Перевозка грузов автотранспортом
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перевозка грузов автотранспортом». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важным вопросом, требующим урегулирования в договоре перевозки, выступает ответственность сторон за перегруз, ведь административные штрафы за нарушение требований к предельной допустимой массе автомобиля значительны.
Акт о повреждении груза
В акте о повреждении отправления следует указать:
- дату, время и место его составления;
- лица, присутствующие при осмотре и составлении акта;
- состояние упаковки, указывающее на повреждение;
- наименование объекта пересылки – модель, марку, стоимость;
- вид повреждений и вероятные внутренние нарушения, приблизительная стоимость ущерба;
- при невозможности указать количество утраченного товара, следует произвести контрольное взвешивание для определения утраченной массы;
- при видео- и фотосъемке указать наименование техники, которой производилась съемка;
- если по техническим причинам сделать все записи на одном бланке акта нет возможности, то следует использовать необходимое количество бланков, о чем сделать записи на всех листах.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент. Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента. В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче. Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи. Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Когда транспортная компания повредила или испортила груз, это нужно документально фиксировать еще на этапе получения. При нарушении целостности упаковки ни в коем случае не подписывайте акт приемки, а потребуйте составить акт о наличии повреждений. Вместе с представителем перевозчика вскройте упаковку и зафиксируйте степень повреждений, параллельно фиксируя этот процесс на фото или видео. Иногда бывает, что внешние дефекты товара обнаружить невозможно, но есть подозрение на наличие внутренних повреждений. Этот факт обязательно указывается в акте оказанных услуг.
Что же касается правил составления акта о повреждении, то в этом документе нужно обязательно указать:
- Время, дату и место составления акта.
- Факт наличия повреждений и указание товара, который был поврежден – марка и модель, количество, объявленная стоимость, возможные скрытые дефекты, общее состояние упаковки. Это позволяет зафиксировать наличие внешнего воздействия на груз, если упаковка смята или порвана.
- Ссылка на модель и марку техники, которая использовалась для проведения фото- и видеосъемки. Иногда бывают ситуации, когда представители транспортной компании фотографируют повреждения на свои камеры или смартфоны. Не поленитесь продублировать съемку, чтобы в процессе разбирательства не оказалось, что перевозчик умышленно «потерял» самые важные снимки.
- Отразите в акте всю необходимую информацию, а если представитель перевозчика будет уверять, что программа не позволяет внести все данные в документ, укажите факт отказа внесения информации со стороны сотрудника.
Как и любой подобный документ, акт составляется в двух экземплярах, на которых ставятся подписи и печати сторон. Внимание! Если степень повреждения настолько высока, что визуально невозможно определить размер ущерба и стоимость восстановления, по закону можно отказаться от получения груза и вообще не заполнять акт приемки.
Особенности подачи и рассмотрения претензии
Срок подачи претензии перевозчику – 6 месяцев с момент обнаружения повреждений. На втором экземпляре документа транспортная компания обязана поставить отметку о получении, указать дату, поставить печать и входящий номер, после чего отправить обратно заявителю. Ответ должен быть дан в течение 30 дней с момента получения. Если опасаетесь за честность перевозчика. Отправьте претензию заказным письмом с обязательным уведомлением о прочтении и описью вложения.
В идеальном случае вы получите указанную сумму компенсации в установленный законом срок. Если это не произошло (что бывает достаточно часто) или размер выплат оказался гораздо меньше требуемого, нужно обращаться в суд. Срок исковой давности составляет 1 год. Важно помнить, что перед подачей искового заявления о компенсации материального вреда нужно в обязательном порядке пройти процедуру досудебного урегулирования.
Идеальный вариант – еще на этапе обнаружения повреждений воспользоваться услугами транспортного юриста нашей компании. Мы поможем вам грамотно составить акт повреждений, возьмем на себя проведение экспертизы, досудебное урегулирование и процесс взаимодействия с перевозчиком. А если не удастся решить вопрос с компенсацией по претензии, составим исковое заявление в суд, защитив ваши интересы и репутацию.
Может помочь страхование груза
Услуга по страхованию груза это добровольный вид страхования и никто навязать страховку клиенту не может. В отдельных транспортных компаниях которые тесно сотрудничают со страховыми при отправке груза напоминают от возможности страхования, но клиент сам выбирает, платить ли за страховку или нет.
Несомненно страховка груза осуществляется в интересах грузоотправителя и грузополучателя и здесь риски которые могут возникнуть в процессе перевозки будут покрыты суммой страховой выплаты и лучше конечно застраховать груз, так как это поможет избежать в дальнейшем лишних финансовых проблем и убытков.
Если застрахованный груз будет поврежден после передачи его транспортной компании для перевозки, то все убытки будут покрыты выплатами страховой компании, однако прежде чем получить выплаты от страховой, необходимо доказать факт и размер причиненных убытков, а так же факт наступления страхового случая. Несомненно при недостаче груза, его утрате или повреждении необходимо сообщить о данном факте в страховую компанию, которая в свою очередь должна направить эксперта, что бы он осмотрел поврежденный груз. Представитель страховой не просто осматривает груз, он должен составить акт, в котором зафиксировать факт недостачи, повреждения или утраты груза полностью. В процессе составления акта должны присутствовать все заинтересованные лица, в акте отражаются все повреждения груза, потери и прочие моменты, так же обязательно необходимо сделать фотографии самого груза, упаковки и средств крепления груза.
Страховое возмещение возможно получить в случае когда вам предоставят следующие документы которые должны быть как у экспедитора и перевозчика:
- Товарно-транспортная накладная (ТТН);
- Налоговая накладная;
- Расходная накладная;
- Акт приема-передачи груза;
- Договор страхования;
- Договор перевозки;
- Договор экспедирования.
Не скажу, что указанный список документов является полным, это типовой набор, но ситуации бывают разными и могут потребоваться документы из ГИБДД, МЧС, акт осмотра составленный представителем страховщика и прочие документы соответствующие конкретной ситуации.
Так же скажу Вам, что на основании закона «О транспортно- экспедиторской деятельности», факт предоставления экспедиторских услуг подтверждается наличием товарно-транспортной накладной, а в ней уже должен быть указан маршрут по которому следует груз от пункта отправления до пункта назначения. ТТН это самый важный документ, поэтому обратите внимание на его наличие.
Необходимо правильно действовать, что бы страховая не обвинила Вас в нарушении правил страхования и по данному основанию не попыталась отказать в возмещении:
- Извещаем страховщика правильно. Обязательно в письменной форме, можно подготовить 2 экземпляра обращения, приехать в офис страховой компании и подать на подпись уполномоченному на прием лицу. На вашем экземпляре должны поставить печать, подпись принимающего лица и дату. Только так будет правильно уведомлять страховую и я вообще рекомендую всегда вести общение в письменной форме с обязательным возвратом Вам экземпляра обращения с подписью принимающей стороны. Точно так же Вы можете направить обращение по почте с описью вложения и уведомлением о вручении;
- В вашем письменном извещении укажите, что произошло, это порча, частичная или полная утрата. Если есть повреждения то указывается их характер, где произошел случай и по вашему мнению в какой ситуации он произошел, а так же можно указать предполагаемую сумму ущерба. Для оценки суммы реального ущерба может быть привлечен эксперт оценщик (независимый);
- Знайте, что лучше уведомлять страховую стразу же при обнаружении факта утраты или порчи.
Стоимость услуг транспортного юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / жалобы | от 4000 р. | от 5000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 20000 р. | от 25000 р. |
Кто несет ответственность за повреждения при доставке?
С самой простой точки зрения перевозчик несет ответственность за груз, когда он забирает на перевозку товар у продавца. Покупатель берет на себя ответственность, когда подписывает документ о получении посылки после доставки, заявляя, что груз находился в хорошем состоянии, когда он его получил.
Решение проблемы полной ответственности в любой ситуации потребует дополнительной страховки. Другой тезис заключается в том, что в целом ответственность ограничивается прямой стоимостью груза, поскольку она не может включать потерю будущей прибыли, убытки, понесенные из-за задержек, или большинство других видов убытков, которые непосредственно не связаны со стоимостью груза.
Для поставок в пределах России перевозчик несет ответственность за стоимость продукта, указанную в коносаменте. Для международных перевозок могут существовать ограничения ответственности, если это специально не оговорено в договоре перевозки.
Когда товар попадает в руки покупателя, покупатель может отказаться от него, если обнаружит повреждение. В этом случае они немедленно сообщают продавцу, и тогда это обычно становится проблемой между продавцом и перевозчиком. За большую часть ущерба несет перевозчик, если только перевозчик не утверждает, что упаковка была некачественной.
Факторы, влияющие на сохранность груза
Есть определенные ключевые моменты, которые необходимо учитывать при выполнении любого вида перевозки грузов, чтобы избежать повреждения груза.
- Внезапные изменения температуры могут привести к образованию конденсата, который может привести к повреждению товара водой при транспортировке. Помимо этого, перемещение товаров также является основной причиной ущерба, нанесенного грузу.
- Если между грузами есть какой-то промежуток, и они не плотно упакованы, очевидно, что товары будут перемещаться во время транспортировки. Эти небольшие или незначительные зазоры могут привести к увеличению пространства, которое может привести к смещению нагрузки из-за даже небольшой вибрации и столкновения друг с другом или стенами, что приведет к дальнейшему разрушению.
- Нужно разграничивать типы грузов на более тяжелые, более мягкие и хрупкие товары, чтобы ни один из товаров не был поврежден из-за столкновения при транспортировке.
- Существует строгая необходимость равномерно загружать все товары в контейнер, чтобы судно не наклонялось при транспортировке.
- Груз должен быть защищен от любого типа влаги, присутствующей в контейнере. Эта влага может быть вызвана чем-либо, например, деревянным полом, влажностью воздуха и так далее. Необходимо проверять влажность, так как это может привести к дальнейшей конденсации из-за изменения климата или температуры и повреждению груза.
Правовое обоснование позиции Истца: оформление акта об утрате груза
В соответствии с пунктом 1 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – «ГК РФ») по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (Далее по тексту –«Устав автомобильного транспорта») перевозчики обязаны осуществлять доставку грузов в сроки, установленные договором перевозки груза, а в случае, если указанные сроки в договоре перевозки груза не установлены, в сроки, установленные правилами перевозок грузов. Согласно части 3 статьи 14 Устава автомобильного транспорта, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию в течение тридцати дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю.
В соответствии с установленным Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272) порядком составления актов и оформления претензий Истцу необходимо вызвать Ответчика для составления Акта об утрате груза, что должно подтверждаться телеграммами и повторными телеграммами.
Если Ответчик не явится (а скорее всего так и будет) в назначенное время для составления Акта об утрате груза. Согласно п. 80 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта…».
В результате уклонения Перевозчика от составления Акта, указанный документ составляется Истцом в одностороннем порядке.
Правовое обоснование позиции Истца: соблюдение до-судебного порядка урегулирования спора
В соответствии с п. 2 ст. 39 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта: «До предъявления к перевозчикам исков, вытекающих из договоров перевозок грузов, к таким лицам в обязательном порядке предъявляются претензии».
В соответствии с п. 87 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом (Утв. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 г. № 272): «Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статьей 42 Федерального закона».
Претензия от 19.10.2015 г. Ответчику направлялась по известным Истцу адресам, указанным в договоре, что обязательно строго должно подтверждаться квитанциями почтовых или курьерских организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 40 Устава автомобильного транспорта Перевозчик обязан рассмотреть предъявленные им претензии и о результатах их рассмотрения уведомить в письменной форме заявителей в течение тридцати дней со дня получения соответствующей претензии. В соответствии со ст. 41 Устава автомобильного транспорта иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов могут быть предъявлены в случаях неполучения от перевозчиков ответа на претензии в течение тридцати дней со дня получения ими соответствующих претензий. До настоящего момента ответ на претензию Истца получен не был. Таким образом, установленным законом порядок предъявления претензий был Истцом соблюден.
Правовое обоснование позиции Истца: возражения по доводам ответчика: отсутствие допустимых доказательств заключения договора на перевозку
В смоделированной ситуации — может так оказаться что у Истца не будет оригинала транспортной накладной. Воспользовавшись этим, Ответчик может сослаться на то, что Истцом в материалы дела не была предоставлена транспортная накладная, которая является единственным достоверным доказательством заключения договора перевозки.
Указанные доводы Ответчика противоречат требованиям законодательства Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»: «Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа…».
Согласно условиям Договора предметом является порядок взаимоотношений, возникающих между Заказчиком и Перевозчиком при планировании, осуществлении и оплате транспортных услуг при перевозках грузов в автомобильном сообщении. На основании типового Договора на каждую отдельную загрузку оформляется транспортный заказ, содержащий описание условий и особенностей конкретной перевозки с обязательным проставлением подписи уполномоченного представителя и штампа своего предприятия.
Таким образом, транспортная накладная не является единственным доказательством, удостоверяющим заключение договора перевозки. Таким доказательством в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона № 259-ФЗ является транспортный заказ.
Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 16.12.2014 № 307-ЭС14-5961 по делу № А66-9509/2013: «…суд округа на основании установленных судами обстоятельств пришел к выводу о том, что представленные в материалы дела экземпляры договоров-заявок по смыслу статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта» подтверждают наличие договорных отношений между истцом и ответчиком, который согласно пунктам 1 и 2 статьи 796 названного Кодекса ответственен за несохранность груза и причиненный ущерб в размере стоимости утраченного груза».
Также Ответчиком может быть использован довод о том, что подписание товарно-транспортных накладных водителем — не удостоверяет заключение договора перевозки между сторонами. Такой довод легко нивелировать, сославшись на условия заключенного типового договора, согласно которому: «Подтверждением факта оказания услуги является оригинал товарно-транспортной накладной установленного образца с отметками грузоотправителя, перевозчика, получателя груза».
Подписанными водителем товарно-транспортными накладными, Ответчик принял от грузоотправителя к перевозке груз, адресованный Грузополучателям.
Груз, согласно представленным Суду товарно-транспортным накладным, передавался Ответчику по адресу, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г. в транспортном разделе ТТН указаны данные о марке транспортного средства, его государственном регистрационном знаке и номере прицепа. Сведения о грузе указанные в ТТН соответствуют наименованию груза, указанному в Договоре-заявке на автоперевозку от 01.07.2015 г.
Таким образом, совокупностью доказательств подтверждается, что ответчик принял к перевозке груз, исполняя условия Договора-заявки на автоперевозку от 01.07.2015 г.
Суды рассматривая споры в аналогичных случаях признают договоры перевозки заключенными, а грузы принятыми к перевозке соответствующими перевозчиками. Например, из Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.03.2014 г. по делу № А11-2511/2011 следует: «Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе договор-заявку, товарно-транспортные накладные от 09.02.2011 N 207, 208, 209, 210, экспертное заключение, суды пришли к выводу, что транспортное средство подано под погрузку, а водитель Тушин С.Г., осуществляющий управление этим транспортным средством, при принятии груза от грузоотправителя действовал от имени перевозчика — ИП Ворониной М.В. Принятие груза к перевозке подтверждает подпись водителя в ТТН. При таких обстоятельствах суд счел доказанным факт принятия груза к перевозке, а также факт его частичной уплаты».
Перечень документов, прилагаемых к претензии
Чтобы результат рассмотрения претензии перевозчиком был положительным и быстрым, необходимо подтвердить все факты, изложенные в претензии:
- основание для перевозки груза и наступления ответственности перевозчика — приложить копию договора, ТТН, грузовой квитанции и т.п.;
- обстоятельства причинения и выявления повреждений, недостачи или порчи груза и в чем они выражаются — если повреждения явные, они могут быть установлены в процессе приемки (например, часть груза была разбита, так как не была закреплена надлежащим образом); если повреждения, недостача, порча выявлены после приемки груза в месте получения, уже по факту вскрытия грузовых мест – указать почему невозможно было выявить это в момент приемки. В подтверждение составляется акт приемки, акт вскрытия грузовых мест, в некоторых случаях требуется заключение эксперта или специалиста, о том, что повреждение, порча груза произошли в процессе перевозки;
- размер ущерба, причиненного повреждением, недостачей, утратой груза, или размер расходов, необходимых на устранение таких повреждений (например, проведение ремонта, замена частей и т.п.) — подтверждается чеками, квитанциями, счетами или договорами. Если груз был утрачен или испорчен, а подтверждающих документов нет, можно провести экспертизу о средней рыночной стоимости на аналогичный товар(груз), действующей в месте получения груза. Стоимость экспертизы можно также предложить возместить перевозчику в претензии. Стоимость повреждений, порчи или утраты груза определяется в соответствии со ст. 796 ГК РФ или по правилам, действующим в сфере перевозок определенным видом транспорта;
- расчет перевозной платы, которую должен возвратить перевозчик — она рассчитывается пропорционально поврежденного, утраченного или испорченного груза. Лучше сделать свой расчет так, чтобы перевозчику был понятен размер возвращаемой перевозной платы;
- документы, подтверждающие факт выплаты перевозчику провозной платы — платежное поручение, чек, квитанция и т.д.;
- полномочия на подписание претензии – если ее подписывает не руководитель или индивидуальный предприниматель лично, а должностное лицо или иной уполномоченный представитель, необходимо приложить копию нотариальной или иной, надлежаще оформленной доверенности (от юридического лица — с подписью и печатью руководителя).
Что говорит судебная практика?
Требования перевозчика о возмещении задолженности и неустойки, как правило, удовлетворяются в полном объёме. Но есть нюанс: это возможно только тогда, когда исполнитель всё сделал правильно. Показательно следующий пример.
Перевозчик ООО «А» доставил товары ООО «Б», и согласно условиям договора, оплата производится в течение 7 рабочих дней после оказания услуги. Стоимость сделки составила 96000 рублей, из которых в добровольном порядке было выплачено лишь 29 тысяч рублей.
ООО «А» обратилось с иском в суд, и первая инстанция удовлетворила её требования. Однако вторая – отменила решение и в иске отказала. Почему? Исполнителем тоже были нарушены условия договора: сорвана погрузка (штраф – 32 тыс.руб.), ТС не подано по условиям тендерной заявки (штраф – 32 тыс.руб.), допущено опоздание (ещё 3 тыс.руб.).
Таким образом, при расчёте заказчик просто вычел из сумы договора штрафные санкции.
Несмотря на многочисленные обжалования, решение оставлено без изменения. Вывод: прежде чем предъявлять претензии, нужно быть уверенным в правоте. А ещё – внимательно читать договор, и если условия не подходят, не вступать в правоотношения.
Законы, регулирующие перевозки
В первую очередь грузоотправителю нужно понимать, что делать, и ознакомиться с законодательной базой, если транспортная компания разбила груз. Что регулирует порядок всех участников процесса доставки, а также их прав и ответственности:
Официальное название закона | Номер и дата выпуска | Что содержится в нормативах |
О транспортной экспедиционной деятельности | Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ | Регулирует соглашение с экспедитором, порядок доставки, сумма, условия возмещения потерь |
Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта | Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ | Определяет условия перевозки грузов, пассажиров в условиях города и за пределами; документооборот при перевозках |
Об утверждении порядка оформления форм экспедиторских документов | Приказ Минтранса РФ N 23 от 11.02.2008 | Утвержден способ документального оформления доставки, в зависимости от вида товара |
Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом | Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. N 272 | Определяет нормы перевозки всех видов, в том числе опасных грузов; порядок упаковки; максимально допустимый вес; ответственность сторон |
Перевозка, глава 40 | Гражданский кодекс Российской Федерации | Установлены общие положения перевозки (сроки претензии); риски; договорная база; ответственность |
О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн | Постановление Правительства РФ от 14 июня 2013 г. N 504 | Определяет величину оплаты за амортизацию дорог, покрытий, эстакад, прочего дорожного полотна |