Порядок приватизации муниципального имущества

27.09.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок приватизации муниципального имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

Кто может приватизировать квартиру?

Перед тем, как приступить к сбору документов, убедитесь, что вы соответствуете нескольким критериям:

  • Вы имеете российское гражданство;
  • Вы занимаете квартиру по договору социального найма;
  • Вы получили согласие всех, кто имеет право проживать в этой квартире, включая несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • Раньше вы никогда не участвовали в приватизации жилья (это правило не относится к тем, кто получил право собственности до 18 лет);
  • Квартира находится в собственности государства.

    Оформить в собственность муниципальное жилье получится только при выполнении всех следующих условий:

    • оформление в собственность производится только с согласия всех зарегистрированных в данном помещении лиц, в том числе и детей старше 9 лет;
    • если один из жильцов отказывается от участия в процедуре, то ему необходимо заверить свой отказ нотариально, в противном случае приватизация невозможна;
    • основанием для бесплатного получения в собственность муниципального жилого помещения является ордер на вселение или договор соцнайма;
    • временно отсутствующий по месту жительства гражданин имеет право на долю в приватизированном жилом помещении и его согласие на переоформления жилья в собственность обязательно;
    • процедура осуществляется только после уплаты государственной площади.

    Правила проведения процедуры

    Правила приватизации довольны просты, процедура должна соответствовать следующим принципам:

    • Переоформление недвижимости осуществляется на бесплатной основе. Оплате подлежат только государственные пошлины.
    • Приватизация проводится исключительно добровольно.
    • Соглашение о приватизации обладает стандартной формой на всей российской территории.
    • Возможность приватизировать долю в муниципальной квартире, а не только все помещение сразу.
    • Соглашение о переходе прав на имущество составляется в одном экземпляре независимо от того, сколько людей принимало участие в процедуре. При необходимости все участники имеют возможность сделать копию и заверить ее нотариально.

    Существует два варианта переоформления:

    1. В долевое владение. В этом случае каждый член семейства будет владеть определенной частью имущества.
    2. В совместное владение. При таком способе оформления жилище будет принадлежать всем участникам процедуры.

    Рекомендуется приватизировать в долях, что в случае развода не нужно было делить жилище.

    В случае, если наниматель проживал в муниципальной квартире, которая была признана ветхой или аварийной, не стоит торопиться с приватизацией. Лучше дождаться, когда дом будут расселять, предоставят новое жилье, которое впоследствии и переоформить на свое имя.

    Квартиры, выдаваемые на основании службы в правоохранительных органах или вооруженных силах, приватизировать не допускается. Однако, есть возможность получить согласие от ведомства на переведение недвижимости в собственность местных властей. Тогда только можно заняться приватизацией муниципального жилья в стандартном порядке.

    Какие документы нужны для приватизации муниципальной квартиры

    При обращении в орган МСУ требуется подготовить некоторый пакет бумаг. Необходимо внимательно проверить, чтобы все документы были на месте. Отсутствие даже одной справки повлечет отказ от приема заявления.

    В обязательном порядке предоставляется следующее:

    1. Заявление нанимателя с просьбой переоформить жилое помещение.
    2. Паспорт.
    3. Свидетельство, подтверждающее рождение ребенка.
    4. Соглашение с администрацией о съеме жилья.
    5. Технический план жилища.
    6. Сведения из банковского счета.
    7. Справка, указывающая на погашение всех платежей по услугам коммунальных служб.
    8. Документ, подтверждающий, что гражданин отказался от участия в переоформлении, если такой есть. Выдается справка в органе БТИ. В ней должны содержаться сведения о том, в какой период гражданин, отказавшийся от приватизации, проживал в квартире.

    Преимущества и недостатки процедуры

    Как уже было отмечено, приватизация была начата еще в далеком 1991 году. При этом далеко не все граждане спешат обзавестись собственными метрами. Дело в том, что передача муниципального жилья в собственность (приватизация) имеет как плюсы, так и минусы. Что перевешивает больше, решает каждый гражданин для себя сам.

    Плюсы выглядят следующим образом:

    • возможность в полной мере наслаждаться правом собственности: владеть, пользоваться и распоряжаться (завещать, сдавать, продавать, дарить, закладывать и пр.);
    • выселение собственника маловероятно (например, по причине неоплаты коммунальных услуг);
    • можно оформить регистрацию в квартире любому лицу, не спрашивая согласия бывшего наймодателя;
    • можно делать свой ремонт (даже капитальный), не спрашивая разрешения наймодателя, производить перепланировки в соответствии с законом.

    Минусы:

    • необходимость оплаты налога на имущество;
    • увеличивается стоимость коммунальных платежей, куда включается капитальный ремонт, который ранее оплачивался наймодателем.

    Налог на квартиры пока невелик, рассчитывается исходя из кадастровой стоимости объекта. При этом он легко может увеличиться, если кадастровая и рыночная стоимость сравняются. Несмотря на указанные минусы, все же выгоднее иметь в собственности приватизированную квартиру, которой можно распоряжаться по своему усмотрению в любой момент. Стоит обратить внимание, что продажа муниципальной квартиры без приватизации невозможна, поскольку еще не является собственностью гражданина. Бывают такие случаи, когда такая недвижимость уже выставлена на продажу, и прежде чем подписывать предварительный договор купли-продажи и вносить залог, стоит хотя бы убедиться в том, что документы у нанимателя сданы на приватизацию.

    Читайте также:  Областные пособия, предоставляемые семьям с детьми в 2023 году

    Преобразование государственного и муниципального унитарного предприятия в открытое акционерное общество является разновидностью реорганизации юридического лица, в результате которой создается открытое акционерное общество, являющееся правопреемником унитарного предприятия.

    Имущественный комплекс унитарного предприятия может быть продан в собственность юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

    Обязательным условием преобразования является составление передаточного акта, который формируется на основе данных акта инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, а также документов о земельных участках и о правах на них. В передаточном акте указываются все виды подлежащего приватизации имущества унитарного предприятия.

    Акции созданного акционерного общества закрепляются в государственную собственность и, в свою очередь, могут быть приватизированы предусмотренными законом способами (на специализированном аукционе и др.).

    Предусматриваются различные варианты участия государства в деятельности созданного акционерного общества:

    а) закрепление в государственной собственности 100 % акций акционерных обществ;

    б) закрепление в государственной собственности определенного числа (менее 100 %) акций открытого акционерного общества;

    в) использование специального права («золотая акция»).

    Специальное право «золотая акция» используется с момента отчуждения из государственной собственности 75 процентов акций соответствующего открытого акционерного общества.

    Специальное право «золотая акция» используется в целях обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято Правительством РФ и органами государственной власти субъектов РФ при приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности.

    Российская Федерация и субъекты РФ не могут одновременно использовать в отношении одного и того же открытого акционерного общества специальное право («золотую акцию»). Субъекты РФ также не могут использовать специальное право («золотую акцию») в отношении открытого акционерного общества, созданного путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия, в период, когда акции этого общества находятся в федеральной собственности.

    Правительство РФ или органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение об использовании специального права («золотой акции»), назначают соответственно представителя Российской Федерации, субъекта РФ в совет директоров (наблюдательный совет) и представителя в ревизионную комиссию открытого акционерного общества.

    Представителем РФ, субъекта РФ может назначаться государственный служащий, который осуществляет свою деятельность на основании положения, утвержденного соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

    Открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано уведомлять о сроках проведения общего собрания акционеров и предлагаемой повестке дня представителей Российской Федерации, субъектов РФ.

    Представители Российской Федерации, субъектов РФ имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

    Представители Российской Федерации, субъектов РФ, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

    • о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

    • о реорганизации открытого акционерного общества;

    • о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

    • об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

    • о совершении открытым акционерным обществом крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность.

    Представители Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии открытого акционерного общества, входят в количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) и количественный состав ревизионной комиссии, определенные уставом или решением общего собрания акционеров открытого акционерного общества. Места представителей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в совете директоров (наблюдательном совете) и ревизионной комиссии не учитываются при выборах членов совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии.

    Формы и методы в современной России

    Основные положения, касающиеся того, как муниципальная или гражданская собственность может стать частной, закреплены в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

    Ст. 13 ФЗ №178 указывает ряд способов проведения приватизации государственного и муниципального имущества, – это:

    • Реорганизация унитарного предприятия (УП) в АО либо ООО.
    • Продажа госсобственности или муниципального имущества с аукциона.
    • Продажа через аукцион акций, ранее принадлежавших государству или местной власти.
    • Конкурсная продажа.
    • Продажа акций АО за пределами территории нашей страны.
    • Продажа через публичное предложение.
    • Продажа без объявленной заранее цены (в этом случае претенденты на покупку сами выбирают, какую цену предложить).
    • Внесение государственного или муниципального имущества в уставной капитал вновь создаваемых обществ.
    • Продажа акций АО, исходя из результатов доверительного управления.

    Относительно реорганизации УП в общества, закон устанавливает следующие правила:

    1. Если стоимость имущества больше или равно минимальному уставному капиталу АО – именно в АО оно и превращается.
    2. Если какой-то из показателей (численность работников, средний доход за три года) соответствует нормам, установленным ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», то УП может быть превращено в ООО, даже если стоимость и позволяет создать АО.
    3. Наконец, если капитал УП в любом случае меньше минимальной нормы для АО – создаётся только ООО.

    Выбор конкретного порядка и способа осуществляется на федеральном уровне согласно прогнозному плану или программы приватизации, на уровне субъектов и муниципалитетов – согласно местному законодательству.

    Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

    Глава I. Приватизация: сущность, формы, способы и концепции

    Сущность приватизационных процессов

    Приватизация- это переход государственной собственности в частные руки ( физическим и юридическим лицам) и формирование на этой основе частной или смешанной реформ собственности в результате принятия правительством программы социально-экономических преобразований. По существу, это реформа базисных отношений — отношений собственности, фундамента социально-экономической системы. Это означает, что все другие экономические отношения как бы вторичны, и их изменения непосредственно зависят от изменений отношений собственности.

    Приватизация представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с “государственной” на “частную”. Она включает взаимосвязь приоритетов, отражающую сочетание интересов органов государственной власти, трудовых коллективов предприятий, населения в целом в процессе глубинных изменений. Диалектика приватизации и разгосударствления заключается в том, что приватизация является разгосударствлением собственности.

    Процесс приватизации государственной собственности необходимо рассматривать в рамках принятого в России курса радикальных реформ как важнейшее средство преобразования командной экономики в рыночную. При оценке приватизации на первый план должен выступать не просто экономический эффект, который достигается при изменении форм собственности, а социальный эффект; не просто воздействие приватизации на формирование более эффективной хозяйственной системы, а ее воздействие на жизненный уровень населения, на весь комплекс социальных проблем.

    Подход к определению социально-экономического эффекта приватизации видится, прежде всего, в изучении взаимосвязи между процессами приватизации и процессами формирования и функционирования рыночной экономики не вообще, а конкретно, например, с позиций создания условий экономического роста в России.

    Приватизация является центральным пунктом всех реформ, проводимых в Восточной Европе, но в той или иной мере характерна и для других стран с развитой рыночной экономикой. В последние десятилетия наметилась общая тенденция к росту и укреплению частного сектора во многих странах.

    В развитых западных странах, с одной стороны, целью приватизации является уменьшение влияния государства на хозяйственные процессы и создание свободного пространства для развития частной инициативы. С другой стороны, она – следствие исчерпанности эффектов национализации, которая периодически проводилась в этих странах.

    В развивающихся странах приватизация обусловлена тяжелой экономической ситуацией, что проявляется, прежде всего, в большом внешнем долге и в возможности получения новых иностранных кредитов, без чего эти страны не могут нормально функционировать и развиваться.

    Проблема приватизации присутствует в дискуссиях о ее целесообразности. В ходе этих дискуссий подчеркивается, что последствия приватизации нередко оказываются отрицательными с точки зрения благосостояния нации и социальной справедливости, то есть результатом приватизации является неоправданное обогащение незначительной части общества и обнищание большинства населения. Да, это действительно так, но только в краткосрочном аспекте. Если же приватизацию рассматривать не как акт мгновенного действия, а как продолжительный и очень сложный процесс изменений, охватывающий большой период времени, то, вероятно, ее конечной целью будет создание экономической эффективной общественной системы.

    Концепции приватизации

    В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

    В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной. Поэтому приватизация представляется изменениями в структуре частной собственности.

    Второй подход – «трудовой» – на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность. В принципиальном отношении «трудовой» и «традиционный» подходы весьма близки, так как основным критерием в них выступает наличие или отсутствие эксплуатации.

    Значительно отличается от предыдущих третий подход, который по его собственному критерию можно было бы назвать «субъектным». Он тяготеет к отождествлению частной и индивидуальной собственности безотносительно к типу и способу производства.

    Четвертый подход условно можно назвать «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся – отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора. Для оценки приватизации и механизма ее осуществления в России наиболее подходящим представляется именно этот подход.

    Необходимость приватизации для введения в производстве рыночных отношений определяется еще и тем, что на государственных предприятиях России было сосредоточено подавляющей части продукции народного хозяйства и почти все производство промышленной продукции.

    Однако приватизация не сводится к общей политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

    Массовый характер приватизация может принять только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации – двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

    Способы приватизации

    Рассмотрим различные способы приватизации, с учетом того, в каких странах и почему одни из них применялись и применяются с успехом, а другие нет.

    Прямая продажа государственных предприятий является одним из наиболее простых и, возможно, самых эффективных методов приватизации, но его применение бывает, как мы видим, довольно затруднительно.

    Читайте также:  Независимая гарантия: требования к содержанию с 01.07.2022

    Возможно, более простым является не продажа собственно предприятия, а предложение на рынок ценных бумаг акций приватизированного предприятия (т.е. частичная продажа после предварительного акционирования).

    Перечень необходимой документации

    Как и любая другая административная услуга, приватизация государственной собственности требует сбора определённого перечня документации. В основном это удостоверительная и справочная документация, которую необходимо запрашивать у гос. учреждений и уполномоченных органов.

    Условно перечень необходимой документации можно разделить на следующие группы:

    • документы, удостоверяющие статус лица;
    • справочная документация;
    • правоустанавливающая документация.

    В качестве примера документации, удостоверяющей статус лиц, можно привести:

    • паспорта;
    • удостоверения личности;
    • свидетельства о рождении и так далее.

    Справочная документация содержит в себе информацию временного характера.

    Примерами такой документации могут служить:

    • выписки из кадастра и БТИ (бюро техинвентаризации);
    • справки из жилищной организации;
    • справки из хозяйственных объединений и так далее.

    Правоустанавливающая документация собирается лишь в тех случаях, когда лицами планируется приватизации муниципального жилья, которое по тем или иным основаниям уже находится в их владении, но не в собственности. Собственно говоря, именно основания владения и удостоверяют правоустанавливающие документы.

    Чертами таких документов могут обладать:

    • решения местной администрации сельского поселения;
    • решения дирекции хозяйственного объединения сельского поселения;
    • соглашения и договоры с уполномоченными органами;
    • постановление;
    • сертификаты и так далее.

    Перечень необходимой документации целиком зависит от статуса лица и объекта недвижимости сельского поселения, что планируется получить.

    В отдельной ситуации такой перечень необходимо уточнять у соответствующих гос. органов.

    Кто и что может приватизировать

    В нормативных актах четко прописаны категории физических и юридических лиц, имеющих право на осуществление процедуры, и перечислены объекты муниципальной собственности, которые могут перейти в частную на законных основаниях.

    Рассмотрим субъектный и объектный состав данных правоотношений в таблице.

    У кого есть право Что могут приватизировать
    Граждане и индивидуальные предприниматели Землю, жилые и нежилые объекты недвижимости
    Юридические лица Земельные участки, жилую и нежилую недвижимость
    Федеральные и муниципальные объединения Объекты, которые относятся к государственному резервному фонду (хозпостройки, религиозные и культурные объекты, образовательные учреждения и прочее)

    Способы приватизации государственного и муниципального имущества

    В основном выделяют следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества:

    1. Непосредственная подача заявления на приватизацию абсолютно любого объекта, что допускается переводить в распоряжение частных лиц.
    2. Льготная приватизация муниципального жилья лицами, кому в соответствии с нормами законодательства предоставляются те или иные льготы. К примеру, инвалиды могут рассчитывать на получение жилья от государства на льготных условиях и снижение социальных расходов. А дети-сироты получают от государства временное жильё, что они впоследствии смогут приватизировать.
    3. Безвозмездное отчуждение гос. имущества. Допускается лишь в отношении жилья, предоставляемого из государственного либо муниципального фонда согласно программам обеспечения людей жильём.

    Каждый человек должен определиться, каким именно способом он хочет и может осуществить процедуру. К примеру, приватизировать жильё бесплатно могут лишь те граждане, которым гос. жильё уже выдано по соответствующему соглашению во временное пользование.

    Правила приватизации муниципальной квартиры

    Как приватизировать муниципальную квартиру или как приватизировать комнату в муниципальной квартире? В отличие от предприятия или иного рода гос. имущества, квартиры, которые принадлежат муниципалитету, приватизируются в особом порядке. Такие квартиры, как правило, служат определённым целям жилищной политики государства или региональных властей. Если приватизация будет соответствовать таким целям, к примеру, целям сокращения жилого фонда, то, скорее всего, она пройдёт без проблем.

    Так можно ли приватизировать муниципальную квартиру или можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире?

    Приватизация муниципальной квартиры осуществляется в следующем порядке:

    • лицам, кому законом полагается получить жильё от государства, передаётся муниципальное жилье внаём;
    • с ними заключается соответствующее соглашение, где, кроме него, участвует и вся его семья;
    • впоследствии лица подают заявление;
    • после рассмотрения и одобрения приватизации с ними заключается соглашение о передаче жилища в правомочие собственности.

    Итак, можно приватизировать муниципальную квартиру? Стоит отметить, что, как гласит положение о приватизации муниципального имущества, единоличная приватизация в подобных ситуациях невозможна.

    Для чего нужна приватизация имущества

    С помощью приватизации своего имущества государство решало более важные вопросы по регулированию доли и степени влияния частного сектора в экономике всей страны.

    Приватизационные мероприятия позволяли сменить собственников, полностью или частично владеющих имуществом из муниципалитета или от государства. Это помогает решать более важные вопросы в развитии и усилении конкурентноспособности российской экономики, улучшая показатели эффективного использования имущественных ресурсов страны.

    Значение приватизации гораздо шире простого перевода госсобственности в частные руки. С ее помощью решаются вопросы:

    • повышения эффективности работы или использования объектов;
    • снижение зависимости от бюджета страны;
    • увеличение поступлений в бюджет муниципалитета или государства в виде налогов и иных отчислений;
    • ликвидация долговых обязательств за счет покупателей;
    • работа по снижению доли монополий;
    • стимулирование рынка кредитования.

    Способы осуществления приватизации

    Предусмотрены такие способы передачи прав собственности к гражданам РФ:

    Реализация имущества, акций компании через аукцион в капитале обществ, что принадлежат государству либо муниципальному органу
    Реализация акций компаний что принадлежат муниципальным либо государственным структурам, посредством объявления конкурса
    Преобразование государственного либо муниципального учреждения в акционерное общество
    Преобразование компании в ООО (общество с ограниченной ответственностью) без дальнейшего акционирования
    Продажа посредством биржевых торгов
    Продажа акций после управления организацией доверенным лицом
    Имущественный вклад в АО (акционерные общества)
    Реализация без объявления стоимости


    Похожие записи: