Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Неэффективное использование бюджетных средств определяется Федеральным казначейством, исходя из статей 34, 162 БК РФ, как достаточно субъективная, оценочная категория. Неэффективным считается использование бюджетных средств с превышением объема, установленного при их предоставлении (достаточного для достижения цели, результата), или недостижение результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, с использованием определенного при предоставлении объема бюджетных средств.
Неправомерным расходованием бюджетных средств контролеры называют и необоснованные закупки. То есть неправомерной признаются оплата закупок, которые осуществлены без обоснования начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика, проведены не на основании плана-графика; оплата контрактов, информация по которым не размещена в ЕИС в реестре контрактов. При этом учреждениям и непосредственно руководителям учреждений выставляются требования вернуть неправомерно потраченные средства в бюджет.
Такие требования контролеров пока не всегда поддерживаются судами. Суды указывают на то, что обнаруженные в ходе проверки нарушения не являются бюджетными. К полномочиям финансового органа относится выдача предписания по устранению бюджетных нарушений, а не любых нарушений (в частности, гражданского, трудового законодательства), не относящихся к бюджетным. Следовательно, контролеры не вправе требовать от учреждения (а тем более от его руководителя) вернуть денежные средства. Но приходится констатировать, что бывают и другие судебные решения.
Совсем недавно суды подчеркивали, что «при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению» ( См., в частности, постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 марта 2016 года по делу № А17-2519/2015.). Такие выводы были основаны на изменениях законодательства, осуществленных в рамках бюджетной реформы, проведенной Минфином России.
Ключевая идея реформы заключалась в том, чтобы переориентировать учреждения с процесса расходования бюджетных средств на достижение результатов своей основной деятельности. В комментариях (комплексных рекомендациях) ( Письмо Минфина России от 22 октября 2013 года № 12-08-06/44036.) по вопросам, связанным с реализацией положений Федерального закона № 83?ФЗ прямо указывалось: «Основная задача учреждения — выполнить государственное (муниципальное) задание в заданном объеме в соответствии со стандартом (при его наличии) и с должным качеством (если показатели качества установлены), а не израсходовать средства субсидии на государственное (муниципальное) задание ровно по той формуле, по которой она была рассчитана». Подчеркивалось, что Федеральный закон № 83?ФЗ положил начало реализации важнейшей фундаментальной реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг, определенной Бюджетным посланием Президента РФ от 25 мая 2009 года.
В частности, Минфин указывал, что остатки субсидии на государственное (муниципальное) задание могут быть израсходованы учреждением, например, на проведение капитального ремонта имущества, принадлежащего ему на праве оперативного управления (в том числе в дополнение к целевой субсидии, предоставленной учреждению на осуществление капитального ремонта), приобретение оборудования, осуществление приносящей доход деятельности, повышение заработной платы сотрудникам учреждения. Единственное условие — направления расходования этих остатков соответствуют целям деятельности учреждения, утвержденным в его уставе. Предполагалось, что использование субсидий осуществляется учреждениями в соответствии с планом их финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД), составляемым и утверждаемым в установленном порядке. И если учреждение определило направление использования средств в ПФХД, то такое расходование средств является целевым и правомерным.
Однако сегодня многие органы финансового контроля считают иначе. Несмотря на то что средства потрачены учреждением в полном соответствии с ПФХД, контролеры настаивают на неправомерности такого расходования средств. Выполнение государственного (муниципального) задания не является для них основанием признать право учреждения самостоятельно распределить остаток субсидии. Сегодня произошло фактическое отождествление новых типов государственных и муниципальных учреждений (бюджетное и автономное) со старым типом (бюджетное, аналогом которого стало казенное учреждение) и унификация требований к ним в части целевого использования средств. При отсутствии изменения уголовного законодательства действия должностных лиц автономных и бюджетных учреждений, не являющихся получателями бюджетных средств, называются преступлениями. Законодательное определение понятия «получатель бюджетных средств» заменяется обыденным разумением: если получил, значит, получатель.
Все это привело к росту случаев квалификации расходов автономных и бюджетных учреждений как нецелевое, неэффективное или неправомерное использование средств. Что, в свою очередь, может являться стимулом для роста коррупции и определенно вызывает сомнения в целесообразности проведенной Минфином России бюджетной реформы.
Постановление АС ПО от 19.02.2018 № Ф06-28176/2017 по делу № А65-31270/2016
Суть спора. В ходе проверки ТФОМС государственного автономного учреждения здравоохранения было выявлено нецелевое использование средств ОМС, израсходованных на проведение капитального ремонта кровли здания, не включенных в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по территориальной программе ОМС в проверяемый период. Медицинское учреждение с данной классификацией не согласно, считает, что выполненные работы являются работами, относимыми к текущему ремонту здания, поскольку выполнено 7,8% кровельного покрытия объекта, а с учетом частичного финансирования из средств ОМС на средства ОМС по данному контракту отремонтировано 3,8% кровельного покрытия.
Позиция суда. Вынося свое решение, суд руководствовался следующим.
Пункт 14.2 ст. 1 ГрК РФ определяет капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) как замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов данных конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели названных конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Обозначенная норма ГрК РФ содержит только общие положения, более подробные и конкретизированные определения капитального и текущего ремонта даны в иных локальных, нормативных правовых актах, документах, регулирующих правоотношения участников спорных правоотношений в области выполнения строительных работ. Таковым, в частности, является МДС 13-14.2000 «Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений», утвержденное Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279 (далее – Положение МДС 13-14.2000).
Из пункта 3.1 поименованного положения вытекает, что ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. Перечень работ по текущему ремонту содержится в приложении 3, по капитальному ремонту – в приложении 8.
Из приложения 3 Положения МДС 13-14.2000 следует, что к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся:
-
исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок;
-
укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов;
-
устройство новых форточек;
-
замена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой;
-
оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах;
-
заделка щелей под подоконниками;
-
замена неисправных оконных и дверных приборов, утепление входных дверей и ворот;
-
установка пружин к наружным дверям.
Комментарий к Ст. 285.1 Уголовного кодекса
1. Объективная сторона преступления (состав является специальной нормой по отношению к ст. 285 УК) предполагает деяние в виде действия: расходования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере (примечание к ст. 285.1 УК).
Нецелевой характер расходования возможен через нарушение правила адресности бюджетных трат, закрепленного бюджетным законодательством.
2. Преступление окончено с момента нецелевого расходования, т.е. списания денежных средств с соответствующего счета.
Какое наказание грозит правонарушителю
Нецелевое расходование денег государства наказывается в зависимости от тяжести совершенного злодеяния. Если его квалифицировали как «небольшой тяжести», то преступник может получить одно из наказаний (либо несколько):
- штраф в диапазоне от 100 до 300 тысяч рублей или лишение дохода в течение 1-2 лет;
- принудительные работы максимум на два года, с лишением права на работу в определенных сферах деятельности и на некоторых должностях, либо без этого лишения;
- арест не более, чем на шесть месяцев;
- тюремное заключение на два года (или меньше) с лишением права на определенные виды деятельности, если суд сочтет это дополнение необходимым.
Письмо Минфина России от 17 марта 2020 г. N 02-09-09/20248 О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, соответствующих вышеизложенным требованиям Федерального закона N 59-ФЗ, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ.
Для получения в установленном порядке позиции Минфина России по вопросам, решение которых входит в компетенцию Минфина России, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В этой связи следует отметить, что при квалификации совершенных муниципальным образованием финансово-хозяйственных операций в качестве нецелевого (неэффективного) использования средств субсидии, предоставленной муниципальному образованию в форме городского округа для нужд жилищно-коммунального хозяйства, необходимо исходить из соблюдения положений нормативных правовых (правовых) актов, в том числе правил, регламентирующих порядок, цели и условия предоставления указанной субсидии, а также соглашения (договора) о предоставлении указанных средств.
Кроме того, сообщаем, что согласно положениям пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или направление средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно положениям статьи 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации под нецелевым расходованием бюджетных средств понимается расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере.
Ответственность за нарушения порядка, целей и условия предоставления (использования) указанной субсидии, допущенные муниципальным образованием и выявленные уполномоченным органом, в том числе за нецелевое (неэффективное) использование бюджетных средств, установлена указанными выше положениями законодательства Российской Федерации, а также может быть предусмотрена положениями договоров (соглашений) либо иных документов, являющихся правовым основанием предоставления средств, использованных с нарушением.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» в действующем законодательстве Российской Федерации не определено.
При этом статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, согласно которому участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий при расходовании бюджетных средств обеспечивают:
— достижение заданного результата с использованием наименьшего объема средств (экономность);
— получение наилучшего результата с использованием определенного объема средств (результативность).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Также обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в редакции от 26.02.2009), оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 БК РФ, судам необходимо учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции.
В этой связи конкретная расходная операция (в том числе направление средств субсидии на приобретение техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства) может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.
Кроме того, сообщаем, что контроль за соблюдением целей и условий соглашений (договоров) о предоставлении средств муниципальным образованиям из бюджета субъекта Российской Федерации осуществляется, в том числе контрольно-счетным органом субъекта Российской Федерации, органом внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.
Также полагаем необходимым отметить, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляет Прокуратура Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента | С.С. Бычков |
Комментарий к статье 285.1 УК РФ
Должностные лица, осуществившие нецелевую растрату денег, признаются преступниками. Опасность их деяний состоит в подрыве функционирования государства, основы финансового обеспечения со стороны Правительства, а также в создании условий для экономических преступлений.
- федеральный;
- региональный;
- муниципальный;
- внебюджетный.
Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.
Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д.
- Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).
- Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).
- Субвенции (помощь региону, городу, юридическому лицу из государственной казны для финансового обеспечения какой-либо программы).
- Бюджетные ассигнования (деньги, получаемые на основе документа о бюджетном исполнении, то есть бюджетной росписи. В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).
- Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).
Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других.
Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку. Если было потрачено менее 1,5 млн руб., то это деяние не рассматривается как хищение бюджетных средств по статье УК. За это предусматривается только административная ответственность.
Выплата заработной платы
Финансовые нарушения в бюджетной сфере труда считаются одними из самых серьезных в классификации. Здесь также различают фактор арифметических ошибок и сознательные переплаты с целью незаконного освоения бюджетных средств.
Неположенные выплаты могут быть представлены:
- завышением заработной платы в обход трудовых нормативов и стажа
- довольствием под прикрытием выплаты субсидий
- надбавками и доплатами к уже имеющемуся заработку
- премиями и финансовыми вознаграждениями за успехи в работе
- непредусмотренными штатным регламентом компенсациями (моральный или физический вред здоровью)
- иными нецелевыми денежными выплатами
Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.
При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:
- Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:
Подписать заключение
- учредительные бумаги
- разработанный план финансово-хозяйственной деятельности на текущий год (а в ряде случаев и на будущий)
- подтверждение исполнения бюджета в рамках хозяйственной деятельности (количество сотрудников, договор на использование имущества)
- Письменный и устный опрос причастных к расходованию бюджетных денег (генерального директора, главного бухгалтера, штатных сотрудников и т.д.) – проверке подлежат не только денежные средства, но и бюджетное имущество.
- Проведение сплошной инвентаризации собственности субъекта – оценка целевого и адресного принципов, эффективность использования, сохранность от преждевременной утраты.
Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.
При отсутствии крупного размера уголовная ответственность исключается, а будет административная ответственность по ст.15.14 КоАП РФ.
Объективная сторона – формальный состав. Обязательный признак – деяние – нецелевое расходование бюджетных средств. Расходование бюджетных средств – это процедура финансирования, осуществляющаяся путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических или юридических лиц. Необходимым условием списания бюджетных денежных средств со счета является подтверждение бюджетного обязательства, которое осуществляется органом, использующим бюджет.
Федеральное казначейство и финансовые органы S РФ и МС после проверки соответствия составленных платежных и иных документов, подтвержденных сметой доходов или расходов бюджетных учреждений и доведением лимитом бюджетных средств. Подтверждение осуществляется в форме разрешений. Нецелевым является расходование бюджетных средств, которое не соответствует условиям их получения, определяемых в следующих документах:
— Утвержденный бюджет соответствующего уровня
— Бюджетная роспись
— Уведомление о бюджетных ассигнованиях
— Смета доходов
— Иной документ, являющийся основным для получения бюджетных средств (пример: уведомление о лимитах бюджетных обязательств).
Примером нецелевого расходования бюджетных средств является финансирование расходов, не включенных в смету «Расходов и доходов». Финансирование расходов в объеме большем запланированного за счет недофинансирования других расходов, и.т.п. Преступление окончено с момента списания бюджетных средств со счета.
S – должностное лицо получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. У должностного лица распорядителя бюджетных средств возможна ответственность по ст.285 УК РФ.
- Балябин В.Н. Незаконное получение кредитов: гражданско-правовой и уголовно-правовой аспекты: Учебное пособие. М.: Московский университет МВД России, 2005.
- Балябин В.Н. Уголовная ответственность за незаконное получение кредита // Автореф. дисс. … канд. юрид. наук. М.: Московский университет МВД России, 2006.
- Демидов Ю.Н. Основы борьбы с преступлениями в социально-бюджетной сфере: криминологические и уголовно-правовые аспекты // Автореф. дисс. … докт. юрид. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2002.
- Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник для вузов. М.: Экзамен, 2003.
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Ю.В. Грачева, П.Д. Ермакова и др.; отв. ред. А.И. Рарог. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004.
- Курс уголовного права. В 5 т. Т. 4. Особенная часть: Учебник для вузов / Под. ред. Т.Н. Борзенкова и В.С. Комиссарова. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
- Уголовное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. М.: ООО Изд-во Эксмо (Российское юридическое образование), 2005.
Своевременное пресечение неправомерного использования бюджета входит в компетенцию контролирующих органов – Счетной Палаты и Российского финансового надзора.
При осуществлении проверки целевого использования бюджетных средств применяется особый порядок:
- Проверка начинается с изучения финансовых и иных документов, связанных с расходом бюджета на нужды предприятия:
Финансовый учет позволяет выявить как непреднамеренные, так и намеренные ошибки с подсчетами использования бюджетных средств. Санкции представлены устным предупреждением, выговором, отстранением от должности или материальным возмещением ущерба. Выявленные уголовные преступления рассматриваются в суде по особой процедуре.
Плата за предрейсовый медосмотр физическому лицу.
Суть спора.
В Постановлении АС УО от 01.03.2019 № Ф09-862/19 рассмотрено заявление УФНС по Курганской области о признании недействительным представления УФК по Курганской области. В ходе проверки УФК по Курганской области установлен факт осуществления УФНС по Курганской области расходов, связанных с исполнением договоров на проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей, заключенных с частным лицом, не имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Позиция суда.
При рассмотрении заявления суд исходил из следующего. Согласно п. 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (далее – Положение № 291), лицензированная медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по утвержденному указанным постановлением перечню. В данный перечень включены услуги по медицинским осмотрам (предрейсовым и послерейсовым).
Пунктом 1 Положения № 291 предусмотрено, что лицензия выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.
Между тем физическое лицо – исполнитель по заключенным договорам не было зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя и не имело соответствующей лицензии. Вступая в договорные отношения с данным физическим лицом, УФНС по Курганской области не проверило факт наличия лицензии, хотя при заключении договоров и государственных контрактов к непосредственным исполнителям услуг выдвигаются определенные требования, невыполнение которых может повлечь незаконный допуск к рейсу водителей, финансируемых за счет средств федерального бюджета, с возмещением возможных негативных последствий за счет федерального бюджета.
Таким образом, УФНС по Курганской области за счет средств федерального бюджета осуществлены расходы по договорам на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, заключенным с частным лицом, не имеющим права заниматься данным видом деятельности в связи с отсутствием лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Последствия нецелевых расходов
Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:
- Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
- Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.
Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.
Нецелевое использование бюджетных средств является бюджетным нарушением. Разъяснения приведены в части 1 ст. 306.4 БК. Согласно положениям статьи, нецелевым признается направление бюджетных поступлений и оплата обязательств в целях, которые полностью либо частично не соответствуют тем, что определены в решении (законе) о бюджете, сметой, росписью, договором или другим документом, выступающим как основание предоставления данных средств. Нарушением по ст. 306.1, ч. 1 БК признается неисполнение требований Кодекса, законодательных и иных нормативных актов, регулирующих финансовые правоотношения, соглашений и других актов, действующих в данной сфере. Им также считается бездействие/действие главного распорядителя, администратора источников финансирования, уполномоченного органа, получателя средств. За совершение указанных нарушений в гл. 30 БК предусматривается применение соответствующих мер принуждения.