Индексация зарплаты в 2023 году. Кого затронет и какую прибавку дадут
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация зарплаты в 2023 году. Кого затронет и какую прибавку дадут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Согласно информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее Иркутскстат) за январь 2021 года по сравнению с декабрем 2021 года по г. Иркутску из отслеживаемой группы продовольственных товаров (33 наименования) не изменились цены на баранину (кроме бескостного мяса), маргарин, сметану, перец черный (горошек), хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов .
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года
Ряд компаний и ИП обязаны провести индексацию заработной платы с 1 февраля 2023 года. Расскажем, кто обязан повысить зарплату, каков размер индексации и как правильно оформить изменение размера оплаты труда.
Кто обязан индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года
Поддерживать доходы сотрудников в соответствии с уровнем инфляции — обязанность каждого работодателя. Эта трудовая гарантия установлена трудовым законодательством (ст. 130, ст. 134 ТК РФ).
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года касается работодателей, которые сами установили такой срок для повышения оплаты труда. Остальные не обязаны индексировать зарплату с 1 февраля 2023 года. У каждой коммерческой организации и индивидуального предпринимателя должен быть локальный нормативный акт, в котором установлены сроки и порядок проведения индексации (ст. 134 ТК).
Индексация заработной платы с 1 февраля 2023 года: кому положено
Работодатели обязаны индексировать зарплаты всем сотрудникам, с которыми заключили трудовые договоры. Не имеет значения, где фактически и на каких условиях работают сотрудники.
Если сотрудник находится на испытательном сроке или принят совсем недавно, его зарплату необходимо проиндексировать точно так же, как и зарплату остального персонала.
Проведение индексации зарплаты не всем, а лишь отдельным работникам, является дискриминацией и за это грозят штрафы. Чтобы избежать штрафных санкций, узнайте все про индексацию зарплаты в материалах Системы Главбух.
Конкретный размер индексации каждый работодатель определяет самостоятельно. Главное, чтобы он был не ниже величины фактического роста потребительских цен. Использование других коэффициентов при индексации имеет риски, инспекция оценивает исполнение обязательных требований в ходе проверки.
На сколько прибавят бюджетникам
Глава Минфина Антон Силуанов заявил, что в 2023 году зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 8%. При этом он пояснил, что этот показатель заложен в федеральном бюджете на 2023−2025 годы.
Но специалисты обращают внимание на то, что этот показатель рассчитан исходя из предположения о замедлении инфляции следующего года в России более чем в два раза — до 5%. А вот если инфляционные индексы будут выше, то для исполнения президентского поручения индексировать зарплаты придётся на больший процент.
— Обычно ежегодный рост зарплат в бюджетной сфере составлял 5−6%, но сейчас повышение предполагается на 8−11%.
Однако при существующих темпах годовой инфляции даже эта прибавка будет выглядеть номинальной, — пояснил эксперт в области трудовых отношений.
— Однако некоторые группы бюджетников могут получить реально ощутимую прибавку вне зависимости от инфляционных ожиданий.
Это касается тех специалистов-бюджетников, которых работодателям нужно удерживать на местах. Данный подход актуален в первую очередь для силовых ведомств, вооружённых сил и предприятий оборонного комплекса. По остальным специальностям прибавка выше инфляционных потерь тоже может быть, но скорее за счёт региональных надбавок.
Сведения о методике расчета минимального размера оплаты труда
До 2021 года МРОТ был привязан к величине прожиточного минимума. На текущий момент изменена методика расчета — теперь минимальный размер оплаты труда и прожиточный минимум определяются как соотношение с медианной заработной платой и медианным среднедушевым доходом.
МРОТ составляет 42% от медианной заработной платы, рассчитываемой Росстатом. Медианная заработная плата – это размер заработной платы, больше и меньше которой получают половина работающих граждан.
Прожиточный минимум составляет 44,2% от медианного среднедушевого дохода, рассчитываемого Росстатом. Медианный среднедушевой доход – это величина, доходы больше и меньше которой имеет половина населения страны.
Согласно данным Росстата, медианный доход в 2020 году составил 27 036 рублей, что на 2,5% выше значений 2019 года и на 1,6% выше прогнозных величин. В 2020 году медианная заработная плата сложилась в размере 32 422 рубля, что на 6,4% выше показателей 2019 года. При этом необходимо отметить, что рост минимального размера оплаты труда приводит к росту медианных доходов в последующие периоды. Таким образом рост МРОТ темпами, опережающими прожиточный минимум, будет способствовать росту прожиточного минимума на очередной период.
Прожиточный минимум используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении таких мер поддержки и государственной социальной помощи. При этом при расчете размеров пособий и выплат для оценки нуждаемости конкретной семьи и определения размеров выплат используется региональный прожиточный минимум. Минимальный размер оплаты труда устанавливает минимальную планку заработной платы, которую может получать сотрудник, работающий на полную ставку.
Как рассчитать средний темп роста
Средний темп роста – обобщающая характеристика уровня изменений. Расчет средних темпов роста и прироста также разграничивают на базисные и цепные. Для определения среднего темпа роста расчетные показатели по периодам складывают и делят на количество периодов. Таким же образом находят и средние темпы приростов. Вернемся к предыдущему примеру, рассчитав средние значения базисных темпов роста и прироста, а также аналогичных цепных показателей.
Показатель |
Значение в % |
Расчет |
Средний темп роста (базисный) |
105,5 |
(103,3 + 93,3 + 120) / 3 |
Средний темп прироста (базисный) |
5,5 |
(3,3 – 6,7 + 20) / 3 |
Средний темп роста (цепной) |
107,4 |
(103,3 + 90,3 + 128,6) / 3 |
Средний темп прироста (цепной) |
7,4 |
(3,3 – 9,7 + 28,6) / 3 |
В статье раскрыты актуальность, значение и механизм взаимосвязи темпов роста производительности и оплаты труда. Только при обоснованном соотношении рассматриваемых показателей можно обеспечить как динамичный рост производительности труда, так и движение к достойной заработной плате. Важным условием установления обоснованного соотношения темпов роста производительности и оплаты труда является использование адекватной методики расчета этих показателей. В статье показаны преимущества и методика расчета производительности труда с использованием добавленной стоимости. Приведены аргументы в пользу использования и оценки взаимосвязи производительности труда не только с его оплатой, но и затратами на рабочую силу, которые включают в себя наряду с фондом заработной платы страховые платежи, затраты на обучение, культурно-бытовое обслуживание, обеспечение работников жильем и т. д. Рассмотрены возможные варианты взаимосвязи темпов роста производительности и оплаты труда, и обоснован критерий выбора наиболее оптимального из них, в качестве которого выступает доля оплаты труда в добавленной стоимости.
По результатам проведенного анализа в историческом аспекте, с использованием данных Росстата и рекомендаций Международной организации труда, а также мнения других ученых сделан обоснованный вывод о допустимости опережающих темпов роста оплаты труда над динамикой его производительности. Показаны негативные последствия опережающих темпов роста производительности труда над динамикой заработной платы. В статье обоснована целесообразность анализа соотношения взаимосвязи производительности труда не только со средней заработной платой, но и заработной платой по основным категориям персонала, что будет способствовать оптимизации соотношения оплаты труда руководителей и рабочих во взаимосвязи с производительностью труда. По результатам проведенного исследования сделаны выводы, свидетельствующие о том, что оптимальное соотношение темпов роста производительности и оплаты труда способствует повышению эффективности производства и качества трудовой жизни работающих.
Рейтинг регионов России по средней зарплате 2022
По данным Росстата по итогам 2021 года.
Субъект РФ |
Среднемесячная номинальная зарплата, руб. |
Чукотский авт. округ |
130561 |
Ямало-Ненецкий авт. округ |
116203 |
г. Москва |
111092 |
Магаданская область |
108427 |
Ненецкий авт. округ |
95480 |
Сахалинская область |
94631 |
Камчатский край |
93093 |
Ханты-Мансийский авт. округ — Югра |
85372 |
Республика Саха (Якутия) |
82813 |
г. Санкт-Петербург |
75958 |
Минимальный размер оплаты труда в 2023 году. Прожиточный минимум в Иркутской области.
26 декабря 2022 г.
19 декабря 2022 года президент Российской Федерации подписал закон об установлении минимального размера оплаты труда (МРОТ) в России в 2023 году на уровне 16 242 рублей (Федеральный закон № 522 – ФЗ от 19.12.2022 года). Вновь установленный минимальный размер оплаты труда на 963 рубля больше предыдущего показателя.
Минимальный размер оплаты труда установлен федеральным законом одновременно на всей территории Российской Федерации и гарантирует трудоустроенным россиянам зарплату не ниже определенного уровня и применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Заработная плата работника за месяц, полностью отработавшего норму рабочего времени не может быть ниже МРОТ, увеличенного на размер районного коэффициента и процентной надбавки.
В итоге с учётом районного коэффициента и процентной надбавки минимальный размер заработной платы по г. Тулуну с 1 января 2023 года составит – 25 987, 2 руб., без учета НДФЛ (с учётом НДФЛ минимальный размер заработной платы составит – 22 608, 9).
В соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 16 декабря 2022 года № 1016-пп величина прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения увеличилась на 3,3% и составляет – 15 238 рублей, для трудоспособного населения – 16 609 рублей, пенсионеров – 13 105 рублей, детей – 15 078 рублей.
Прожиточный минимум используется для оценки нуждаемости граждан при предоставлении мер государственной поддержки, таких как социальный контракт, ежемесячное пособие на ребёнка в возрасте до трёх лет, выплаты на детей от трёх до семи лет из малообеспеченных семей и другие.
Сравнение рынка предпринимателей в России 2020-2021 и 2022 гг.
Для начала стоит обратить внимание на статистику оборота малых предприятий с 2008 по 2021 гг. Так, оборот малых предприятий в первом полугодии 2021 года составил 13,7 трлн руб., что на 18% больше, чем за аналогичный период прошлого года, и на 10% больше, чем в первой половине 2019 г.
При этом, стоит отметить, что доля малого бизнеса в совокупном обороте малых, средних и крупных предприятий составила 11,5%, что является минимумом с 2008 г. Показатели первого полугодия 2020 г. были зафиксированы на уровне 12,6%, а в 2019 г. – 13,4%. Максимальные показатели вклада малого бизнеса в суммарной выручке были зафиксированы в первом полугодии 2017 г. (показатель составил 18,2%).
Общий оборот всех предприятий в первой половине 2021 г. превысил 119 трлн руб., что на 26,5 трлн (27%) больше, нежели ранее. Показатели средних и крупных предприятий составили 3,8 и 84,7% выручки соответственно, за аналогичный период 2020 г. – 3,3 и 84,1% соответственно, в 2019 г. соотношение составило 3,4 и 83,3%.
Прогноз роста реальных располагаемых доходов до 2024 г. неутешительный
Задачи повышения уровня жизни населения неизменно декларируются властями. Однако, судя по официальным прогнозам, для решения этих задач пока нет предпосылок.
Согласно последнему прогнозу Минэкономразвития, который был опубликован 30 сентября, в базовом сценарии рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 2021 г. составит 3%. Однако после снижения в 2020 г. на 2,8% это будет совсем незначительное повышение. В перспективе до 2024 г. ожидается, что ежегодные темпы роста реальных располагаемых доходов составят 2,4-2,5%. Это позволит к концу 2024 г. всего лишь достичь уровня 2013 г.
Вместе с тем, достижение даже таких скромных темпов роста реальных располагаемых доходов некоторыми экспертами ставится под сомнение. Так, по оценке специалистов РЭУ им. Плеханова1, для обеспечения устойчивого роста реальных доходов на уровне 2-2,5% в год темпы роста ВВП должны быть не менее 4-5% в год. Однако прогноз МЭР предполагает рост экономики на уровне не более 3% в 2022-2024 годах.
Показательно, что в том же базовом сценарии прогноза на 2021 г. рост реальной заработной платы работников организаций (который ожидается на уровне 3,1%) будет лишь на 0,1 п.п. превышать рост реальных располагаемых доходов, а в последующие годы темпы роста реальных доходов и реальной зарплаты и вовсе сравняются. Учитывая, что рост зарплат обычно опережает рост доходов в целом, такими цифрами авторы прогноза видимо хотят подчеркнуть, что низкие темпы роста экономики на уровне не более 3% не создают основы для повышения уровня жизни людей, в том числе работающих (см. таблицу 2).
Как проиндексировать зарплату
Проведение перерасчета заработной платы происходит при соблюдении определенного порядка.
Для этого работодатель обязан установить:
- Периодичность индексации. Это может быть:
- минимальный срок – ежемесячно (применяется редко);
- раз в квартал;
- раз в полгода;
- раз в год.
- Механизм проведения процедуры. В 2019 году при индексации следует ориентироваться:
- на индекс потребительских цен по данным статистики за прошедший год;
- на МРОТ, индексация происходит при изменении этого показателя, но не реже одного раза в год;
- на уровень инфляции, этот показатель обязателен для установления коэффициента индексации для работников бюджетной сферы;
- иные показатели с учетом того, что они не ниже установленных законодательством.
Как происходит индексация отпускных при повышении окладов в 2023 году?
В бюджетной сфере наблюдается жесткая конкуренция со стороны соискателей. Государство всегда заинтересовано в привлечении опытных и грамотных управленцев, гарантируя им финансовую стабильность, льготы и перспективы карьерного роста. В 2023 году будут укрупняться госструктуры и компании, созданные при участии Правительства, а значит – будут расширяться их штаты сотрудников.
Если кризисные явления в экономике затянутся, то государственные компании и учреждения бюджетной сферы станут основными работодателями в стране на ближайшие 3 года, оттеснив коммерческие структуры в нише малого и среднего бизнеса. Санкционные ограничения и экономическая стагнация будут способствовать расширению государственного участия на рынке труда в таких сегментах как: it-индустрия, строительство, логистика, сельское хозяйство и прочее.
Динамика зарплат и других расходов на персонал в 2022 году
В большинстве компаний не произошло значительных изменений уровня заработной платы. Во многих отраслях она держалась на прежнем уровне, а там, где повышение все же было, оно оказалось в массе своей не очень значительным — от 1-2% (перевозки, логистика, ВЭД, металлургия, машиностроение, добывающая отрасль, энергетика) до 10-15% (розничная торговля). Вместе с тем, как и в прошлые годы, при найме редких специалистов работодатели были готовы предлагать зарплаты выше среднерыночных.
Многие работодатели смогли сократить свои траты на сотрудников, отказавшись от проведения мероприятий и реализации внутрикорпоративных программ, а также сократив расходы на социальные, компенсационные и бонусные выплаты. В частности, оптимизация затронула такие выплаты, как премии, компенсация расходов на транспорт, образование и занятия спортом, подарки сотрудникам и т. д.
Ответственность работодателя
Таким образом, индексация зарплат должна быть обязательной для всех и уже с 1 февраля 2023 года каждый гражданин России (бюджетник, военнослужащий, учитель, чиновник и др.) должен получить сумму с учетом перерасчета.
Если же сотрудник не получит гарантированного государством повышения, на работодателя будут наложены штрафные санкции. Штраф будет наложен в размере 1 000 – 5 000 руб. на руководителя и 30 000 – 50 000 руб. на организацию, если инспекторами будут выявлены следующие нарушения:
- отсутствие в локальных документах компании положений про индексацию ЗП;
- нарушение сроков проведения (или умышленное не проведение) индексации;
- вся документация в порядке и в наличии, но работники не получили выплаты в надлежащем объеме;
- недостаточный коэффициент индексации (ниже уровня инфляции).
По решению суда в таких случаях заработная плата сотрудников предприятия повышается «задним числом», а также каждому работнику полагается компенсация за несвоевременную выплату.