Статья 79 НК РФ. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 79 НК РФ. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По мнению налоговиков, часто встречающемуся на практике, поскольку процедура принудительного взыскания налога начинается с момента выставления требования о его уплате, добровольное исполнение налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности до получения указанного требования не может квалифицироваться как взыскание. К данным отношениям при признании в последующем решения инспекции недействительным подлежит применению ст. 78 НК РФ, регулирующая возврат излишне уплаченных сумм налога.
Возврат через суд также допустим.
Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет, считая со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишнего взыскания налога (абз. 2 п. 3 ст. 79 НК РФ).
Вместе с тем, по мнению контролеров на местах, налогоплательщик не вправе претендовать на возврат излишне уплаченных налогов в судебном порядке при необжаловании решения налогового органа о налоговых доначислениях (а также при отсутствии уточненного декларирования налоговых обязательств). При упомянутых обстоятельствах оснований для признания доначисленных и уплаченных налогоплательщиком сумм в качестве излишне взысканных не имеется.
По мнению АС МО (Постановление от 14.05.2015 № Ф05-5208/2015 по делу № А40-94772/14), п. 3 ст. 79 НК РФ предусматривает для налогоплательщика возможность выбора способа защиты своего нарушенного права в том случае, если налоговый орган взыскал с него суммы налогов излишне. При этом Налоговый кодекс не содержит указаний на то, что право на обращение с иском в суд налогоплательщик имеет при условии досудебного обращения к налоговому органу по поводу возврата незаконно взысканных сумм. Не установлен подобный порядок и иным федеральным законом.
Верховный суд в Определении от 20.07.2016 № 304-КГ16-3143 отметил: такие судебные способы защиты прав налогоплательщиков, как оспаривание ненормативных правовых актов налоговых органов и истребование излишне взысканного налога, являются независимыми, если иное прямо не следует из законодательства. При наличии нескольких возможных способов защиты права налогоплательщик имеет право выбора между ними. Избрав конкретный способ защиты своего права, частный субъект должен соблюдать сроки и процедуры (в том числе досудебные), как они установлены применительно к этому способу защиты права.
Сославшись на правовые позиции, содержащиеся в п. 65 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57, п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 № 18, ВС РФ подчеркнул: положения Налогового кодекса не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров. Поскольку организация уплатила суммы налогов на основании решения инспекции, она может ставить вопрос о возврате соответствующих сумм как излишне взысканных (в пределах сроков, установленных в ст. 79 НК РФ), не обжалуя отдельно вынесенное налоговым органом решение, а суд должен был исследовать вопрос законности решения (см. также Постановление АС СКО от 24.10.2016 № Ф08-6959/2016 по делу № А53-32154/2015).
Налоговики обязаны вернуть не только налог, но и проценты.
Как уже упоминалось, п. 5 ст. 79 НК РФ предписывает возвращать сумму излишне взысканного налога с начисленными на нее процентами. Сделать это инспекция обязана в течение одного месяца со дня получения соответствующего заявления налогоплательщика. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Что нужно понимать под днем фактического возврата для целей расчета процентов на сумму излишне взысканного налога? В какой день прекращается начисление процентов на сумму излишне взысканного налога – в день фактического поступления излишне взысканной суммы налога на расчетный счет налогоплательщика или в день, предшествующий такому поступлению?
Отметим, что подобные споры велись на протяжении долгого времени; и чиновники, и судебные органы давали ответы на поставленные вопросы.
Официальная позиция сводилась к следующему: при начислении процентов на сумму излишне взысканного налога не учитывается день фактического возврата соответствующей суммы налогоплательщику (см., к примеру, Письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7). Она основывалась вот на чем: п. 5 ст. 79 НК РФ не указывает, что день возврата денежных средств включается в период расчета процентов. Проценты начисляются только за те дни, когда налогоплательщик не имел возможности распоряжаться денежными средствами.
Аналогичным образом высказывались арбитры ФАС МО (см., например, Постановление от 29.05.2013 № А40-105398/12-115-737 – со ссылкой на правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 № 7528/05).
Однако высшие судьи пересмотрели правовую позицию. По их мнению, при определении периода начисления процентов в расчете необходимо учитывать фактическое количество календарных дней просрочки с учетом дня фактического возврата налога (поступления денежных средств в банк) (постановления Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 № 11675/13, от 21.01.2014 № 11372/13). То есть проценты начисляются за весь период пользования чужими денежными средствами, включая день их возврата. Сказанное обусловлено тем, что в этот день одновременно имеется как возврат денежных сумм, так и их незаконное удержание. В противном случае у налогоплательщика не было бы возможности взыскать проценты за один день незаконного удержания налоговых платежей.
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата денежных средств на счет налогоплательщика включительно.
Данная позиция может вызвать претензии со стороны налоговых органов (из Письма от 29.10.2014 № 03-02-08/54846 косвенно следует, что Минфин принял во внимание позицию, изложенную высшими арбитрами, однако дополнительных разъяснений от контролирующих ведомств с тех пор не поступало). Однако, если принять во внимание правовую позицию Президиума ВАС, вероятность победы в споре с контролерами представляется весьма высокой.
От чего отталкиваться?
В решении вопроса о том, является сумма налога излишне уплаченной или излишне взысканной, можно опираться на позицию Президиума ВАС, изложенную в Постановлении от 24.04.2012 N 16551/11. Итак, оценка зависит от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей. А вот способ исполнения указанной обязанности (самостоятельно налогоплательщиком либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию) на оценку не влияет (то есть правового значения не имеет). В то же время установление Налоговым кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной впоследствии отсутствующей, было произведено.
Если обязанность была исполнена на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, речь идет об излишне уплаченной сумме налога. Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, то есть без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке впоследствии размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил ст. 79 НК РФ.
В случае исполнения налоговой обязанности на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки, спорная сумма налога может быть признана излишне взысканной, например, если такое решение будет признано недействительным. Причем факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.
Срок подачи иска в суд
Повторимся: заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога допускается подать в налоговый орган в течение трех лет со дня уплаты названной суммы. А на представление заявления о возврате излишне взысканного налога отводится месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда. В то же время Налоговым кодексом предусмотрена возможность подачи в суд иска о возврате излишне взысканной суммы налога в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога. Отсутствие аналогичной нормы в отношении возврата излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ определены продолжительность и порядок исчисления только срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган) не означает, что через суд обозначенную сумму можно вернуть в любое время.
Соответствующие пояснения представлены в п. 79 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57. На основании п. 3 ст. 79 НК РФ с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в трехлетний срок, исчисляемый со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога. Ранее на это указал Президиум ВАС в Постановлениях от 25.02.2009 N 12882/08, от 13.04.2010 N 17372/09. Пункт 7 ст. 78 НК РФ применительно к п. 3 ст. 79 НК РФ не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока подачи в налоговый орган заявления о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в порядке арбитражного судопроизводства. Сделать это можно в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о названном факте. (Здесь действуют общие правила исчисления срока исковой давности — со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ).)
Вопрос определения дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом:
- оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств (в том числе исходя из причины, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, наличия изменений действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода);
- других обстоятельств, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания срока на возврат налога непропущенным.
Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.
Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Комментарий к ст. 78 НК РФ
1. Правовые нормы, которые законодатель указал в пункте 1 комментируемой статьи Кодекса, являются императивными, они применяются, если образовалась сумма излишне уплаченного налога. Иначе говоря, плательщик исполнил обязанность по налогам и сборам в большем объеме, нежели это установлено актами законодательства о налогах и сборах (например, из-за неправильного определения налоговой базы, вследствие ее завышения, из-за ошибки в применении налоговой ставки, из-за уплаты налога при отсутствии объекта налогообложения).
Итак, рассмотрим правила, указанные в пункте 1 статьи 78 настоящего Кодекса, более подробно:
а) сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету:
либо по этому же налогу или сбору — в счет будущих предстоящих платежей по данному налогу или сбору;
либо по иным налогам и сборам. Не имеет значения, что срок предстоящего платежа по налогу (по которому образовалась переплата) наступает раньше, чем по другим видам налогов: если плательщик в своем заявлении настаивает именно на этом варианте, то его требование должно быть удовлетворено. Впрочем и налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам (см. об этом п. 5 ст. 78 НК РФ). Число налогов, в счет уплаты которых производится зачет, может быть любым;
б) зачет, упомянутый в статье 78 НК РФ, следует отличать от одноименного гражданско-правового института;
в) сумма излишне уплаченного налога может быть направлена и на погашение недоимки или возвращена налогоплательщику. Забегая вперед, скажем, порядок возврата предусмотрен в подпунктах 7 — 10 статьи 78 НК РФ, этот вопрос мы с вами рассмотрим ниже. При этом следует различать возврат излишне уплаченного и излишне взысканного налога (ст. 79 НК РФ).
2. На основании пункта 2 комментируемой статьи настоящего Кодекса сделаем ряд важных выводов:
а) по общему правилу и зачет, и возврат излишне уплаченных сумм налогов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика (ст. ст. 83, 85 НК РФ);
б) лишь в случаях, предусмотренных самим НК РФ, зачет или возврат упомянутых сумм осуществляется и иными налоговыми органами (например, вышестоящим налоговым органом, который выявил излишне уплаченную сумму налогов по результатам выездной проверки, проведенной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, ст. 89 НК РФ);
в) зачет и возврат суммы излишне уплаченного налога производятся по общему правилу без начисления на эту сумму процентов, за исключением случаев, предусмотренных в пункте 9 статьи 78 НК РФ, которые мы с вами рассмотрим ниже;
г) таможенные органы (п. 2 ст. 78 НК РФ), которые осуществляют возврат и зачет излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, обязаны:
письменно сообщить в налоговый орган по месту учета плательщика о всех излишне уплаченных суммах, которые были зачтены в счет предстоящих или были возвращены таможенными органами;
направить такое сообщение в десятидневный срок со дня выявления факта излишней уплаты суммы налогов или сборов. При этом упомянутый срок исчисляется в календарных днях, а отсчет начинается со следующего (после дня выявления факта переплаты) дня.
3. В правилах пункта 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса законодатель устанавливает, что:
а) о каждом факте (и сумме) излишне уплаченного налога (или сбора) плательщику обязан сообщить именно тот налоговый орган, который выявил указанный факт или которому стало известно об этом;
б) сообщение должно быть письменным, с указанием ИНН плательщика. При этом законодатель не случайно так широко подходит к вопросу о форме обнаружения упомянутых фактов: имеются в виду как случаи их выявления самим налоговым органом (например, в ходе налоговой проверки), так и случаи, когда это стало известно налоговому органу иным образом (например, из сообщения СМИ, из материалов проверки, ревизии деятельности налогового органа вышестоящими органами, из сообщений учредителей организации-плательщика налогов и т.д.);
в) сообщение должно быть направлено плательщику не позднее одного календарного месяца со дня обнаружения указанного выше факта;
г) при обнаружении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налогов, налоговый орган имеет право:
— письменно предложить плательщику провести совместную выверку сумм уплаченных налогов. Это не налоговая проверка, поэтому на нее не распространяются правила ст. ст. 87 — 89 НК РФ;
— оформить результаты такой выверки актом, подписываемым налоговым органом и плательщиком. Обратите внимание, что этот акт не является актом налоговой проверки (ст. 100 НК РФ). Он служит лишь средством для правильного зачета или возврата налога.
4. В пункте 4 комментируемой статьи нужно иметь в виду следующие обстоятельства:
а) по общему правилу налоговый орган осуществляет зачет (в счет предстоящих платежей):
— по тому виду налога, по которому имела место переплата;
— на основании письменного заявления плательщика. В этом заявлении необходимо указать свой ИНН, сумму излишне уплаченного, вид налога, по которому заявитель просит осуществить зачет;
б) решение налогового органа о зачете:
должно быть принято в течение пяти календарных дней после получения заявления плательщика;
принимается, если зачтенная сумма направляется в тот же бюджет (например, региональный) или внебюджетный фонд (например ПФР), в который была направлена излишне уплаченная сумма налогов;
в) правила пункта 4 статьи 78 НК РФ следует применять с обязательным учетом пунктов 5 и 6 статьи 78 НК РФ: они устанавливают отличный от предусмотренного общими правилами пункта 4 статьи 78 НК РФ, порядок осуществления зачета.
5. Пункт 5 комментируемой статьи настоящего Кодекса устанавливает следующие правила и условия их применения:
а) если имеет место быть недоимка (поясняем: сумма налогов или сумма сбора, не уплаченная в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ст. 11 Кодекса). Иначе говоря, одним из условий применения пункта 5 статьи 78 НК РФ является наличие излишне уплаченной суммы по одному налогу и недоимки по другому (другим).
Плательщик налогов обязан уплатить пени (ст. 75 НК РФ).
Не следует путать пени с ситуацией, когда на плательщика налогов наложен штраф за какое-либо налоговое правонарушение (ст. ст. 114 — 129 НК РФ);
б) необходимыми условиями применения правил пункта 5 комментируемой статьи являются:
письменное заявления плательщика налогов с просьбой произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по недоимкам (имеется в виду по другим видам налогов или сборов), пеням и штрафам, которые наложены на плательщика, а также соответствующее решение налогового органа;
то обстоятельство, что и сумма излишне уплаченного налога, и суммы недоимок, пеней и штрафов (упомянутые выше) должны быть направлены в один и тот же бюджет или во внебюджетный фонд;
в) в последнем предложении пункта 5 статьи 78 настоящего Кодекса содержатся особые правила:
они применяются, когда речь идет о зачете по сумме недоимки. Применять эти правила и в отношении пеней было бы неправомерно;
они предоставляют право самому налоговому органу (по месту учета плательщика) произвести зачет. Иначе говоря, налоговый орган может произвести зачет, не ожидая заявления от плательщика. Безусловно, налицо некоторое противоречие между первым и вторым предложениями пункта 5 статьи 78 НК РФ.
Специально для иностранных организаций
Что касается упомянутой ст. 78 НК РФ, она дополнена положением для иностранных организаций в случае удержания у них налога налоговым агентом в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ.
Данная норма определяет, что следует возвращать из бюджета ранее удержанный у этих организаций налог по выплаченным им доходам, в отношении которых международными договорами РФ, регулирующими вопросы налогообложения, либо ст. 312 НК РФ предусмотрен особый режим налогообложения.
Соответствующее заявление и подтверждающие документы представляются иностранным (фактическим) получателем дохода в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход.
Согласно п. 8 ст. 78 НК РФ в общем случае решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Но в новом п. 17 данной статьи предусмотрено, что решение о возврате суммы ранее удержанного в соответствии с п. 2 ст. 312 НК РФ налога на прибыль организаций принимается налоговым органом по месту учета налогового агента в течение шести месяцев со дня получения от иностранной организации заявления о возврате и подтверждающих документов.
Сумма ранее удержанного налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня принятия налоговым органом решения о возврате.
Значимость проблематики института начисления и выплаты процентов за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов в условиях сегодняшнего дня обусловливается необходимостью сохранения финансового состояния налогоплательщика и обеспечения финансовой стабильности общества.
Возникновение у налогоплательщика права на проценты связывается с совершением налоговыми органами (их должностными лицами) деяний, в результате которых в бюджет излишне взыскиваются суммы налогов либо из бюджета несвоевременно возвращаются суммы налогов.
Соответственно, алгоритм начисления и выплаты процентов можно представить следующим образом: неправомерные деяния налогового органа — излишнее взыскивание (несвоевременное возвращение) сумм налогов — начисление и выплата процентов.
Нормы налогового права и бюджетного права, регулирующие правоотношения, возникающие при излишнем взыскании налога либо несвоевременном его возвращении, начислении и выплате налогоплательщику процентов, объединяются в институт финансового права, который можно определить, к примеру, через призму материально-правового и процессуально-правового смысла защиты прав налогоплательщиков.
Материально-правовой смысл защиты прав налогоплательщиков с учетом публичного характера правоотношений включает в себя закрепленные в нормативно-правовых нормах возможности защиты прав налогоплательщиков, среди которых представляется необходимым выделить основные:
- оперативные (направленные на пресечение, прекращение нарушения прав налогоплательщика):
- обжалование в установленном порядке актов налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействия) их должностных лиц (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- невыполнение неправомерных актов и требований налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующих Налоговому кодексу Российской Федерации или иным федеральным законам (пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- предупредительные:
- требование от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (пп. 12 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- компенсационные (восстановительные):
- возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц (пп. 14 п. 1 ст. 21 НК РФ);
- начисление и выплата налогоплательщику процентов за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов (ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 НК РФ).
Можно было бы сделать вывод, что начисление и выплата налогоплательщику процентов является подчиненным обжалованию способом защиты прав налогоплательщика. Однако процессуально-правовой смысл защиты прав налогоплательщиков включает в себя возможность налогоплательщика обратиться к уполномоченным на то органам государственной власти (должностным лицам) для разрешения спора, в том числе за получением процентов.
Налогоплательщику принадлежит выбор способа защиты нарушенного права. Конечная цель налогоплательщика — восстановление нарушенных финансовых прав в виде получения процентов за счет средств бюджета, а не обжалование решений, действий (бездействия) налоговых органов (их должностных лиц). Соответственно, предварительное признание акта власти недействительным для удовлетворения исковых требований о процентах не требуется.
Таким образом, институт начисления и выплаты налогоплательщику процентов на излишне взысканные (несвоевременно возвращенные) суммы налогов вполне возможно отнести к самостоятельному институту финансового права, который, безусловно, нуждается в дальнейшем более глубоком исследовании.
В отношении излишне уплаченного налога налогоплательщик в силу п. 6 ст. 78 НК РФ обязан сначала обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) налога. Право на проценты у налогоплательщика возникает, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока.
Соответственно, проценты являются следствием нарушения (производным от нарушения) сроков возврата налога по заявлению налогоплательщика. Если налогоплательщик не обращался в налоговый орган за возвратом либо зачетом переплаты, то и право на получение процентов у него отсутствует.
Представляется, если налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлением о возврате (зачете) налога и срок возврата (зачета) был нарушен, то возможно требование процентов. Нарушен или нет срок возврата налога, будет разрешаться при рассмотрении вопроса о процентах.
Возможность требования процентов без предварительного признания налога излишне взысканным у налогоплательщика также имеется.
Согласно ст. ст. 78, 79 начисление процентов является обязанностью налогового органа, поэтому может возникнуть ситуация, когда налогоплательщик будет требовать проценты без предварительного признания налога излишне уплаченным либо излишне взысканным.
Налогоплательщик, который излишне уплатил налог либо с которого суммы налогов были излишне взысканы, вправе распорядиться по собственному усмотрению (зачесть или возвратить) этими суммами. Однако такое волеизъявление может быть сделано налогоплательщиком, а следовательно, и обязанность налогового органа осуществить действия, направленные на возврат налогоплательщику из бюджета денежных сумм, в ограниченный период времени, срок (определенный нормативным актом отрезок времени, исчисляемый по заранее установленным правилам).
Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушение права на защиту.
Таким образом, установление в налоговом законодательстве сроков обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность финансовых правоотношений. В течение срока давности налогоплательщик вправе требовать выплаты ему процентов.
Действительно, если в течение определенного законом времени налогоплательщик не воспользовался правом на проценты, значит, истек, пропущен срок. Однако в силу ст. ст. 78, 79, 176, 176.1 НК РФ начисление и выплата процентов является обязанностью налогового органа, т.е. конструкция правовых норм о процентах построена от обязанности налогового органа к праву налогоплательщика получить проценты.
Считаем, что институт начисления и выплаты процентов за излишнее взыскание (несвоевременное возвращение) сумм налогов, его самостоятельность не может рассматриваться в отрыве от сроков реализации налогоплательщиком права на получение процентов (срока давности).
Требования определенности также должны предъявляться и к сроку возможного удовлетворения требования о получении процентов.
Однако, как справедливо отмечено А.М. Науменко, законодатель ограничился указанием на возможность выплаты процентов в пользу налогоплательщика, но механизм реализации данного права не разработан (не определена правовая природа денежных средств, выплачиваемых в форме процентов за счет бюджета, не установлены непосредственные основания выплаты, не урегулированы процедурные вопросы) . Данный вывод касается и сроков реализации права налогоплательщика на проценты.
Науменко А.М. Категория процентов в налоговом праве // Налоги (журнал). 2007. N 2.
Правоприменительная практика вносит свои коррективы в срок давности, при которых происходит смешение норм гражданского и финансового права.
В связи с этим споры по поводу сроков возможного получения процентов нередки, поскольку налоговыми органами начало исчисления срока по процентам привязывается к срокам взыскания налога либо срокам нарушения возврата налога.
Б.Б. Базаровым отмечено, что п. 7 ст. 78 НК РФ применяется во взаимосвязи с п. 3 ст. 79 НК РФ, равно как и правила об исчислении срока исковой давности, установленные гражданским законодательством, но при этом игнорируются и не применяются по аналогии нормы того же гражданского права о приостановлении, перерыве либо восстановлении срока давности, что выглядит крайне непоследовательным .
Базаров Б.Б. Давность в российском налоговом праве: понятие и признаки // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 11. С. 1367 — 1380.
Тем самым можно сделать вывод, что, с одной стороны, следуя конституционному принципу защиты права собственности, использованием единой логики правового регулирования срока давности, определенной гражданским правом, налогоплательщику гарантируется защита от необоснованного лишения его части имущества. С другой стороны, создается неопределенность в финансовых правоотношениях, поскольку нормы гражданского права о сроках давности используются в усеченном виде и вопрос о возврате налога зависит по большей части от усмотрения правоприменителя. В связи с чем нам представляется, что с целью соблюдения баланса между частными и публичными интересами объективно требуется разработка оптимальной модели определения таких сроков.
Представляется, что срок на реализацию права налогоплательщика на проценты определяется исходя из последовательности установления следующих трех обстоятельств.
Первое обстоятельство — излишнее взыскание налога или нарушение налоговым органом срока на возврат налога.
Право на проценты возникает при излишнем взыскании налога или нарушении налоговым органом срока на возврат налога. Соответственно, отсутствие излишнего взыскания налога или нарушения налоговым органом срока на возврат налога не порождает обязанность налогового органа исчислить проценты, а у налогоплательщика — право на получение процентов. Таким образом, право налогоплательщика на получение процентов напрямую зависит от установления факта излишнего взыскания налога или нарушения налоговым органом срока на возврат налога.
Второе обстоятельство — отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию. Возврат (зачет) налогов производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения задолженности .
Если налоговая задолженность подлежит взысканию только в судебном порядке, то налоговый орган не вправе принудительно (во внесудебном порядке) взыскивать с налогоплательщика такую задолженность (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2012 по делу N А33-3824/2011).
Если применительно к сумме несвоевременно возвращенного налога положения о порядке исчисления процентов понятны, то относительно излишне взысканных сумм налога порядок начисления процентов не является определенным. Так, возникает следующий вопрос: проценты начисляются на всю сумму взысканного налога (даже при наличии недоимки, подлежащей зачету) или на сумму недоимки исходя из дат ее образования уменьшается сумма налога, принимаемая для расчета процентов?
Например, задолженность, в счет которой производится зачет, образовалась после взыскания налога и в связи с тем, что налогоплательщик не имел средств для погашения текущих налоговых платежей, т.е. имеется одновременно и факт излишнего взыскания налога, и текущая задолженность, которую налогоплательщик не погасил.
В Определении ВАС РФ от 06.08.2010 N ВАС-10227/10 по делу N А40-37991/09-118-227 указано, что вопрос о наличии у общества права на уплату в его пользу процентов, начисляемых на излишне взысканную сумму налога со дня, следующего за днем взыскания, не может разрешаться по-разному в зависимости от того, было ли осуществлено восстановление имущественного положения налогоплательщика путем возврата соответствующей суммы либо путем ее зачета в счет текущих платежей. Проценты представляют собой компенсацию незаконного изъятия у налогоплательщика его денежных средств. Аналогичная позиция отражена в Постановлении ФАС Московского округа от 27.05.2011 N КА-А40/5097-11 по делу N А40-102440/10-20-541.
Таким образом, положения НК РФ по начислению процентов на излишне взысканные суммы налога нуждаются в уточнении.
Третье обстоятельство — требования о взыскании процентов за несвоевременный возврат налоговых платежей либо излишнее взыскание таких сумм носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам, к примеру, гл. 24 АПК РФ, в том числе с применением ст. 198 АПК РФ. Однако это не исключает подачу налогоплательщиком заявления об обжаловании бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о начислении процентов (см., например, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.03.2014 по делу N А53-3810/2013).
Срок для возврата процентов НК РФ не установлен. В отношении взыскания процентов действует общий срок исковой давности в три года, установленный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 31.01.2006 N 9316/05).
По правилам, установленным ГК РФ, трехлетний срок на получение процентов начинает течь со дня, когда налогоплательщику стало или должно было стать известно о нарушении его прав (ст. 200 ГК РФ).
Соответственно, в каждом конкретном случае устанавливается вопрос, когда налогоплательщику стало или должно было стать известно о невыплате причитающихся ему процентов. К примеру, трехлетний срок исчисляется исходя из следующего:
- налоговый орган возвратил налогоплательщику налог без начисления процентов. С этой даты исчисляется срок на взыскание процентов в судебном порядке;
- если налогоплательщик обращался в налоговый орган с заявлением о выплате ему процентов, то срок исчисляется с момента отказа, неполной выплаты процентов либо с момента истечения срока, установленного для принятия налоговым органом решения по результатам рассмотрения заявления налогоплательщика;
- по истечении 10 дней с даты сообщения налоговым органом налогоплательщику о факте излишнего взыскания налога.
В заключение здесь хотелось бы отметить, что период, за который начисляются пени, каким-либо сроком не ограничивается. Проценты подлежат начислению за весь период пользования средствами налогоплательщика в виде налоговых платежей, включая день фактического возврата средств на расчетный счет налогоплательщика в банке, начало исчисления этого периода приходится на день, следующий за днем изъятия средств у налогоплательщика (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.12.2013 N 11675/13 по делу N А40-62495/12-115-422 ).
Cпocoбы выявлeния пepeплaчeнныx нaлoгoвыx cyмм
Нaлoгoвaя пepeплaтa мoжeт пoявитьcя в cилy paзныx пpичин и oбнapyжить ee мoгyт пpeдcтaвитeли ФНC или caм плaтeльщик.
Нeмaлo нaлoгoв пpeдycмaтpивaют aвaнcoвыe взнocы: квapтaльныe или eжeмecячныe. Учитывaя этo oбcтoятeльcтвo, пepeплaтy пo тaким плaтeжaм мoжнo oбнapyжить пocлe cocтaвлeния гoдoвoй oтчeтнocти. B бoльшинcтвe дeклapaций yкaзывaютcя paзмepы плaтeжeй, пepeчиcлeнныx aвaнcoм и гoдoвoй cyммы, т.e. oтpaжaeтcя oбъeм пepeплaты, ecли тaкoвaя имeeтcя.
Aнaлoгичныe cитyaции имeют мecтo, ecли yтoчняeтcя oтчeтнocть, вcлeдcтвиe чeгo из-зa льгoты или дpyгoгo oбcтoятeльcтвa (нaпpимep, нeвepнoгo oбoзнaчeния нaлoгoвoй бaзы) paзмep плaтeжa yмeньшaeтcя.
Нepeдкo пpи пepeчиcлeнии взнocoв oни yxoдят нe пo нaзнaчeнию, тaкoe cлyчaeтcя из-зa нeдocтoвepныx дaнныx в плaтeжныx пopyчeнияx. Ecли пpичинa в этoм, пepeплaтa выявляeтcя пocлe взaимopacчeты cвepoк c бюджeтoм. Пpeдcтaвитeли нaлoгoвoй мoгyт пpoинфopмиpoвaть oб излишкax (в пиcьмeннoй фopмe или пo тeлeфoнy). Фaкт пepeплaты мoжнo выявить и caмocтoятeльнo.
Ecли пpeдcтaвитeль ФНC yвeдoмляeт звoнкoм нeoбxoдимo зaпиcaть, oткyдa звoнят, пo кaкoмy плaтeжy и кaкoй paзмep имeeт пepeплaтa.
B нeкoтopыx cлyчaяx нaлoгoвaя мoжeт пoтpeбoвaть дoпoлнитeльнyю дoкyмeнтaцию, чтoбы yдocтoвepитьcя, чтo пepeчиcлeннaя cyммa дeйcтвитeльнo пpeвышaeт пoлoжeннoe знaчeниe. B пpeдocтaвлeнии дoкyмeнтoв oткaзывaть нe peкoмeндyeтcя.
Нa пpaктикe нaлoгoвики в peдкиx cлyчaяx yвeдoмляют oб oбнapyжeннoй пepeплaтe. Пpи пoявлeнии coмнeний нyжнo зaйти в личный кaбинeт нa oфициaльнoм интepнeт пopтaлe нaлoгoвoй. Пpи нaличии y пpeдпpиятия или индивидyaльнoгo пpeдпpинимaтeля квaлифициpoвaннoй ЭЦП oткpытиe личнoгo кaбинeтa нe пoтpeбyeт никaкиx pacxoдoв. Чepeз нeгo yдoбнee вceгo кoнтpoлиpoвaть пepeвoды: имeннo здecь пoявляютcя cвeдeния o нeдoплaтax и лишниx cyммax.
Кaк быть, ecли cпиcaниe нaлoгa пpoизoшлo пo oшибкe
У ФНC ecть пpaвo cпиcывaть co cчeтoм нaлoгoплaтeльщикoв нe oплaчeнныe cвoeвpeмeннo нaлoги, штpaфы и пeни. Oдoбpeниe cyбъeктa для этoгo нe тpeбyeтcя. B нeкoтopыx cлyчaяx тaкoe пpoиcxoдит пo oшибкe. Нaпpимep, в ФНC нe пpишлo плaтeжнoe пopyчeниe или caм плaтeльщик из-зa нeвнимaтeльнocти yкaзaл oшибoчныe peквизиты. Ecли пoдoбнoe cлyчилocь, нaлoгoвики oбязaны вepнyть нeзaкoннo yдepжaнныe дeньги.
Ecли y opгaнизaции имeютcя зaдoлжeннocти пo дpyгим нaлoгoвым плaтeжaм, из этoгo взнoca чacть мoжeт пoйти нa вoзвeдeниe нeдoимки, a ocтaтoк вepнyт нaлoгoплaтeльщикy.
Излишнe yплaчeнныe cyммы нaлoгa пoдлeжaт вoзвpaтy тaкoв зaкoн. Чтoбы ocyщecтвить этy пpoцeдypy нyжнo нaпpaвить в нaлoгoвyю cлyжбy зaявлeниe в пиcьмeннoм видe. B нeм излaгaeтcя cитyaция, пpилaгaeтcя пoдтвepждaющaя дoкyмeнтaция (квитaнция c пepeчиcлeнным плaтeжoм).
Taкжe yкaзывaeтcя нoмep cчeтa для вoзвpaтa.
Bнимaниe! Нa пoдaчy зaявлeния oтвoдитcя cpoк в 1 мecяц. Oн oтcчитывaeтcя c мoмeнтa нeзaкoннoгo yдepжaния дeнeжныx cpeдcтв. Пpocpoчкa yкaзaннoгo вpeмeннoгo oтpeзкa пpивeдeт к тoмy, чтo вepнyть дeньги мoжнo бyдeт тoлькo в cyдeбнoм пopядкe. 78 cтaтья нa вoзвpaт излишнe yплaчeннoгo нaлoгa чepeз cyд oтвoдит 3 гoдa.
Как можно произвести зачёт излишне уплаченного налога?
Согласно п.1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику.
В случае, если налогоплательщик произвёл излишнюю уплату налога, уплату которого планирует производить и в будущем – никаких мер предпринимать не нужно, т.е. излишняя уплата автоматически будет зачтена в счёт предстоящих платежей.
В случае, если произведена значительная переплата или планов производить уплату излишне уплаченного налога нет – разумно организовать возврат излишне уплаченной суммы.
Зачёт излишне взысканного налога может быть произведён следующим образом:
Уровень налога | Излишне уплаченный налог | В счёт каких платежей возможен зачёт |
Федеральный | · налог на прибыль
· НДС · НДФЛ (для ИП) · акцизы · ЕСХН; · ЕНВД; · УСН; · экологический сбор; · водный налог |
· в зачёт любого федерального налога;
· в зачёт задолженности по пеням по федеральному налогу. |
Региональные | · налог на имущество;
· транспортный налог; · налог на игорный бизнес |
· в зачёт любого регионального налога;
· в зачёт задолженности по пеням по региональному налогу. |
Муниципальный | · земельный налог | · в зачёт земельного налога;
· в зачёт задолженности по пени по земельному налогу. |
Через какое время налогоплательщик узнает о решении ИФНС?
Налогоплательщик в обязательном порядке получит информацию о принятом ИФНС решении в отношении его переплаты в следующие сроки:
Условие | Срок оповещения |
Сверка расчётов проводилась | В течение 10 рабочих дней после подписания акта сверки |
Сверка расчётов не проводилась | В течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от налогоплательщика (основанием подачи заявления послужило извещение от ИФНС о наличии переплаты) |
Заявление налогоплательщиком предоставлено на основании декларации | В течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки декларации, либо по истечении 3-месячного срока, отведённого для проведения камеральной проверки |
В случае, если по истечении сроков решение налогоплательщику не предоставлено, — необходимо обратиться в ИФНС с заявлением о предоставлении данного решения.
Статья 79 НК РФ. Возврат сумм излишне взысканных налога, сбора, пеней и штрафа
Комментируемая статья регламентирует порядок зачета или возврата излишне взысканных налоговых платежей.
Вопросы возврата излишне уплаченной и излишне взысканной сумм налога урегулированы в статьях 78 и 79 НК РФ. В частности, ими установлено, что сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику с начисленными на нее процентами (статья 79 НК РФ), сумма же излишне уплаченного налога подлежит зачету или возврату без начисления процентов, за исключением случаев начисления процентов за каждый день нарушения срока возврата (статья 78 НК РФ).
Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.
Если же зачисление налога в бюджет происходит на основании требования об уплате налога, в котором указывается исчисленная налоговым органом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, при том что такое требование направляется налогоплательщику по результатам налоговых проверок или в ходе производства по делу о налоговом правонарушении, то в случае неверного расчета налоговых сумм нет оснований говорить о факте излишней уплаты налога.
Данная позиция сформирована КС РФ в Определении от 27.12.2005 N 503-О.
В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 20.11.2012 N А03-17256/2011 указал, что условием возврата налогов, пеней, штрафов является наличие факта излишнего взыскания этих налогов, пеней, штрафов, а также отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням и штрафам.
Поскольку налоговый орган доказал наличие у предпринимателя недоимки по налогам, а также задолженности по пени и штрафам, у суда отсутствовали основания для признания решения налогового органа об отказе в осуществлении зачета (возврата) недействительным.
Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. (В редакции федеральных законов от 29.06.2012 № 97-ФЗ; от 04.11.2014 № 347-ФЗ)
До истечения срока, установленного абзацем первым настоящего пункта, поручение на возврат суммы излишне взысканного налога, оформленное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы налога, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства для осуществления возврата налогоплательщику в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.