения трудового договора, служба пробации вносит в суд представление о замене неисполненной части наказания, назначенного за уголовный проступок, — привлечением к общественным работам либо арестом, а неисполненной части наказания, назначенного за преступление, — лишением свободы.
3. Уклоняющимся от отбывания наказания в виде исправительных работ признается осужденный:
1) повторно в течение года не исполнивший обязанности, указанные в части первой статьи 53 настоящего Кодекса;
2) скрывшийся с целью уклонения от отбывания наказания;
3) выехавший за пределы Республики Казахстан.
4. Скрывающимся от отбывания наказания признается осужденный, место нахождения которого не установлено более пятнадцати дней со дня неявки для регистрации в службу пробации.
Порядок замены наказания следующий
- инспектор готовит представление, в котором отражает все нарушения со стороны осужденного, принятие к нему мер воздействия, прилагает табель отработки, где указаны пропуски по неуважительным причинам или документы, подтверждающие нахождение в состоянии опьянения и т.д.;
- осужденного знакомят с этим представлением, после чего оно направляется в суд, который вынес приговор;
- суд назначает дату рассмотрения судебного заседания, инспектор и осужденный извещаются о дне и времени рассмотрения представления;
- участие в судебном заседании как осужденного, так и инспектора, а также прокурора обязательно; гражданину по его желанию суд может назначить адвоката;
- при наличии достаточных оснований судом заменяются исправительные работы на лишение свободы, из расчета 1 день изоляции = 3 дням исправительных работ.
Некоторые отличия от схожих наказаний
Исправительные работы |
Обязательные работы |
Принудительные работы |
Отбываются по месту официального трудоустройства или в местах, определяемых УИИ по согласованию с ОМСУ по месту жительства. | Исполняют УИИ по месту жительства в местах и на объектах, определяемых ОМСУ по месту жительства. | Отбывается в специальных учреждениях – исправительных центрах. Место работы определяет орган уголовно-исполнительной системы. Оно может быть за пределами населенного пункта, где живет осужденный, если в нем отсутствует специализированное учреждение. |
Отбывается в период осуществления трудовой деятельности. | Отбывается во время, свободное от работы/учебы. | Своеобразная альтернатива лишению свободы. Осужденный в течение всего срока находится в исправительном центре. |
2-24 месяца | 60-480 часов | 2 месяца – 5 лет |
Выплачивается обычная зарплата, из которой удерживается 5-20% в доход государства. | Осуществляется бесплатно. | Труд оплачивается, с заработка в пользу государства удерживается 5-20%. |
Неотбытый срок лишения свободы теперь можно заменить принудительными работами
- Приказ МВД России от 15.04.2021 N 24 «О внесении изменений в приказ Следственного департамента МВД России от 8 ноября 2011 г. N 58»
- Приказ МВД России от 08.11.2011 N 58 (ред. от 15.04.2021) «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов»
- Постановление Правительства РФ от 14.04.2021 N 595 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
- Постановление Правительства РФ от 06.04.2018 N 420 (ред. от 14.04.2021) «О федеральной целевой программе «Развитие уголовно-исполнительной системы (2018 — 2026 годы)»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 13.04.2021 N 13-П «По делу о проверке конституционности статьи 22, пункта 2 части первой статьи 24, части второй статьи 27, части третьей статьи 246, части третьей статьи 249, пункта 2 статьи 254, статьи 256 и части четвертой статьи 321 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки А.И. Тихомоловой»
- Распоряжение Президента РФ от 12.04.2021 N 88-рп «О внесении изменений в состав межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июля 2018 г. N 205-рп»
- Распоряжение Президента РФ от 30.07.2018 N 205-рп (ред. от 12.04.2021) «О некоторых вопросах межведомственной рабочей группы по противодействию незаконным финансовым операциям»
- Постановление Правительства РФ от 09.04.2021 N 569 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
- Постановление Конституционного Суда РФ от 08.04.2021 N 11-П «По делу о проверке конституционности статьи 116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Л.Ф. Саковой»
- Постановление Правительства РФ от 07.04.2021 N 553 «О случае и порядке направления в 2021 году на использование изъятых или конфискованных этилового спирта и спиртосодержащей продукции»
Уголовный закон в качестве санкции предусматривает 3 вида работ:
О них говорится в ст. 49 УК РФ. Этот вид наказания не применяется к лицам, совершившим серьезные преступления. Это бесплатные общественно-полезные работы, которые гражданин выполняет в свободное от основной занятости время, не более 4 часов в день.
Им посвящена ст. 50 УК РФ. Наказание можно отбывать и по основному месту работы. Для осужденного ничего не поменяется, кроме того, что часть заработка ему придется отдавать в казну страны.
О принудительных работах говорится в ст. 53.1 УК РФ. Это самый серьезный вид наказания из перечисленных. Они заменяют реальный тюремный срок. Их назначают за преступления небольшой или средней тяжести, а также за впервые совершенное тяжкое преступление.
Рассмотрим их главные отличия:
Работы исправительного характера возможны по месту основной занятости. Если человек нигде не оформлен, он будет трудиться по месту проживания. Если назначены принудительные работы, человека могут направить в любой регион независимо от того, где он проживает. Решение принимают органы уголовно-исполнительной системы.
Наибольший срок исправительных работ — 24 месяца, а принудительных — 5 лет.
К исправительным работам могут приговорить лиц пенсионного возраста, к принудительным — нет.
Если осужденный к исправительным работам уклоняется от выполнения трудовой повинности, наказание могут заменить на принудительные работы или тюремный срок. Если же гражданин уклоняется от принудительных — на реальное лишение свободы.
Работы исправительно-трудового характера менее суровые, чем принудительные.
У них есть и схожие черты. К примеру, минимальный срок наказания в обоих случаях равен 2 месяцам. Кроме того, в доход государства взыскивают определенный процент от заработка. В этом их отличие от обязательных работ, которые осужденный должен выполнять безвозмездно.
Суды обычно назначают такой вид наказания тем преступникам, которые могут исправиться, не садясь в тюрьму.
Такую санкцию не применяют к злоумышленникам, совершим жестокие преступления, связанные с нанесением травм, убийством, изнасилованием и т.д.
Иногда исправительными работами заменяют штраф, если осужденный в силу материального положения не способен его выплатить.
К некоторым категориям граждан не могут применить этот вид санкции:
- инвалиды I группы;
- матери малолетних детей (до 3 лет);
- беременные женщины;
- лица, служащие в армии;
- контрактники в должности «рядового» или «сержанта», если они к моменту вынесения приговора еще не отслужили 12 месяцев службы по призыву.
Исправительные работы не назначают при наличии отягчающих обстоятельств.
Время, в течение которого осужденный по разным причинам не осуществлял трудовые обязанности, не засчитывается в срок исправительных работ. Сюда относятся отпуска, выходные, отгулы, прогулы и т.п.
Занятые на исправительных работах имеют право на отпуск. Ежегодный оплачиваемый период отдыха составляет 18 рабочих дней. Его предоставляет организация, где трудится гражданин по согласованию с УИИ. Иные виды отпусков осужденным предоставляют на общих основаниях.
Проблемы замена лишения свободы исправительными работами
Для достижения наиболее положительного результата ходатайства о заменен неотбытой части наказания и чтобы Ваши речи были более убедительны в суде, следует позаботиться и о письменно подтверждении своих слов. Как сообщалось выше надлежит доказать, что осужденный искренне раскаялся и готов к жизни без изоляции от социума.
Данные сведения можно представить в виде следующих документов:
- Характеристика от соседей;
- Характеристика из образовательного учреждения осужденного;
- Характеристика от бывшего работодателя;
- Сведения о наличии места жительства или согласие лица о предоставлении места жительства для осужденному;
- Гарантийное письмо о готовности принять на работу осужденного;
- Характеризующий материал в части спортивных образовательных научных достижений;
- Сведения о возмещении вреда, причиненным совершенным преступлением, при этом частичное возмещение вреда не является самостоятельным основанием для отказа в ходатайстве о замене неотбытой части наказания;
- Прошение потерпевшего об удовлетворении ходатайства;
- Характеристика из места отбывания наказания.
- Ряд сведений возможно получить родственникам осужденного, а также посредством адвокатских запросов.
В любом случае намного эффективней будет осуществляться разрешение Вашего ходатайства если за это дело возьмется опытный специалист – наш адвокат по вопросам замены неотбытой части наказания.
Регулируется ст.80 УК и ст.175 УИК.
Условия практически такие же, как и при УДО:
- возмещение вреда (в т.ч. частично),
- фактическое отбытие 1/3 срока за преступления небольшой и средней тяжести,
- ½ за тяжкое преступление,
- 2/3 за особо тяжкое,
- ¾ за особые, указанные в предыдущем пункте, преступления (и 4/5 за преступления против половой неприкосновенности детей до 14-ти лет).
Ограничения на фактическое отбытие не менее 6 месяцев для замены наказания нет.
Следующее формальное отличие от УДО – в ст.80 УК и 175 УИК нет требования о заключении администрации о целесообразности. Но требование к необходимости характеристики есть, в которой фигурируют все взыскания и поощрения, которые, в свою очередь, от администрации и зависят.
Обстоятельства при замене наказания учитываются те же что и при УДО.
В судебной практике часто встречается замена неотбытой части наказания штрафом или более мягкой мерой наказания (иной режим колонии). Сумма денежного взыскания назначается в индивидуальном плане и определяется тяжестью совершенного правонарушения и остающимся сроком отбытия наказания. Материальными санкциями нельзя заменять действия преступников, совершенные с особой жестокостью. Четких рамок финансового наказания законодательством не предусмотрено. Единственным условием, по которому назначается штраф, является отбытие определенного периода изначально присужденного срока.
Статья 80 УК РФ определяет ряд условий, при соблюдении которых к заключённому можно применить меру смягчения наказания. К ним относятся:
- В случае, когда осуждённый приговорён к ограничению или лишению свободы.
- При отбытии виновным наказания в специализированной воинской части.
- При исполнении наказания в виде обязательных работ.
Заключённые, приговорённые к пожизненному лишению свободы, не могут претендовать на смягчение наказания, только на замену режима на более мягкий.
Также для замены наказания, заключённый должен отбыть часть срока:
- Для лёгких преступлений и нарушений закона средней тяжести – не менее трети срока.
- Для тяжких – половину срока.
- Особо тяжких – две трети.
- Для осуждённых за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних срок, после которого можно просить о замене наказания не может быть меньше трёх четвертей назначенного наказания.
- Если потерпевшему несовершеннолетнему ещё не исполнилось 14 лет, то отбыть нужно четыре пятых срока.
При соблюдении этого условия заключённые могут просить заменить им наказание менее строгим.
Взамен оставшейся части лишения свободы осуждённому могут назначить:
- Штраф. Суд решает назначить единовременную выплату (нужно погасить в течение месяца) или дать рассрочку (максимум до трёх лет).
- Принудительные работы.
- Запрет на занятие определённых должностей или осуществление некоторых видов деятельности.
- Арест.
- Для осуждённых военных в качестве более мягкого наказания могут использовать ограничения по службе или перевод в специализированную воинскую часть.
Судебная практика показывает, что наиболее часто лишение свободы заменяют ей ограничением или исправительными работами. Остальные виды наказания применяются редко. По мнению многих судей их использование нецелесообразно.
При назначении исправительных работ осуждённого приговаривают к их максимальному сроку – 240 часов. При этом законодательство ограничивает срок ежедневных работ четырьмя часами.
Нужно учитывать, что в случае уклонения от выполнения таких работ, наказание могут снова заменить, обратно на лишение свободы. В таком случае 8 часов работ будет равняться одному дню заключения. 240 часов принудительных работ будет равняться одному месяцу тюремного заключения.
Что такое ИТР (исправительные трудовые работы)
Правила, а также определение назначения такого вида наказания можно найти в Уголовном Кодексе России. К примеру, согласно статье 50 УК России, любые ИР предполагают собой труд виновных и осужденных граждан в тех местах, которые определяются соответствующей инспекцией (она является уголовно-исполнительным государственным органом). Также инспекция занимается контролем за исполнением приговоров.
В том случае, если осужденный еще до того, как его приговорили к ИР, работал, он имеет право продолжить свою же работу на том же самом месте. Но если у осужденного нет никакой постоянной работы, то ему будет определяться место по месту и району его проживания.
В большинстве случаев для безработных граждан подбираются какие-либо муниципальные учреждения и организации, которые нуждаются в малооплачиваемом труде (простых должностей может быть достаточно много – работа грузчика, уборщика, а также дворника или иные виды работ). Список подобных учреждений каждый год утверждается или лично начальником инспекции, или же муниципалитетом.
В некоторых случаях работодателем для того, кого осудили на ИР, могут стать ИП, а также коммерческие юридические лица, которым необходима рабочая простая сила.
Суммарный срок работ может варьироваться и составлять от 2 месяцев до пары лет. При этом никто не запрещает устанавливает это же наказание даже в нескольких днях, но обычно это происходит в случае зачет иных вариантов наказания.
Исправительные работы, если их сравнивать с работами обязательными, охарактеризованы, помимо всего прочего, еще и начислением заработной платы в рамках установленной тарификации, принятой в каждом отдельном учреждении. При этом некоторая часть заработной платы будет выплачиваться осужденным гражданам, а некоторая часть (в пределах 5-20 процентов, в зависимости от приговора) будет уходить в государственный доход.
Из всего этого можно сделать вывод о том, что во время работ достигается одновременно две важных цели – это возможность занять виновного гражданина с использованием его умений и навыков на благо общественной жизни, а также обогащение государства за счет работы виновного гражданина.
Однако во время практики возникают такие ситуации, при которых виновные сами хотят, чтобы вместо обычного наказания им назначали именно ИР. Связано это с тем, что сейчас многие граждане находятся в поиске любой работы, но из-за недостаточно хорошей квалификации или же из-за проблем с действующим законодательством, они не могут устроиться на работу.
Очень часто такие граждане после завершения срока ИР будут трудиться точно на том же рабочем месте, на котором они работали во время отбывания наказания.
Кто контролирует индивидуальные трудовые работы
Работники инспекции контролируют поведение и действия всех осужденных, в отношении которых определяются наказания, никак не связанные с лишением их свободы, включая также ИР. Рабочие обязанности инспектора подробно описаны в рамках УИС. Обязанности сотрудников инспекции заключаются в следующем:
- Ведение общего контроля за поведением осужденных, находящихся на учете, включая также и осужденных к исправительным работам.
- Контроль за соблюдением 30-дневного установленного действующим законодательством срока, в рамках которого осужденные граждане должны начать исправительные работы.
- Проверка каждодневной явки человека на работу, а также проверка отсутствия у этого человека отпусков. В большинстве случаев для этого используются телефонные звонки или же личное посещение того учреждения, на территории которого виновный человек отбывает свое наказание в виде работ исправительного характера.
- Принятие мер к получению максимально достоверных и фактических сведений, так или иначе подтверждающих гражданскую неявку виновного на его работу по различного рода уважительным причинам. К примеру, это может касаться временной нетрудоспособности человека, но в таком случае эта самая неявка может быть подтверждена соответствующим документом (больничным листом). Если же больничного листа у человека не будет, то тогда такая неявка официально будет признана одним из фактов уклонения человека от работ исправительного характера.
- Проведение сверки данных, связанных с удержанием сумм денежных средств из того заработка, который был предоставлен лично администрацией компании отбывания наказания, с теми денежными средствами, которые поступают на счет государства. При всем этом с тем самых сумм, с которых происходит вычет процентов в пользу государства, входят надбавки, оклад, а также различные социальные пособия и иные варианты социального обеспечения в финансовом выражении. Конечно же, это не касается страхования.
- Направление в разные компании или государственные органы (ФМС, больничные заведения, СИЗО и иные) запросов согласно работам по поискам местонахождения виновного, если, например, виновный гражданин не появляется в инспекции, перестал находить на связь или не проживает в том месте, которое было указано в приговоре.
Условия применения принудительных работ как вида уголовного наказания
Принудительные работы применяются судом в следующих случаях:
- когда они прямо предусмотрены санкцией соответствующей статьи Особенной части УК РФ как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо впервые тяжкого преступления («совершение преступления впервые» означает, что не подлежат учету преступления, судимости за которые сняты или погашены в установленном законом порядке, либо преступления, по которым истек срок давности привлечения к уголовной ответственности);
- при злостном уклонении от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, от отбывания обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы;
- в порядке замены лишения свободы, назначенного на срок не более пяти лет, если суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии со статьей 80 УК РФ, принудительные работы не применяются.
Что такое принудительные работы: основные положения и сущность наказания
В нашей стране принудительные работы как уголовное наказание – статья 53 Уголовного Кодекса — были введены с 7 декабря 2011 года, но в связи с нехваткой бюджетных средств на создание исправительных центров, использование принудительных работ в качестве наказания было ограничено.
Принудительные работы были введены в качестве альтернативного вида уголовного наказания за совершение преступления небольшой и средней тяжести в первый раз и при раскаянии преступника – Особенная часть Уголовного Кодекса РФ. Основная цель – перевоспитать преступника в условиях наиболее подходящих для психологической стороны вопроса.
Поэтому суд имеет право избрать принудительные работы как уголовное наказание и заменить им реальный срок, если:
- Осужденный на всех этапах следствия и ведения судебного заседания содействовал расследованию;
- Осужденный признает вину и раскаивается;
- Отсутствие мотива или злого умысла;
- Если преступление совершено по легкомыслию, допускается неосторожность;
- Преступление было квалифицировано как небольшой тяжести, если оно было совершено впервые, то суд может рассмотреть и преступление средней тяжести.
На данный момент (сентябрь 2017 года) в России действуют 4 исправительных центра, рассчитанных на 900 осужденных:
- В Тамбовской области;
- В Тюменской области;
- В Ставропольском крае;
- В Приморском крае.
Итак, принудительные работы по УК РФ подразумевают собой один из видов уголовного наказания, при избрании которого осужденного обязуют работать по месту работу, определяемому сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы. Впоследствии из заработной платы осужденного будут вычитаться определенные денежные суммы. Он будет трудиться по месту работы, определяемому органом уголовно-исполнительной власти.
Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет. Если преступник был осужден к наказанию в виде лишения свободы, то принудительная работа не назначается.
Если осужденный будет уклоняться от выполнения принудительных работ, то они будут заменены реальным лишением свободы по принципу «один день принудительных работ – один день лишения свободы».
Как было отмечено выше, уголовная политика Российского государства в современный период ознаменована сокращением применения наказания в виде лишения свободы и существенным расширением применения альтернативных видов наказания, среди которых важнейшее место занимают исправительные работы.
Изучение института исправительных работ показывает, что при исполнении данного вида наказания существуют проблемы теоретического и прикладного характера, которые требуют скорейшего разрешения. Необходимость решения некоторых вопросов правового характера обусловила выбор рассматриваемой темы.
Исправительные работы по действующему уголовному законодательству являются основным видом наказания и предполагают дихотомическое деление осужденных на лиц, имеющих основное место работы и не имеющих его на указанный в приговоре суда срок с удержанием в доход государства части заработной платы (ст. 50 УК РФ).
Исправительные работы устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет (ч. 2 ст. 50 УК РФ), несовершеннолетним осужденным -на срок до одного года (ч. 4 ст. 88 УК РФ).
Следует отметить, что согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 1 февраля 2011 г. № 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» не рекомендуется назначение исправительных работ несовершеннолетним, продолжающим обучение по очной форме, так как реальное отбывание рассматриваемого наказания может создать определенные препятствия для его успешной социализации[17].
Положения данного постановления имеют спорный характер: если ребенок находится в криминогенной среде, растет среди лиц отрицательной направленности, то о какой успешной социализации может идти речь? Более того, если не применять и так гуманный вид наказания в виде исправительных работ к несовершеннолетним, то это приведет к безнаказанности и в дальнейшем к пограничному состоянию личности потенциального преступника, который может «балансировать» между законопослушным и преступным вариантами поведения.
О спорности правовой позиции Верховного Суда РФ по данному вопросу свидетельствует криминологическое исследование С.И. Кириллова, который среди криминогенных факторов, детерминирующих преступность несовершеннолетних, выделяет проблему обеспечения досуга[18]. Как правило, отмечает автор, свободного времени у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше, чем у их законопослушных сверстников. В то же время согласно результатам отдельных исследований, по мере увеличения свободного времени интересы подростков деформируются и приобретают негативный оттенок. Так, из числа подростков, имеющих за день 2-3 часа свободного времени, на учете в милиции (полиции) состояло 15 %, 5-7 часов — 47 %. Именно в досуговой сфере подростки совершают большинство преступлений[19].
Среди значимых факторов при назначении уголовного наказания выделяют: вид исправительных работ, который определяется с учетом трудоспособности осужденного, имеющейся у него специальности; расположение рабочего места, которое должно находиться в том населенном пункте, где он проживает.
На практике данная проблема актуализируется в условиях сельской местности. Действительность такова, что из-за ограниченного количества штатной численности работников не всегда имеется возможность принять на вакантные должности законопослушных граждан и исключений в отношении осужденных не предусматривается. В сложившихся условиях сотрудникам инспекций приходится прибегать к различным способам при решении задач по трудоустройству осужденных.
В одной из инспекций Пермского края попытались выйти из положения следующим образом. Некоторые сельские поселения находятся в 3-5 км от города, между ними налажено нормальное транспортное сообщение. Были случаи, когда осужденных устраивали для отбывания наказания в городскую местность, согласуя место отбывания с главой поселения и сотрудниками инспекции. Однако впоследствии вмешивалась прокуратура и выносила представления, указывая на то, что не соблюдается законность исполнения исправительных работ, то есть наказание отбывается не по месту жительства осужденного[20].
Действующее уголовно-исполнительное законодательство не устанавливает ограничений на отбывание наказания в организациях с определенной формой собственности. В настоящее время осужденные могут отбывать наказание на предприятиях любых форм собственности, предусмотренных Конституцией РФ.
В результате такого подхода могут сложиться парадоксальные ситуации. Так, Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда было принято решение в отношении П., который был осужден по приговору Красноярского краевого суда от 10 февраля 2016 г. по ч. 2 ст. 297 УК РФ к одному году исправительных работ с удержанием 5 % из заработной платы, а на основании ст. 70 УК РФ — по совокупности приговоров — к 4 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима. Судебная коллегия изменила приговор, смягчив назначенное П. по ч. 2 ст. 297 УК РФ наказание до штрафа в размере 50 тыс. руб., при этом на основании ст. 70 УК РФ назначила 3 года 11 месяцев лишения свободы со штрафом в размере 50 тыс. руб. В обоснование своего решения о смягчении назначенного П. наказания Судебная коллегия сослалась на обстоятельства, согласно которым П. работал в ООО, учредителем и директором которого он являлся, в связи с чем ему не могло быть назначено наказание в виде исправительных работ[21].
Процесс исполнения уголовного наказания в виде исправительных работ подразумевает вступление осужденных в специфические трудовые отношения путем заключения трудового договора. Трудовой договор может заключаться с лицами четырнадцати- (при согласии одного из родителей (опекуна, попечителя) и органов опеки), пятнадцати- и шестнадцатилетнего возраста (ст. 63 ТК РФ). В свободное от учебы время такие осужденные могут заниматься легким трудом, не причиняющим вреда их здоровью и не нарушающим процесса обучения.
В ч. 4 ст. 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указывается: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается»[22]. Таким образом, исполнять наказание в отношении четырнадцатилетних подростков затруднительно и проблематично.
Следует обратить внимание на субъективную позицию Р.Ф. Галиевой в рамках вопроса об особенностях регулирования труда несовершеннолетних осужденных. Так, согласно Конвенции Международной организации труда № 138 (1973) «О минимальном возрасте для приема на работу» возраст, с наступлением которого физическое лицо признается обладающим общей трудовой правосубъектностью, не должен быть ниже 15 лет. Действующее российское законодательство о труде, допуская в порядке исключения возможность приема на работу учащихся по достижении ими 14 лет с согласия одного из родителей, отступает от международных норм[23].
Процесс исполнения наказания в виде исправительных работ предполагает осуществление комплекса различных организационных, правовых и иных средств, применяемых инспекцией, в случаях нарушения установленного порядка исполнения наказания.
Однако, как указывает И.А. Елисеева, большинство осужденных предпочитают изначально злостно уклоняться от отбывания наказания с целью последующей замены им исправительных работ лишением свободы, так как предлагаемые виды работ часто являются для осужденных унизительными. Кроме того, при замене наказания более строгим один день лишения свободы считается за три дня исправительных работ, то есть при сроке исправительных работ в 1 год в места лишения свободы осужденный направляется лишь на 4 месяца.
Кому данное наказание не назначается
Как следует из ч. 5 ст. 50 УК РФ, суд не вправе назначать исправительные работы гражданам следующих категорий:
- лицам, имеющим подтвержденную инвалидность 1-й группы;
- женщинам, находящихся на момент постановления приговора в состоянии беременности;
- женщинам, на воспитании которых находятся их собственные или усыновленные дети не старше 3 лет;
- гражданам, исполняющим воинский долг по призыву;
- военнослужащим-контрактникам, имеющих воинские звания рядовых и сержантов (если к дате вынесения судебного приговора они еще не отслужили срока, который установлен для военнослужащих по призыву).
Минюст сокращает тюремные сроки. Ведомство готовит поправки о замене их принудительными работами
/Коммерсантъ/
Заключенному, отсидевшему в тюрьме часть срока, можно будет заменять пребывание в колонии на «принудительные работы» в исправительных центрах. Такие поправки к Уголовному кодексу (УК) РФ разработаны Министерством юстиции.
В профильном комитете Госдумы считают поправки разумными, так как они вполне вписываются в тенденцию гуманизации уголовного законодательства. Правозащитники тоже признают в этом «позитивный шаг», но считают его «очень скромным».
Минюст разработал поправки к УК РФ, которые позволяют сокращать сроки «фактически отбытого наказания в виде лишения свободы», после которого возможен перевод на «принудительные работы» тех, кто был осужден за преступления небольшой и средней тяжести или за тяжкое преступление, совершенное впервые.
Для этого Минюст предлагает внести поправки в ст. 53.1 (принудительные работы) и ст. 80 (замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания) УК РФ. Предложения Минюста размещены для общественного обсуждения на правительственном портале проектов нормативных актов.
Необходимость подобного смягчения наказания в Минюсте связывают с «созданием новых альтернативных возможностей ресоциализации осужденных, твердо вставших на путь исправления» с возможностью последующего «условно-досрочного освобождения».
Как пояснили “Ъ” в пресс-службе министерства, «принудительные работы» как вид наказания применяются российскими судами лишь с января 2017 года.
Те, кто осужден к принудительным работам, отбывают наказание не в традиционных колониях, а в специальных учреждениях — исправительных центрах, которые имеются в каждом субъекте федерации. Таким образом, осужденный трудиться в том регионе, в котором он проживал до совершения преступления.
Трудиться заключенный будет на тех объектах, которые определят местные органы Федеральной службы исполнения наказаний.
Исправительные центры — учреждения изолированные, но, в отличие от тюрьмы, организованы как общежития, а у заключенных есть право свободного хождения по зданию и прилегающей территории, беспрепятственный доступ к мобильным телефонам.
Исправительные и обязательные работы: отличия
Согласно ст. 49 УК РФ, обязательные работы – это бесплатная общественно полезная трудовая деятельность, которая выполнятся осуждённым в свободное от основной работы или учёбы время.
Объекты и вид обязательных работ определяются органами местной власти по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Законодатель определяет количество часов трудовой деятельности (максимально — 480 ч.).
Обязательные работы применяются в качестве наказания за преступные деяния небольшой тяжести, не представляющие значимой социальной опасности. Исполняться они могут без отрыва от учёбы или основной работы.
Исполнительная трудовая деятельность, в отличие от обязательной, не является бесплатной: осуждённому начисляется зарплата в соответствие с установленными тарифами, принятыми в каждой отдельной организации.
Часть зарплаты выдаётся осуждённым, другая (от 5 до 20%, что указано в приговоре) идёт в доход государства.
Таким образом, при назначении данного вида наказания достигается сразу 2 цели:
- Осуждённый занят и применяет свои знания, умения и навыки на благо обществу.
- На счёт государства поступают денежные средства.
Что будет, если не ходить?
Примерно десятая часть всех осуждённых намеренно уклоняется от исправительных работ и зачастую скрывается от УИИ.
Нарушением считается:
- Игнорирование приговора, когда осуждённый вообще отказывается даже приступить к отбыванию наказания (более 5 дней после вынесения приговора).
- Неявка в инспекцию (1 прогул уже считается неявкой и расценивается контролирующими органами как грубое нарушение порядка отбывания).
- Появление на работе в нетрезвом состоянии или под наркотическим воздействием.
Если осуждённый допустил хотя бы одно из вышеперечисленных нарушений впервые, то ему отправляется письменное предупреждение.
Под подпись осуждённый официально предупреждается о том, что при вторичном нарушении исправительные работы ему могут заменить на другое, более жёсткое наказание.