Наезд на пешехода вне перехода
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Наезд на пешехода вне перехода». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Степень вины владельца авто должна быть доказана компетентными органами – сотрудниками ДПС, следователем или представителями судебных органов. При этом водитель должен получить официальное постановление, которое удостоверяет факт нарушения. Но это не значит, что именно это нарушение привело к таким печальным последствиям. Например, в случае, когда гражданин переходил дорогу в непредназначенном для этого месте, а водитель превысил скорость, установление нарушения скоростного режима еще не является причиной аварии. Как минимум, еще надо доказать, что если бы скорость машина была меньше, водитель успел бы среагировать и избежать наезда. Если доказательств этому нет, вина может быть двусторонней или только на пешеходе.
Кто виноват, если сбил пешехода в неположенном месте для перехода?
В правоприменительной практике предполагается, что за контакт машины с переходящим дорогу человеком отвечает водитель, причем независимо от того, где произошел инцидент. Особенно это касается случаев, произошедших на зебре.
Зачастую столкновение с человеком нередко обусловлено и его виной. Так, некоторые граждане стремятся свести счеты с жизнью, бросаясь прямо под колеса транспорта.
Если в машине есть видеорегистратор, то его данные помогут воссоздать реальную картину происшествия на дороге. Помогут и камеры внешнего наблюдения, установленные на окрестных офисах и других объектах.
Сидящий за рулем может быть и не виноват в том, что задавил пешехода насмерть, совершившего переход проезжей части в неустановленном месте.
Например, человек резко выбежал в границы проезжей части и у водителя попросту не было ни времени, ни места для маневра с целью предотвращения аварии. Тогда если шофер собьет пешехода, который перебегал дорогу, ответственность может быть минимальной.
Когда столкновение бывает незначительным, то пешеход может отказаться от медицинской помощи (особенно, сознавая свою вину).
Многие отказ от всех претензий стараются зафиксировать прямо на месте, полагая, что так водитель обеспечит себе страховку от возможных судебных исков в будущем.
Но наш совет, вызывать ДПС и оформлять все по правилам, иначе, возможно лишение прав за оставление места ДТП.
Доказательство вины водителя
В случае если водитель будет признан виновным, ему грозит:
- выполнение принудительных работ сроком до 4 лет,
- ограничение свободы до 5 лет.
Сбил на пешеходном переходе или вне пешеходного перехода
Это самая распространенная ситуация. Варианта два: виноват сам, или гражданин умышленно или по неосторожности попал под колеса. Если виноват — будет ответственность по ст. 12.24 КоАП РФ или по ст. 105, 109, 264 УК РФ:
- Нарушение, «повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 2500 до 5000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет».
- Нарушение, «повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, влечет наложение административного штрафа в размере от 10000 до25000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
- нарушение, повлекшее смерть человека, с учетом ст. 27 УК РФ, влечет ответственность по ст. 264 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств», в зависимости от содеянного.
Если не виноват, в ряде случаев ответственности не будет. Но такую позицию придется доказывать. Как не смешно звучит, но «пешеход сам прыгнул под колеса» — в 3 случаев из 100 все же встречается. В нашей практике был случай, когда мужчина страдал энурезом, и его переживания в связи с мужским достоинством дошли до того, что он умышленно бросился под машину. Правда, это он сделал прямо на глазах у старушки-жены… Она подтвердила его намеренные действия, и водителю не грозила ответственность. Но избежание от такой ответственности возможно только при наличии доказанности случившегося, этим надо заниматься.
При виновных действиях и правильной квалификации содеянного, а также при правильных действиях нарушителя как на месте ДТП, так и в дальнейшем, при помощи следствию, помощи пострадавшему и/или его родственникам, может быть речь об уменьшении ответственности. Правда, это лучше всего сделает за вам юрист или адвокат.
А вот задеть мотоцикл — очень страшно. Обычно, водитель мотоцикла серьезно страдает в результате аварии, и виновного водителя может ждать уголовная ответственность, как владельца средства повышенной опасности, даже при отсутствии виновных действий. Здесь Вы точно сами с защитой не справитесь, нужна помощь специалиста.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Что делать водителю, чтобы доказать свою фактическую невиновность
Если водитель не виновен в создании аварийной ситуации и сбил пешехода по вине самого пешехода, это ещё нужно доказать. Мы советуем:
1. Ни в коем случае не убегать и не оставлять место происшествия! Это только усугубит ситуацию
2. Максимально быстро оказать первую медицинскую помощь и вызвать скорую
3. Вызвать ГИБДД для оформления аварии
4. Максимально быстро, не дожидаясь приезда всех служб, зафиксировать на фото и видео все обстоятельства происходящего, собрать данные о свидетелях
Совсем хорошо, если в наличии будет запись с видеорегистратора.
Удачи на дорогах!
А тем, кто только собирается учиться водить автомобиль — приходите к нам в автошколу. Вы будете знать всё, что нужно хорошему водителю!
Будет ли виновен водитель, если пешеход пьяный
Наибольшую опасность для водителей ТС представляют пьяные пешеходы. Это связано с тем, что под воздействием алкоголя у человека существенно нарушаются многие функции организма, среди которых:
- нарушение координации;
- изменение пространственного и визуального восприятия;
- заторможенность и непредсказуемость поведения.
Как уже отмечалось, для водителя не имеет значения, в каком состоянии находился пешеход. Водитель несёт ответственность на наезд в любом случае, поскольку транспортное средство относится к источнику повышенной опасности.
Однако, в некоторых ситуациях у автолюбителя есть шанс избежать ответственности за сбитого пьяного пешехода при условии, что:
- потерпевший намеренно или по неосторожности внезапно попал на проезжую часть под идущий автомобиль;
- водитель предпринял всевозможные меры для предотвращения наезда;
- лицо, управляющее ТС, не нарушало ПДД в момент наезда.
Что считается наездом на пешехода согласно ПДД?
Желающие отыскать формулировку «наезда» в ПДД лишь зря потратят время. Законы дают только общее описание ДТП, причем и правила дорожного движения (ст. 1.2 ПДД РФ), и ФЗ №196 (О безопасности дорожного движения – ст.2) одинаковую:
ДТП – некое событие с участием ТС, возникшее в результате его движения по дороге, из-за которого погибли или ранены люди [машины, грузы, здания – в данном случае отдельно не рассматриваются] или причинен другой материальный ущерб.
Мы не случайно сделали акцент на три момента, но, к сожалению, не для того, чтобы вывести четкую формулировку «наезда на пешехода», а, наоборот, показать несостоятельность данной по отношению к наезду.
Четко придерживаясь буквы закона, можно было бы утверждать, что наезд вне дороги, если ущерб здоровью не нанесен, а вред исключительно материальный не будет являться ДТП. Однако судебная практика вдрызг развеивает подобные заблуждения, назначая и компенсацию за моральный вред, причем при происшествии, произошедшем и вне дорог, и при отсутствии видимых последствий для здоровья.
Исходя из этого можно вывести такую формулировку:
Наездом на пешехода может считаться любой контакт между транспортным средством, находящимся в движении и пешеходом, вне зависимости от уровня причиненного вреда.
Вне зависимости от сложившейся ситуации, шофер несет ответственность за наезд на пешехода вне пешеходного перехода. Отличается лишь степень наказания. По законодательству транспортное средство позиционируется, как объект повышенной опасности. Эта особенность прописана в ГК РФ (статье 1079). При этом физлица и юрлица, эксплуатирующие такие средства, обязаны компенсировать вред в случае нанесения ущерба. Альтернативой является доказательство того факта, что вред имел место ввиду непреодолимой силы или умысла пассажира.
При этом в ПДД имеется правило, согласно которого человек должен пересекать дорогу только по пешеходному переходу (подземному, регулируемому или нерегулируемому). Кроме того, в правилах прописана возможность пересечения дороги, если в пределах видимости нет мест для ее перехода. При этом человек не должен создавать помех для ТС.
На практике все складывается по-другому, и пешеходы часто переходят дорогу там, где вздумается, а страдает водитель. С учетом судебной практики он отвечает по гражданской, уголовной и административной линии.
Бывают ситуации, когда наезд совершается в темное время суток. Кроме того, оценке подлежит и то, в каких условиях совершена авария. В частности, это погодные условия, наличие тумана и прочие факторы, которые влияют на видимость. Оценке подлежит то, с какой скоростью передвигалось авто. Часто в ночное время водители не в силах увидеть перебегающего по дороге пешехода, в особенности, когда он одет в одежду темных оттенков. При наличии тормозного пути можно доказать принятие мер к недопущению столкновения.
Если по результатам проведенной проверки будет установлено, что водитель не нарушил правила и желал предотвратить аварию, но не смог – часто дело не возбуждается.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность предусмотрена разная. У водителя есть все шансы доказать свою правоту, при условии, что он не нарушил ПДД.
Что делать, если сбил человека
Несколько рекомендаций для водителя, который стал непосредственным участником ДТП с наездом на пешехода или сбил его насмерть:
- не паниковать и попытаться взять в себя в руки – событие, безусловно, трагическое, однако потеря самообладания только усугубит ситуацию;
- провести визуальный осмотр пострадавшего, и оказать меры первичной медицинской помощи — если нет соответствующих навыков, вызвать скорую помощь и сотрудников ГИБДД;
- обозначить зону ДТП соответствующим знаком «треугольник» или иными предметами, которые привлекут внимание других участников движения;
- выявить свидетелей происшествия и взять контактные данные;
- дождаться приезда соответствующих служб для оказания помощи потерпевшему и составлению административных материалов;
- проследовать в медицинское учреждение для прохождения экспертизы;
- ознакомиться с составленными материалам и дать свои пояснения относительно произошедшего;
- позаботиться о вызове адвоката или другого специалиста в области права.
Важно помнить, что от правильности действий зависит конечный результат рассмотрения ДТП, и каждая деталь может предопределить исход для водителя и потерпевшего.
Наказание водителя за наезд на пешехода вне перехода
Не зависимо от ситуации, водитель несёт ответственность за наезд на пешехода, даже если пешеход грубо нарушал ПДД или был «в стельку» пьяным. Это гражданско-правовая ответственность, которая регулируется ст. 1079 ГК РФ:
«Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, …, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 1083 настоящего Кодекса».
То есть, водитель в любом случае обязан оплатить лечение пострадавшего, даже если абсолютно не виноват в наезде. Также пострадавший имеет право подать иск «за моральный вред», но тут уже как решит суд.
Водитель не будет платить, только если докажут, что пешеход сам бросился под колёса, например, решил покончить жизнь самоубийством, либо это был мошенник, который таким образом хотел «развести» водителя на деньги, или наезд был совершён в результате сильного удара сзади в автомобиль и водитель физически не мог избежать наезда. То есть должны быть доказаны «обстоятельства непреодолимой силы». Но это встречается достаточно редко, и как правило, водитель платит за лечение пешехода.
Итак, в нашей ситуации, когда водитель абсолютно не виноват, а пешеход виноват, то наказание шофёра ограничивается описанной выше гражданско-правовой ответственностью и оплатой лечения пешехода.
Что касается административной ответственности и штрафов по статье 12.24 КоАП, то они возникают только в случае, если доказана виновность водителя.
Уголовная же ответственность возникает в любом случае, если причинен тяжкий вред здоровью или был смертельный исход, не зависимо от того, виноват водитель или нет. Но эту ситуацию в рамках данной статьи мы рассматривать не будем.
Понятие наезда и определение нарушения
Важно! Наезд может стать результатом нарушения ПДД не только водителем, но и самим пешеходом.
Любой человек, передвигающийся по дороге, должен пользоваться пунктами ПДД:
- 4.3 указывает на то, что каждый пешеход должен переходить проезжую часть исключительно по специальным участкам, предназначенным для этого, а именно по пешеходным переходам, которые могут находиться не только на дороге, но и быть подземными или подвесными.
Если отсутствуют вблизи переходы, то дорогу переходить можно исключительно на перекрестках.
4. Обязанности пешеходов
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин. На регулируемом перекрестке допускается переходить проезжую часть между противоположными углами перекрестка (по диагонали) только при наличии разметки 1.14.1 или 1.14.2, обозначающей такой пешеходный переход. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
- 4.5 содержит информацию о том, что если имеется нерегулируемый пешеходный переход, то важно каждому человеку перед движением убедиться, что не приближаются с большой скоростью машины, поэтому движение для человека является безопасным.
Нельзя выходить на дорогу из-за стоящих автомобилей или других крупных элементов, так как это ограничивает обзорность для водителей движущихся машин.
В Конституции России установлена презумпция невиновности — она гласит, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, пока не будут найдены реальные доказательства его правонарушения.
И эта презумпция применяется и при возникновении дорожно-транспортного происшествия, но на практике виновным автоматически считается управляющий машиной, потому что она — средство высокой угрозы для других участников движения. И водителю приходиться доказывать свою невиновность и нарушения правил пешими участниками движения, а при наличии ущерба автомобилю или своему здоровью — ходатайствовать о компенсации.
Проблематичность судебных споров ещё в том, что пешие люди имеют приоритет на дороге, а водители как источники угрозы несут двойное бремя внимательности и реакции, и даже при пренебрежении правилами пешими гражданами сидящий за рулём должен предотвратить аварию или всеми силами избежать её.
Наказание за наезд зависит от последствий и уровня нанесенного вреда.
Можно ли избежать ответственности?
При ДТП стороны часто допускают ошибки, из-за которых потом не могут доказать собственную невиновность или виновность и других лиц в случившемся.
Принято считать, что водитель не может избежать ответственности, даже если вся вина на пешеходе, но при грамотном подходе к процедуре оформления ДТП и фиксации всех фактов можно даже избежать гражданской санкции.
Каковы обязательные действия водителя:
- выйти из машина и оказать посильную помощь пострадавшему;
- при необходимости (угрозе жизни) — отвезти его в госпиталь, предварительно позвонив в ГИБДД и уведомив об оставлении места ДТП;
- если ушибы и травмы не угрожают жизни, нужно вызвать скорую по номеру 112;
- нужно выставить аварийный знак за 5 — 10 метров и сделать фотографии машины с разных ракурсов; также необходимо снять на камеру в формате видеосъёмки машины свидетелей, так чтобы были видны номера и модели, а также окружающую обстановку;
- обязательно нужно взять контакты свидетелей;
- осмотреть место ДТП на наличие камер видеонаблюдения, чтобы через них можно было увидеть столкновение; нужно помнить, что записи стираются через 3 дня, поэтому запросить их нужно в кратчайшие сроки.
Сбил человека вне пешеходного перехода: ответственность
При столкновении автотехники и человека в любом случае железный агрегат пострадает в меньшей степени. На авто останется, скорее всего, небольшая вмятина, которая без следа устраняется в обыкновенном автосервисе, а вот пешеход может получить серьезное увечье, инвалидность или вовсе погибнуть…
Допустим, случайно сбил человека, полицию не вызывали, поскольку никто не пострадал, все разрешили мирно, без эксцессов. Но такой сценарий разыгрывается нечасто.
Поэтому в зависимости от степени нанесенного вреда человеку (или нескольким людям) и вследствие несоблюдения правил дорожного движения автомобилисту может грозить гражданская, административная или уголовная ответственность:
-
Гражданская ответственность (наименее жесткая).
Вне зависимости от того, по чьей вине произошел инцидент, именно автовладелец возмещает затраты на лечение, испорченное имущество пострадавшего и прочие потери. Помочь избежать всего этого может только суд, если в процессе разбирательства дела выяснится, что вред пострадавшему был причинен в результате непреодолимой силы или хуже того — по злому умыслу (мошенничеству) попавшего под колеса.
-
Административная ответственность (средней тяжести).
Если потерпевшему нанесены травмы средней степени, то водителю, допустившему наезд, придется в зависимости от степени причиненного ущерба по решению суда выплачивать штраф в размере от двух с половиной до двадцати пяти тысяч рублей, а также распрощаться со своими водительскими правами на срок от года до двух.
-
Уголовная ответственность (самая суровая).
Сотрудники Госавтоинспекции проводят проверку по факту наезда по двум направлениям:
1) была ли возможность избежать столкновения с пешеходом в отдельно взятом случае;
2) нарушил ли водитель правила дорожного движения.