Федеральный бюджет РФ — виды, структура и обеспечение исполнения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный бюджет РФ — виды, структура и обеспечение исполнения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В понятии обывателя бюджет обычно ассоциируется с неким хранилищем денег, находящимся в распоряжении государства, правительство которого периодически берёт оттуда средства, чтобы потратить на пенсии, социальные программы вроде материнского капитала, перечислить зарплаты бюджетникам. По факту бюджет государства – это финансовый документ, включающий комплекс смет всех потребностей страны. Кроме того, в нём указаны все источники поступлений, из которых планируется получить средства. Бюджет консолидирует денежные потоки государства, содержит информацию о планах правительства в сфере экономической деятельности, и в целом задаёт параметры экономической политики, решает вопросы финансового регулирования в масштабах всей экономики государства.
В структуру входят две составляющие: доходная и расходная.
К доходной части относятся:
- федеральные прямые и косвенные налоги;
- акцизные и таможенные пошлины и сборы;
- региональные и местные налоги.
К расходной части относятся:
- финансирование отраслей промышленного сектора экономики;
- финансирование агропромышленного комплекса и сельского хозяйства;
- затраты на оборону и правоохранительную деятельность;
- финансирование социального блока, а также науки, образования, здравоохранения.
ТОП-10 стран с самым большим бюджетом
У каких стран самый большой бюджет?
Десятка государств, имеющих самый большой госбюджет (в $ млрд., 2019 год):
1. США — 3422.
2. Китай — 2948.
3. Германия — 1334.
4. Франция — 1252.
5. Великобритания — 1066.
6. Япония — 933.
7. Италия — 845.
8. Бразилия — 616.
9. Канада — 550.
10. Австралия — 445.
…
15. Россия — 304.
57. Украина — 39.
60. Казахстан — 36.
Как видим, только 5 стран имеют бюджет, превышающий триллион американских долларов. За исключением Китая, все остальные — близкие политические и военные союзники США. Впрочем, как и во всей первой десятке. Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада — партнеры по НАТО. Япония имеет статус ключевого военного союзника США вне НАТО, Австралия давний партнер, да и с Бразилией устанавливаются тесные контакты.
Государственный бюджет Украины, статистика за период 2008-2019 годов (данные единого портала бюджетной системы Украины): год / доходы в млрд. грн. / фактические расходы в млрд. грн. / дефицит или профицит в %
2008 — доходы 231,6 млрд. гривен / расходы — 241,4 млрд. = -4,23%
2009 — 209,7 / 242,4 = -15,59%;
2010 — 240,6 / 303,5 = -26,14%;
2011 — 314,6 / 333,4 = -5,97%;
2012 — 346,0 / 395,6 = -14,33%;
2013 — 339,1 / 403,4 = -19,96%;
2014 — 357,0 / 430,2 = -20,50%;
2015 — 534,6 / 576,9 = -7,91%;
2016 — 616,2 / 684,7 = -11,11%;
2017 — 793,2 / 839,2 = -5,79%;
2018 — 923,1 / 985,8 = -6,79%;
2019 — 998,2 / 1072,8 = -7,47%.
Структура доходов и расходов бюджета Украины на примере госбюджета 2019 года:
Основные доходы госбюджета Украины (в %):
80,12% — налоги;
11,46% — доходы от собственности и предпринимательской деятельности;
4,62% — поступления от бюджетных учреждений.
Основные расходы госбюджета Украины (в %):
24,26% — межбюджетные трансферты;
20,38% — социальная сфера;
13,06% — безопасность, общественный порядок;
11,11% — обслуживание госдолга;
9,94% — оборона;
6,74% — экономика;
4,81% — образование;
3,59% — здравоохранение.
Он представляет собой один из важнейших финансовых инструментов России, включая в себя всю совокупность финансовых документов госслужб, министерств, ведомств, госпрограмм. Он отражает все источники и объемы поступления денежных средств в госказну и определяет расходы, которые будут погашаться за счет этих поступлений.
В ходе бюджетного процесса государство формирует, обсуждает и утверждает бюджет на каждый новый период, который равен году. Кассовым распределением бюджета занимается Федеральное Казначейство.
Отечественная бюджетная система состоит из бюджетов разных уровней: федеральный, региональные и местные.
Бюджет разрабатывается на каждый финансовый год, который начинается с 1 января каждого года, и планируется на двухлетний период. С учетом этого все расходования и поступления должны быть строго рассчитаны, чтобы не возникали ситуации недостатка денег.
Теперь рассмотрим расходы бюджета России:
- Обеспечение работы президента, деятельности Федерального собрания, Центрального избиркома, Счетной палаты, а также ряда федеральных органов госвласти, их территориальных подразделений.
- Функционирование судебной федеральной структуры.
- Осуществление государственной международной деятельности.
- Национальная оборона, обеспечение безопасности страны, осуществление конверсии отраслей промышленности, относящихся к оборонным.
- Содействие фундаментальным исследованиям и научно-технологическому прогрессу в целом.
- Государственная поддержка транспорта — железнодорожного, морского и воздушного.
- Поддержка государством атомной энергетики.
- Ликвидация последствий ЧС, стихийных бедствий, имеющих федеральный масштаб.
- Исследование космического пространства, использование его.
- Формирование собственности государства.
- Компенсация внебюджетным государственным фондам расходов, затраченных на выплаты государственных пенсий и пособий, иных социальных платежей, что подлежат финансированию в соответствии с российским законодательством.
- Статистический официальный учет.
- Инвестиционные федеральные программы.
Государственный долг.
Государственный долг – это сумма невыполненных государством обязательств .Он возникает в результате длительного дефицита госбюджета.
Виды государственного долга:
- внутренний ( задолженность государства банкам, физическим и юридическим лицам)
Внутренний государственный долг включает в себя:
- рыночные долговые обязательства ( государственные ценные бумаги – облигации банка России, государственные казначейские обязательства, облигации государственного сберегательного займа, облигации внутреннего валютного займа, облигации федерального займа)
- нерыночные долговые обязательства — это задолженность правительства Центральному банку
- внешний ( задолженность международным банкам, правительствам других стран, международным финансовым учреждениям. Наиболее известные : МВФ — Международный валютный фонд, Мировой банк, Европейский банк реконструкции и развития, Лондонский банк, Парижский клуб)
Виды государственного долга по срокам его выплаты:
- краткосрочный ( до 1 года)
- среднесрочный ( до 5 лет)
- долгосрочный ( свыше 5 лет)
Реструктуризация долга — пересмотр условий выплаты долга. Она проводится в тех случаях, когда невозможен возврат долга на прежних условиях.
Право. Понятие и признаки права.
Порядок составления проекта бюджета
В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу проект федерального бюджета. Непосредственное составление проекта федерального бюджета осуществляет Министерство финансов РФ.
Составление проектов бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований — исключительная прерогатива органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и соот-ветствующих органов местного самоуправления. Непосредственное составление проектов бюджетов этих уровней осуществляют финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Одной из задач бюджетной реформы является переход к среднесрочному (на несколько лет) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа изменения внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых на основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годы прогнозного периода.
Таким образом, бюджет на очередной финансовый год является составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, а с другой — позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями их достижения.
С этой целью в соответствии со ст. 169 БК РФ проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период
Проект бюджета субъекта РФ и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период). Если проект бюджета составляется и утверждается на один год, исполнительный орган государственной власти субъекта РФ (местная администрация муниципального района, городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального района, городского округа, поселения).
ЛЕКЦИЯ № 9. Налог на доходы физических лиц.
Подоходный налог – один из важнейших налогов, формирующих бюджеты современных государств, охватывает различные источники доходов граждан, так как связан с различными сферами их деятельности.
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
К доходам от источников в РФ относятся:
1) дивиденды и проценты, полученные от российской организации;
2) страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации или от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
3) доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
4) доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
5) доходы от реализации:
А) недвижимого имущества, находящегося в РФ;
Б) в РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организаций;
В) прав требования к российской организации или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
Г) иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу;
6) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ;
7) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные налогоплательщиком в соответствии с действующим российским законодательством или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
8) доходы, полученные от использования любых транспортных средств, включая морские, речные, воздушные суда и автомобильные транспортные средства, в связи с перевозками в Российскую Федерацию или из РФ, штрафы и иные санкции за простой таких транспортных средств в пунктах погрузки (выгрузки) в РФ;
9) доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи, линий оптико-волоконной или беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
10) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ об обязательном пенсионном страховании;
11) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ.
Объектом налогообложения является доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в РФ или от источников за пределами РФ – для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ;
2) от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Налоговым периодом признается календарный год.
Освобождаются от налогообложения следующие виды доходов физических лиц:
1) государственные пособия и иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с законодательством;
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;
3) все виды компенсационных выплат, связанных с:
А) возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
Б) бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, топлива или денежного возмещения;
В) возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
4) вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь;
5) алименты, получаемые налогоплательщиками;
6) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством РФ;
7) суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства по перечню премий, утверждаемому Правительством РФ;
8) суммы единовременной материальной помощи, оказываемой:
А) налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
Б) работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи;
В) налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи, в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах);
9) суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории РФ санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей и за счет средств Фонда социального страхования РФ;
10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников и их детей;
11) стипендии учащихся, студентов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования;
12) доходы налогоплательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ, скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде;
13) доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования;
14) призы в денежной или натуральной формах, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх, Всемирных шахматных олимпиадах, чемпионатах и кубках мира и Европы, чемпионатах, первенствах и кубках РФ от официальных организаторов;
15) суммы, выплачиваемые организациями и физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение в образовательных учреждениях;
16) и другое.
Понятие и структура государственного бюджета Российской Федерации
Государственный бюджет — это законодательно установленная форма формирования и расходования средств государственного бюджета на определенный период времени.
Государственный бюджет обычно составляется на финансовый год, который в настоящее время совпадает с календарным годом, то есть годовой государственный бюджет составляется на период с 1 января по 31 декабря. В истории России был период с 1922 по 1930 год, когда бюджетный год начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. Это был период восстановления экономики после Первой мировой и последующей гражданской войн, когда доходы бюджета во многом зависели от сельского хозяйства, а сельскохозяйственный год (прежде всего, сбор урожая зерновых и овощей) в нашей стране заканчивался в среднем к началу октября.
С количественной точки зрения государственный бюджет не следует отождествлять с государственными финансами. Во-первых, государственный бюджет, при всей его важности, является лишь частью государственных финансов, поскольку последние включают также финансы государственных организаций. В этом смысле государственный бюджет — это лишь централизованный фонд денежных средств государства. Во-вторых, нельзя забывать о государственных финансах, объектом которых является государственная собственность. Доходы от этой собственности включаются в доходы государственного бюджета, но сама собственность по-прежнему отделена от него.
Организационное отличие государственного бюджета от финансов государственных организаций состоит в том, что первый представляет собой фонд денежных средств, управляемый непосредственно государством как аппаратом власти, а финансы государственных предприятий и организаций управляются государственной властью лишь опосредованно, через назначаемые государством (или в установленном им порядке) органы управления этими организациями.
Понятие государственных финансов имеет экономический уклон, понятие государственного бюджета носит преимущественно практический или юридический характер. Государство должно обеспечивать свое собственное существование и существование возглавляемого им общества. В этом заключается фундаментальная цель государственного бюджета. За нормативно-правовым процессом его формирования и использования неизбежно скрываются процессы перераспределения стоимости в виде денег, то есть, в конечном счете, материальных благ в обществе. Однако эти процессы (и в этом специфика их проявления в форме государственных финансов) происходят не добровольно и не по воле участников рынка, а принудительно, по воле государства в результате той материальной принудительной власти, которой оно обладает.
В отличие от внебюджетных фондов государственных фондов, бюджеты органов государственной власти характеризуются тем, что использование их доходов заранее не предопределено и соответствующий орган государственного управления каждый год самостоятельно определяет, как будет расходоваться его бюджет.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней. Первый уровень бюджета включает федеральные фонды и государственные внебюджетные фонды. Второй уровень включает бюджеты субъектов Российской Федерации, а также территориальные внебюджетные фонды. Что касается третьего уровня, то он состоит из местных бюджетов. Свод или объединение бюджетов всех трех уровней на определенной территории называется консолидированным бюджетом. Таким образом, он состоит из федерального бюджета и консолидированных (сводных) бюджетов субъектов Российской Федерации. Последние представляют собой сочетание бюджета субъектов РФ и местных бюджетов. Государственные внебюджетные фонды — это денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет. Деньги из этого бюджета поступают в государственные социальные фонды. Доходы бюджета могут быть налоговыми и неналоговыми. При этом основная часть доходов (от 70 до 90%) формируется за счет налоговых поступлений.
Расходы бюджета принято делить на капитальные и текущие. В частности, капитальные расходы направлены на обеспечение инновационной и инвестиционной деятельности государства. К таким расходам относятся взносы в существующие или новые организации, бюджетные кредиты на инвестиции законного назначения.
Что касается текущих расходов, то они обеспечивают денежными средствами органы государственной власти, бюджетные учреждения, а также поддержку бюджетов других секторов экономики и бюджета других уровней.
Проблемы формирования государственного бюджета в современной России
Формирование доходов бюджета обычно осуществляется в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Это основной принцип формирования государственного бюджета. Доходы обычно формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений. Кроме того, доходы бюджета обычно зачисляются на баланс предыдущего года. Налоговые доходы формируются за счет сбора установленных законом федеральных, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов. Неналоговые доходы формируются за счет использования имущества, доходов от оказания платных услуг, доходов от продажи имущества, а также доходов, которые были получены из бюджетов других уровней.
Реализация бюджетной политики в 2014 году и первой половине 2015 года осуществлялась в качественно новых экономических условиях. Падение цен на традиционные товары российского экспорта, введение экономических санкций и замедление потенциальных темпов роста российской экономики на фоне накопленных структурных дисбалансов определяют внешние и внутренние условия, не соответствующие тем ожиданиям, которые были заложены при формировании бюджета на предыдущий трехлетний период.
В условиях стремительного роста волатильности на финансовом рынке в конце 2014 года главной задачей экономической политики стало сохранение финансовой стабильности. Важную роль в этом сыграла бюджетная политика. Своевременные решения по рекапитализации банковской системы и повышению потолка государственной гарантии по вкладам физических лиц позволили укрепить доверие к банковской системе. В результате ситуация на финансовом рынке стабилизировалась, заметно снизилась волатильность курсовой динамики, отток депозитов из банковской системы сменился притоком, снизилась неопределенность девальвационных ожиданий экономических агентов, что в конечном итоге позволило избежать более глубокого и продолжительного шока.
По мере стабилизации ситуации в финансовой системе в начале 2015 года акцент государственной экономической политики сместился на смягчение негативных последствий резкого изменения внешних условий для реального сектора экономики. Комплекс первоочередных мер по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, с одной стороны, позволил в определенной степени сгладить эффект от резкого роста процентных ставок для наиболее уязвимых секторов российской экономики, а в части социальной политики сконцентрировать ресурсы на поддержке наиболее уязвимых слоев населения — пенсионеров Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
Важная роль в реализации мер по поддержке экономики и социальной сферы отводится формируемому в федеральном бюджете «антикризисному фонду», средства которого используются по решениям Правительства Российской Федерации на реализацию дополнительных мер по поддержке отраслей промышленности, малого и среднего бизнеса, рынка труда, моногородов, а также социальной поддержке граждан.
Принятие комплекса антиинфляционных мер в бюджетной политике — отказ от индексации заработной платы и части социальных выплат на «разогретую» курсовую инфляцию — остановило риски раскручивания инфляционной спирали, выступив «якорем» для инфляционных ожиданий в экономике.
Таким образом, своевременная реализация антикризисного бюджетного маневра наряду с другими элементами экономической политики государства позволила быстро стабилизировать ситуацию на финансовом рынке и минимизировать негативные последствия для реального сектора. Уже на рубеже первого и второго кварталов российская экономика практически завершила структурную адаптацию к внешним шокам, и, соответственно, негативный импульс от корректировки внутреннего спроса, необходимый для такой корректировки, был исчерпан. Ко второй половине года негативный циклический импульс начал ослабевать, поскольку инфляционные ожидания продолжали снижаться на фоне консервативной политики индексации бюджетных расходов.
С 2015 года в целях обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетов, определения финансовых возможностей для реализации государственных программ, оценки бюджетных рисков и своевременной разработки мер по их минимизации в Бюджетный кодекс включено требование о разработке и представлении в законодательные органы проекта долгосрочного бюджетного прогноза одновременно с проектом бюджета.
В целях совершенствования контроля за использованием выделенных средств и повышения ликвидности счета федерального бюджета в 2015 году решением Правительства Российской Федерации установлен порядок предоставления средств из федерального бюджета в виде субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на капитальные вложения), бюджетных инвестиций и взносов в уставный капитал юридических лиц, а также авансовых платежей по отдельным сведениям.
В 2015 году значительно расширен перечень межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, перечисление которых из федерального бюджета осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств из бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты.
В целях формирования ответственной бюджетной политики и повышения качества финансового менеджмента органов власти при подготовке нормативных правовых актов, затрагивающих расходы и доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, внесены изменения в законы Правительства Российской Федерации, устанавливающие требования к форме финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых для принятия соответствующего законопроекта, и данная форма утверждена приказом Минфина России от 19 марта 2015 г. № 42н.
Одним из направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств является повышение качества работы контрольных органов.
С разработкой и принятием Правительством Российской Федерации уточненных основных направлений на период до 2018 года установлены основные особенности реализации бюджетной политики в плановом периоде.
Ожидается, что бюджет, как основной инструмент государственной экономической политики, усилит структурные изменения в экономике в ближайшие годы.
В настоящее время создаются базовые условия для реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит постоянное перераспределение национального дохода от населения к предпринимательскому сектору, что создает финансовую основу для возможных инвестиций. С другой стороны, корректировка обменного курса и последующее изменение уровня цен частично способствуют исправлению ряда накопившихся структурных перекосов и обеспечивают переток финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые сектора, где заметно повысилась отдача на вложенный капитал Основные особенности бюджетно-налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
В то же время жесткая ограниченность ресурсов, как трудовых, так и финансовых, позволяет реализовать выгоды от снижения обменного курса только за счет перераспределения скудных фискальных ресурсов. Если правительству не удастся скорректировать внутренний спрос, повышается риск дальнейшего структурного сокращения частного сектора, что неизбежно приведет к снижению эффективности распределения ресурсов в экономике и, следовательно, к снижению перспектив роста.
Таким образом, необходимость структурной трансформации экономики определяет необходимость приведения уровня бюджетных расходов в соответствие с новыми реалиями. Бюджет не должен вытеснять частный сектор в расходах или в конкуренции за ресурсы на финансовых рынках, поэтому необходимо ограничить разовые антикризисные меры, принятые в этом году в ответ на внешние потрясения.
Структура доходной части бюджета
Государственные доходы представляют собой денежные средства, поступившие в безвозвратном и безвозмездном порядке в соответствии с законодательством государства. Формируется доходная часть из:
- Налоговых выплат, включающих налоги и сборы на собственность, на внешнюю торговлю, на прибыль и другие сферы деятельности, пошлины и отчисления.
- Неналоговых поступлений, основанных на доходах от коммерческой деятельности, штрафах, административных сборах, поступлениях от санкций и других платежей, не являющихся налоговыми.
- Доходов от операций с капиталом. Торговые операции с землей, государственными запасами, основным капиталом.
Роль консолидированного бюджета в финансовой системе государства
Вникая вглубь бюджетного законодательства Российской Федерации, невозможно не заметить часто встречающееся в нем понятие консолидированного бюджета. Региональный бюджет и местный бюджет входят в единый свод финансового плана конкретного субъекта РФ. В свою очередь, вместе с федеральным обобщенные сведения отдельных регионов представляют консолидированный бюджет государства.
В отличие от общегосударственного финансового плана, консолидированный не проходит процедуру рассмотрения и утверждения представительскими органами. По сути, он является статистическим показателем бюджетного свода, включающим в себя ожидаемые статьи доходов и расходов, уточнения дополнительных источников наполнения бюджета и поступления средств, а также направления их применения по России и некоторым субъектам РФ.