Конструктор учетной политики на 2022 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конструктор учетной политики на 2022 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Утверждение и внесение изменений в учётную политику
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Порядок применения и изменения учетной политики в 2021 году
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год. Утвержденная организацией учетная политика обязательна к применению всеми ее филиалами, представительствами и иными подразделениями, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от их места нахождения.
Вновь созданные организации и организации, возникшие в результате реорганизации, должны разработать и утвердить учетную политику не позднее 90 дней со дня своей госрегистрации. В таких случаях учетная политика будет считаться применяемой со дня такой регистрации.
При этом в ряде случаев организация может вносить в свою учетную политику изменения. Так, изменение учетной политики допускается в следующих случаях (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»):
- изменение законодательных требований и стандартов бухучета;
- разработка или выбор нового способа ведения учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте учета;
- существенное изменение условий деятельности организации.
Учетная политика по общим принципам должна содержать три ключевых раздела:
- Организационно-технический раздел.
- Методологический раздел в части ведения БУ.
- Методологический раздел по ведению НУ.
Теперь определим, какие именно реквизиты должны быть раскрыты в каждом из разделов документа.
Организационно-технический раздел |
|
---|---|
Способ ведения учета |
Укажите лицо (группу лиц), ответственное за ведение учета в организации. Ведение учета может быть возложено:
|
Форма учета |
Необходимо определить форму:
|
Рабочий план счетов |
Необходимо закрепить в учетной политике счета бухгалтерского учета, которые организация будет использовать для отражения хозяйственных операций. Перечислять все счета из действующих инструкций не нужно, только используемые для составления корреспонденции. |
Формы первичных документов |
На выбор: унифицированные бланки или разработанные самостоятельно. Если используете унифицированные формы, то достаточно просто перечислить наименования форм, а также нормативно-правовой акт, которым они утверждены. При применении индивидуальных форм образцы утвердите в приложении к учетной политике. |
Право подписи |
Закрепите в учетной политике перечень лиц, которые имеют право подписи финансовой документации. Допустимо указать, что право подписи закрепляется в должностных инструкциях работника. |
Учетные регистры |
Определите, какие формы учетных регистров будете использовать в работе, по аналогии с первичной документацией. |
График документооборота |
Утвердите отдельным приложением, каким образом документация будет передаваться в учетный отдел (отдел бухгалтерии). |
Инвентаризация |
Закрепите сроки, порядок и периодичность проведения инвентаризационных проверок. Также укажите состав инвентаризационной комиссии. |
Методология учетной политики в части БУ |
|
Бухгалтерская отчетность |
Закрепить в учетной политике состав, формы и сроки формирования отчетности. |
Учет МПЗ |
Пропишите, как организация будет вести учет активов, капиталов, обязательств, операций и резервов. Алгоритмы должны соответствовать действующим нормам и положениям по БУ. |
Учет ОС |
|
Учет доходов и расходов |
|
Учет расчетов по налогу на прибыль |
|
Порядок создания резервов и фондов |
|
Методология учетной политики в части НУ |
|
Источники данных |
Закрепите, какие регистры налогового учета вы будете использовать в работе. Например, бухгалтерские регистры, доработанные формы либо бланки, формируемые в специализированных программах. |
Метод амортизации ОС |
Укажите, какой метод начисления амортизации будет применяться в календарном году. Также пропишите, будет ли компания применять амортизационную премию и коэффициенты, ускоряющие амортизацию. |
Метод определения стоимости сырья и материалов, используемых в производстве |
Определите, каким методом будет определяться стоимость сырья и материальных запасов. Допустимо:
|
Периодичность сдачи декларации по налогу на прибыль |
Закрепите в учетной политике отчетные периоды сдачи и уплаты налога на прибыль. Необходимо, только если компания применяет основную систему налогообложения. |
Метод признания доходов и расходов |
В данной части учетной политики следует выбрать метод признания доходных и расходных операций. Допустим кассовый метод или метод начисления. Напомним, что для применения кассового метода чиновники предусмотрели ряд ограничений. |
Распределение доходов и расходов, которые затрагивают несколько отчетных периодов |
Определите способ с учетом отчетных периодов по налогу на прибыль. Например, если компания платит ежемесячно, то такие операции распределяются тоже помесячно. А при ежеквартальной уплате операции можно распределить как ежеквартально, так и ежемесячно. |
Перечень прямых расходов |
Необходимо закрепить, какие именно расходы будут являться прямыми. Для примера можно взять перечень, закрепленный в 318 статье НК РФ. |
Об утверждении положений по бухгалтерскому учету
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.11.2008 № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету (в ред.-28.04.2017 № 69н).
В целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; N 49, ст. 4908; 2005, N 23, ст. 2270; N 52, ст. 5755; 2006, N 32, ст. 3569; N 47, ст. 4900; 2007, N 23, ст. 2801; N 45, ст. 5491; 2008, N 5, ст. 411), приказываю:
1. Утвердить:
а) Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) согласно приложению N 1;
б) Положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008) согласно приложению N 2.
2. Признать утратившим силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98″ (Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 декабря 1998 г., регистрационный номер 1673; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 2, 11 января 1999 г.; «Российская газета», N 10, 20 января 1999 г.).
3. Установить, что настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — Министр финансов Российской Федерации А.Л.Кудрин
Приложение N 1 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н (в ред.-28.04.2017 № 69н)
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Правила документооборота
Правила документооборота – это документ, в котором прописано, кто и какие первичные документы составляет, в скольких экземплярах, как они оформляются, когда, кто и кому их передает, кто их подписывает и т.д. И если в крошечной организации отсутствие данных правил еще можно попытаться оправдать, ссылаясь на ненужность и бюрократию, то в крупной компании без утвержденного порядка концов не найти.
Все-таки ведение бухучета основано на документах, и составляться они должны своевременно, при совершении хозяйственной операции или сразу после нее. Правила документооборота не позволят кому-то «забыть» про документы.
Правила документооборота оформляются как приложение к учетной политике или как отдельное положение, на которое дается ссылка.
Как выглядят правила документооборота? Это объемная таблица, форму которой можно подсмотреть в «Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Министерством финансов СССР от 29.07.1983 г. №105 (не отменено и действует в части, не противоречащей действующему законодательству).
В Положении дан просто пример формы, который вы можете отредактировать под свои нужды. Вот как это может выглядеть.
Момент внесения изменений
Учетная политика должна применяться последовательно из года в год (п. 5 ст. 8 Закона N 402-ФЗ). В то же время возможно и ее изменение. Условия, при которых может производиться такое изменение, приведены в п. 6 ст. 8 Закона N 402-ФЗ. Таковыми являются:
- изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
Дополнительные возможности
Для ведения бухгалтерского учета организации, применяющие УСВБУ, могут сократить количество синтетических счетов в принимаемом ими рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В частности, в рабочем плане счетов бухгалтерского учета могут применяться (разд. 2 и 3 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н) для учета:
- производственных запасов — счет 10 «Материалы» вместо счетов 07 «Оборудование к установке», 10, 11 «Животные на выращивании и откорме»;
- затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг), — счет 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу»;
- готовой продукции и товаров — счет 41 «Товары» вместо счетов 41 и 43 «Готовая продукция»;
- денежных средств в банках — счет 51 «Расчетные счета» вместо счетов 51, 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Переводы в пути»;
- дебиторской и кредиторской задолженности — счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» вместо счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76, 79 «Внутрихозяйственные расчеты»;
- капитала — счет 80 «Уставный капитал» вместо счетов 80, 82 «Резервный капитал», 83 «Добавочный капитал»;
- финансовых результатов — счет 99 «Прибыли и убытки» вместо счетов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99.
Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ). Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета.
Для систематизации и накопления информации организации, применяющие УСВБУ, могут принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета.
Субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) или с использованием таких регистров.
Так, п. 6.1 ПБУ 1/2008 позволяет микропредприятиям и некоммерческим организациям, применяющим УСВБУ, при формировании учетной политики предусмотреть ведение бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи). Форма бухгалтерского учета без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма) предполагает регистрацию всех хозяйственных операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (разд. 4.1 Типовых рекомендаций).
Книга (журнал) является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам, совершающим незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более тридцати в месяц), не осуществляющим производство продукции (работ, услуг), связанное с большими затратами материальных ресурсов.
Форма бухгалтерского учета с использованием регистров бухгалтерского учета имущества предполагает регистрацию фактов хозяйственной деятельности в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Данная форма бухгалтерского учета рекомендована субъектам малого предпринимательства, осуществляющим производство продукции (работ, услуг) (разд. 4.2 Типовых рекомендаций).
Формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). С 1 января 2013 г. формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, но это не означает невозможность их дальнейшего использования.
Исходя из этого для ведения бухгалтерского учета могут использоваться:
- формы первичных учетных документов, разработанные экономическим субъектом самостоятельно (каждый первичный учетный документ при этом должен содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ), либо
- формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.
Вариант форм первичных документов, используемых экономическим субъектом в бухгалтерском учете, закрепляется в его учетной политике.
При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством РФ, федеральными стандартами.
Напомним, что объектами бухгалтерского учета согласно ст. 5 Закона N 402-ФЗ являются:
- факты хозяйственной жизни;
- активы;
- обязательства;
- источники финансирования его деятельности;
- доходы;
- расходы;
- иные объекты, в случае если это установлено федеральными стандартами.
Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) (п. 12), «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (п. 18) (утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N N 32н и 33н соответственно), «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (п. 19) позволяют организациям, применяющим УСВБУ, использовать кассовый метод учета доходов и расходов. Выручка от продажи продукции, товаров (работ, услуг) в этом случае признается после поступления денежных средств и иной формы оплаты, а расходы — после погашения соответствующей задолженности.
Данные субъекты в силу п. 9 ПБУ 10/99 могут признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Упомянутые экономические субъекты могут не применять следующие Положения по бухгалтерскому учету:
- «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н) (п. 2.1 ПБУ 2/2008);
- «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (ПБУ 8/2010) (утв. Приказом Минфина России от 13.12.2010 N 167н) (п. 3 ПБУ 8/2010);
- «Информация о связанных сторонах» (ПБУ 11/2008) (утв. Приказом Минфина России от 29.04.2008 N 48н) (п. 3 ПБУ 11/2008);
- «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) (п. 3.1 ПБУ 16/02);
- «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н) (п. 2 ПБУ 18/02).
Неприменение упомянутыми организациями:
- ПБУ 2/2008 — позволяет признавать доходы и расходы по договору строительного подряда в соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99, включая возможность использования кассового метода учета доходов и расходов;
- ПБУ 8/2010 — не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.);
- ПБУ 18/02 — предоставляет возможность:
- отражать только суммы налога на прибыль отчетного периода, без отражения сумм, способных оказать влияние на величину налога на прибыль последующих периодов в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
- не раскрывать отложенные налоговые активы, отложенные налоговые обязательства и т.п. объекты в бухгалтерской отчетности.
Организации, применяющие УСВБУ, вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02) (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н) для финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Напомним, что для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются (п. 19 ПБУ 19/02):
- на финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном Положением порядке, и
- финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
Финансовые вложения, по которым не определяется текущая рыночная стоимость, подлежат отражению в бухгалтерском учете и в бухгалтерской отчетности на отчетную дату по первоначальной стоимости (п. 21 ПБУ 19/02). Следовательно, все финансовые вложения указанные субъекты могут отражать по первоначальной стоимости.
Упомянутые субъекты могут не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (абз. 4 п. 7 ПБУ 15/2008) позволяет все тем же упомянутым организациям признавать все расходы по займам прочими расходами (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н). Расходы по займам в общем случае признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (абз. 1 и 2 п. 7 ПБУ 15/2008).
Инвестиционным же активом признается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление. К инвестиционным активам относятся объекты незавершенного производства и незавершенного строительства, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету заемщиком и (или) заказчиком (инвестором, покупателем) в качестве основных средств (включая земельные участки), нематериальных активов или иных внеоборотных активов. В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, которые причитаются к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением такого актива.
Как видим, рассматриваемые субъекты могут не включать расходы по займам в стоимость инвестиционного актива, а учитывать их в прочих расходах.
Организации, применяющие УСВБУ, вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета в порядке, установленном п. 14 ПБУ 22/2010 (абз. 6 п. 9 ПБУ 22/2010). Указанный же п. 14 устанавливает порядок исправления несущественных ошибок предшествующего отчетного периода, которые выявлены после даты подписания бухгалтерской отчетности за этот год. Такие ошибки исправляются записями по счетам бухгалтерского учета в том месяце отчетного года, в котором они выявлены. Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления таких ошибок, отражаются в составе прочих доходов или расходов текущего отчетного периода.
Таким образом, все ошибки, выявленные после даты утверждения бухгалтерской отчетности, данные организации могут исправлять в соответствии с правилами исправления несущественных ошибок.
Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) позволяет организациям, применяющим УСВБУ:
- принимать приобретенные МПЗ к бухгалтерскому учету по цене поставщика (п. 13.1);
- признавать расходы на приобретение МПЗ, предназначенных для управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) (п. 13.3);
- не создавать резервы под снижение стоимости материальных ценностей (п. 25);
- признавать стоимость сырья, материалов, товаров, а также другие затраты на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления) при условии, что характер деятельности организации не предполагает наличие существенных остатков материально-производственных запасов (п. 13.2).
Микропредприятия нормой упомянутого п. 13.2 ПБУ 5/01 могут воспользоваться без приведенного условия.
Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01) (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н) для организаций, применяющих УСВБУ, установлен ряд преференций. Среди них возможность:
- определения первоначальной стоимости объекта основных средств (п. 8.1):
- при их приобретении за плату — по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
- при их сооружении (изготовлении) — в сумме, уплаченной по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью сооружения (изготовления) основных средств;
- начисления амортизации (п. 19):
- единовременно по всем основным средствам по состоянию на 31 декабря отчетного года в размере годовой суммы либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные самой организацией;
- единовременно по объектам производственного и хозяйственного инвентаря в размере первоначальной их стоимости при принятии их к бухгалтерскому учету;
- не проводить переоценку основных средств для целей бухгалтерского учета (п. 15).
Возможность непроведения переоценки нематериальных активов для целей бухгалтерского учета организациями, применяющими УСВБУ, установлена и Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) (п. 17).
Помимо этого, ПБУ 14/2007 позволяет данным организациям:
- признавать расходы на приобретение (создание) объектов, которые подлежат принятию к бухгалтерскому учету в качестве нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1);
- не отражать обесценение нематериальных активов в бухгалтерском учете (п. 22).
Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (ПБУ 17/02) (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н) предоставляет возможность организациям, применяющим УСВБУ, списывать расходы по научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам на расходы по обычным видам деятельности в полной сумме по мере осуществления таких расходов (п. 14).
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет все тем же организациям составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (п. 6). Требования же по составу бухгалтерской отчетности по упрощенной системе приведены в п. 6 Приказа Минфина России N 66н:
- в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств позволено включать показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
- в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств предлагается приводить только наиболее важную информацию, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
Организации, применяющие УСВБУ, самостоятельно разрабатывают формы бухгалтерской отчетности. При этом они могут использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств, приведенные в Приложении 5 к Приказу N 66н.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н) позволяет данным организациям приводить в бухгалтерской отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11).
Указанные организации могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций. Так:
- Положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2010) (утв. Приказом Минфина России от 08.11.2010 N 143н) предоставляет возможность не представлять информацию по сегментам в бухгалтерской отчетности (п. 2),
- а Положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02) (утв. Приказом Минфина России от 02.07.2002 N 66н) — не раскрывать информацию по прекращаемой деятельности (п. 3.1).
При отражении в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты организации, применяющей УСВБУ, следует исходить из требования рациональности.
Выше говорилось:
- о возможности нераскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности, а также
- о возможности отражения в бухгалтерской отчетности последствий изменения учетной политики, оказавших или способных оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств перспективно, за исключением случаев, когда иной порядок установлен законодательством РФ и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету.
Если организация, применяющая УСВБУ, сочтет нужным применять вышеприведенные положения, которые позволят ей облегчить ведение бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности, то данному субъекту необходимо внести соответствующие положения в свою учетную политику для целей бухгалтерского учета.
Помимо выбора формы бухгалтерского учета, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, способов оценки активов и обязательств упомянутым п. 4 ПБУ 1/2008 предлагается совместно с учетной политикой утвердить:
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- правила документооборота и технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за объектами бухгалтерского учета, —
Требования к оформлению учетной политики предприятия
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
В зависимости от применяемого налогового режима в учетной политике рассматриваются следующие вопросы:
- метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
- метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
- метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
- возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
- форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.
Изменения в ПБУ 1/2008 с 2019 года
Всем компаниям необходимо откорректировать свои учетные политики в 2021 году. Связано это с тем, что в 2021 году были приняты изменения в законодательстве по бухучету.
Вам будет интересно:
Cчет 68 в бухгалтерском учете — расчеты по налогам и сборам: характеристика, субсчета, типовые проводки
Теперь в учетной политике нужно фиксировать ее независимость. То есть она формируется каждым юрлицом самостоятельно. Исключение составляют головная и дочерние фирмы. Дочерние фирмы и филиалы формируют свои политики на основании положений материнской компании.
Был определен порядок определения способа ведения бухучета, если он не определен в ПБУ. Теперь нужно ознакомиться с МСФО, если там такой способ ведения присутствует, то компания должна выбрать его. При отсутствии его в этом документе, можно обратиться к отраслевым стандартам. Если же он не рассмотрен и там, тогда используются только рекомендации по бухучету.
В ПБУ ввели понятие несущественности, под которым стали понимать данные, не влияющие на принятие решений пользователей бухотчетности. В определенных ситуациях в отношении такой информации, основываясь на принципе рациональности, допускается игнорирование.
Субъекты на упрощенном учете получили право применять принцип рациональности в отношении методов и способов ведения бухучета, которые не определены ПБУ. То есть им не надо использовать МСФО, стандарты отрасли, рекомендации по бухучету и т. д.
Изменения ПБУ 1/2008 допускают случаи отступления от соблюдения рассмотренных в них правил, если они не позволяют объективно отразить факт хозяйственной жизни. При этом обязательно нужно фиксировать какой именно пункт игнорируется фирмой, по какой причине, каким именно способом ведения учета он заменяется, а также краткие пояснения по нему.
Компаниям, составляющим отчетность по МСФО, разрешили отдавать предпочтение МСФО перед ПБУ. Однако, обязательно нужно отражать, что именно не соблюдается по ПБУ, почему, и давать краткое пояснение сложившейся ситуации.
Новшества в ПБУ 1/2008 позволяют проводить корректировку ряда определенных показателей на начало года, которая вызвана последствием изменения учетной политики.
Внимание! По новым правилам при изменении учетной политике теперь не надо составлять к ней пояснительную записку. Эти сведения фиксируются теперь компаниями только в бухотчетности, например, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках.
Понятие учетной политики. Нормативное регулирование (ПБУ 1/2008)
Учётная политика организации —
это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учёта. В учётной политике, в частности, указывают, как группировать и оценивать факты хозяйственной деятельности, погашать стоимость активов, организовать документооборот, проводить инвентаризацию, использовать счета бухгалтерского учёта, формировать регистры и какие применять методы обработки информации.
Если законодательством предусмотрен единственно возможный порядок учёта конкретной операции, тогда он является обязательным для всех организаций. Если же существует несколько методов, из них организация имеет право выбрать один и закрепить его в своей учётной политике.
Формировать УП для целей бухгалтерского учёта на 2013 год нужно в соответствии с новым Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Данный акт принесёт бухгалтерам немало новшеств:
— по-новому сформулированы понятие и объекты бухучёта;
— прописаны новые требования к главным бухгалтерам;
-кардинально меняются правила документооборота;
— порядок и сроки представления отчетности.
С 2013 года унифицированные формы первичных документов отменяются. Руководитель организации будет самостоятельно утверждать формы таких документов и порядок их оформления в учётной политике, исходя из конкретных условий деятельности, но с указанием всех обязательных реквизитов.
Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, подготовлено в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. При этом в качестве основного инструмента реформирования бухгалтерского учета и отчетности были приняты международные стандарты финансовой отчетности. Организациям предоставлена возможность в процессе формирования учетной политики в случае самостоятельной разработки способа ведения учета, отсутствующего в нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету, исходить не только из положений по бухгалтерскому учету, но и из международных стандартов финансовой отчетности. При этом положения по бухгалтерскому учету должны применяться для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.
Разрабатывая такие способы, организация может использовать требования и рекомендации, изложенные в методических рекомендациях и других нормативных правовых актах по бухгалтерскому учету и отчетности, соответствующие определения, критерии признания и принципы оценки активов, обязательств, доходов и расходов. Следующее уточнение касается определения лица, ответственного за формирование учетной политики. Учетная политика составляется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. С 1 января 2013 года главный бухгалтер не будет нести ответственность за формирование учетной политики.Поэтому поручить её разработку можно специалистам консалтинговой компании или консультантам в области бухгалтерского учёта, которые смогут определить для организации наиболее оптимальные способы его ведения.
Скачать бесплатно: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика предприятия 2013 года на УСН.doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Скачать бесплатно: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
: Учетная политика организации 2013 года на УСН(с вариантами).doc(для 2018-2019 года нужно подправить, но в основном подходит) Word (73 кб). Необходимо выбрать предложенные в образце варианты.
Как правильно утвердить
Утверждает учетную политику руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.
Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.
Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для этой ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги такой категории. Обязательно пропишите:
- Номер и дату составления.
- Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
- Суть распоряжения.
- Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
- Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
- Определите лицо, ответственное за контроль за исполнением приказа.
Утверждение учетной политики
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Сроки утверждения учетной политики для бухучета и для целей налогового учета — разные:
- Учетная политика для целей БУ утверждается не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юрлица (вновь созданного, либо реорганизованного). Но применяется уже с момента внесения записи в ЕГРЮЛ. Если со следующего года УП меняется, соответствующий приказ нужно утвердить до 1 января этого года (п. 9 ПБУ 1/2008).
- Учетную политику по НДС вновь созданные организации утверждают не позднее окончания первого налогового периода (квартала). А применяют — со дня создания (п. 12 ст. 167 НК РФ).
- Для утверждения УП по налогу на прибыль сроки не прописаны. Но указано, что применять ее в общем случае нужно до конца текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ).