Новации 2023 года: переход федеральных АУ на лицевые счета

04.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новации 2023 года: переход федеральных АУ на лицевые счета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Счет в Казначействе для юридических лиц, или казначейский СЧ — это отдельный расчетный лицсчет, который открыт в территориальном отделении Федерального казначейства РФ. Такие счета используются исключительно получателями бюджетных средств, а также участниками бюджетного процесса. Коммерческой фирме отрывать такой РСЧ необязательно.

Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году

Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:

  1. Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
  2. Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
  3. Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
  4. За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
  5. Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
  6. Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
  7. Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.

Контроль и расходование денег

Что же происходит дальше – после того как реквизит уже открыт? Как им пользоваться?

На него начисляют денежные средства. Поступают они, как уже было отмечено, из бюджета. Сумма определяется условиями контракта.

Но даже на этом этапе, когда, казалось бы, одобрение всех госорганов уже есть, просто так начинать использовать деньги нельзя. Нужно направить в Федеральное казначейство документацию, которая подтверждает целевой расход

. Какие это бумаги? Например, можно направить:

  • платёжное поручение;
  • собственно госконтракт;
  • накладные и иные документы, свидетельствующие о фактических обязательствах.

Примечание 3.

В платёжной документации обязательно указывается идентификатор госконтракта.

В большинстве случаев государственный контракт подразумевает очень большие суммы. Это обстоятельство определяет оправданность строгого контроля и особенных требований по части предоставления образцов подписей.

Открытие необходимо нескольким категориям участников госконтракта:

  1. Заказчикам, являющимся получателями бюджетных средств. Для них все операции по поступлению и расходованию средств осуществляются через органы Федерального казначейства. Обязательным является открытие счетов казенного учреждения, бюджетных и автономных организаций.
  2. Заказчикам, если оплата заказа осуществляется из бюджета. Пример: заказчиком выступает компания, не являющаяся ПБС; если финансирование госзаказа производится из бюджета, то открыть КС в ТОФК придется.
  3. Исполнителям гособоронзаказа. В отношении этой категории исполнителей предусмотрены отдельные требования, касающиеся открытия спецсчета в ФК. Работа по иным счетам с гособоронзаказом не допускается.
  4. Обеспечению контракта. По условиям госконтрактов для перевода обеспечения открывают спецсчет. Например, исполнитель вносит обеспечительный платеж вместо банковской гарантии.

Правила казначейского сопровождения средств на 2021 год

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    • Указ Президента РФ от 10.02.2021 N 85

      «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Республике Эквадор»

    • Указ Президента РФ от 10.02.2021 N 84

      «О Векленко А.В.»

    • Указ Президента РФ от 09.02.2021 N 80

      «О присвоении дипломатических рангов»

    • Поручение Правительства РФ от 09.02.2021

      «О решениях по итогам рабочей поездки в Республику Карелия»

    • Постановление Правительства РФ от 08.02.2021 N 132

      «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования агрегаторов управления спросом на электрическую энергию в Единой энергетической системе России, а также совершенствования механизма ценозависимого снижения потребления электрической энергии и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»

    • Распоряжение Правительства РФ от 08.02.2021 N 281-р

      «О выдвижении кандидатов для избрания в качестве представителей Российской Федерации в совет директоров и ревизионную комиссию публичного акционерного общества «Новороссийский морской торговый порт» (г. Новороссийск, Краснодарский край)»

    Новые правила казначейского сопровождения на 2021 г.

    Законодательство обновило порядок казначейского сопровождения в 2020 г. Надзор осуществляется за целевым бюджетом, выделенным государственным и муниципальным организациям и за реализацией национальных проектов:

    • субсидирование и бюджетное инвестирование юридических лиц;
    • взносы в уставные капиталы и вклады в собственность юрлиц за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций;
    • авансы по контрактам, заключенным получателями средств;
    • авансы по контрактам, заключенным для выполнения условия о выдаче субсидий и концессионных соглашений;
    • взаиморасчеты по госконтрактам с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
    • взаиморасчеты по соглашениям в рамках гособоронзаказа стоимостью не менее 300 тыс. руб.;
    • бюджет, выделяемый учреждениям и ИП в случаях, предусмотренных Правительством РФ.

    Казначейское сопровождение не проводится для госконтрактов по экспертизе проектной документации, результатам инженерных изысканий и услугам по приему платежей от физлиц, осуществляемых платежными агентами.

    Что собой представляет казначейский счет

    Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.

    Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.

    ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.

    Что изменят в правилах

    Процедура открытия счета в УФК (Федеральном казначействе) регулируется приказом № 21н от 17.10.2016. С 2021 года норматив начнет действовать в обновленной редакции. Сам алгоритм не особо изменится. Клиентами территориального отделения ФК останутся заказчики и поставщики — участники и неучастники бюджетного процесса. Для оформления платежных реквизитов им придется обращаться в ТОФК, готовить заявление и ждать результатов проверки всех сопроводительных документов.

    Изменится название основного инструмента взаиморасчетов: вместо лицевых специалисты ФК открывают казначейские счета. Через них осуществляется казначейское сопровождение государственных контрактов и бюджетных соглашений и последующий контроль исполнения бюджета (ст. 220.1, 242 БК РФ).

    И ключевое изменение — бумажные документы перестанут принимать. Подача регистрационной документации ведется через ГИС Электронный бюджет и ЕИС. Это значит, что перед открытием счетных программ клиенты обязаны заключить с ТОФК соглашение об электронном документообороте, которое прикрепят к делу организации. В обновленном приказе 21н прописано, как открыть счет в Казначействе юридическому лицу для расчетов по ГОЗ:

    1. Заполнить регистрационное заявление и карточку образцов подписей.
    2. Направить документы в ТОФК.
    3. Дождаться результатов проверки и получить новые платежные реквизиты.

    Какие контракты по 44-ФЗ сопровождает казначейство?

    Казначейское сопровождение — это механизм, с помощью которого государство контролирует целевое использование бюджетных средств. Все деньги по контракту в цепочке: «заказчик — исполнитель — субподрядчики» проходят через счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства (ТОФК).

    Правительство РФ ежегодно в декабре утверждает правила, по которым работает казначейское сопровождение. В 2020 году действует Постановление Правительства №1765 и Постановление Правительства №1819 — для контрактов по гособоронзаказу. Эти правила регламентируют, какие бюджетные средства нужно контролировать казначейству в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2020 год №380-ФЗ.

    В постановлениях выделены три группы госконтрактов, расчеты по которым контролирует казначейство:

    • контракты в рамках государственного оборонного заказа на сумму более 300 тыс. рублей;
    • госконтракты на сумму более 100 млн рублей;
    • контракты на сумму более 300 тыс. рублей, которые заключили с единственными поставщиками в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

    Но есть исключения. Средства по госконтрактам не подлежат казначейскому сопровождению:

    • в закупках на приобретение услуг связи, коммунальных услуг, перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом и других из списка;
    • в закупках с банковским сопровождением;
    • по контрактам, исполнителем в которых выступает госучреждение.

    Казначейское сопровождение не применяется в закупках Минобороны в соответствии с 275-ФЗ, когда учет бюджетных средств происходит на отдельных счетах, открытых в уполномоченном банке. Подробнее об этом мы писали в статье. Также казначейское сопровождение не действует в закупках для органов внешней разведки, для корпорации «Росатом», закупках средств контрразведки и других случаях, указанных в п. 3 ч. 3 ст. 5 380-ФЗ.

    Если в закупке действует казначейское сопровождение, заказчик пишет об этом в плане-графике, извещении, документации о закупке и в тексте госконтракта. Каждому государственному контракту заказчик присваивает идентификатор (ИГК), который указывают во всех расходных документах. По идентификатору ТОФК отслеживают всю цепочку денежного потока по контракту и блокируют расходные операции, которые считают нецелевыми.

    В госконтракте с казначейским сопровождением заказчики прописывают обязательства для победителей:

    • Указать соисполнителей по договору.
    • Открыть лицевые счета в ТОФК себе и субподрядчикам.
    • Перечислять бюджетные средства на банковские счета юрлица только на разрешенные цели из п. а ч. 6 раздела I Постановления Правительства №1765. Например, можно переводить деньги на зарплату, соцвыплаты, возмещать расходы собственных средств.
    • Вести раздельный финансовый учет.
    • Предоставить в ТОФК документы, которые подтверждают целевое использование средств.
    • Указывать в договорах и расчетных документах ИГК.

    На какие средства распространяется

    Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:

    1. Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
    2. Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
    3. Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
    4. Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
    5. Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.

    Формы документов для проведения казначейских операций

    Для казначейского обслуживания утверждены формы распоряжений о совершении казначейских платежей (операций). Документы будут вводиться поэтапно.

    С 01.01.2021 до 31.12.2022 применяются следующие формы распоряжений (приведены в приложениях 15 – 26 к Приказу № 21н):

    • заявка на кассовый расход (ф. 0531801);
    • заявка на кассовый расход (сокращенная) (ф. 0531851);
    • сводная заявка на кассовый расход (ф. 0531860);
    • заявка на возврат (ф. 0531803);
    • заявка на получение наличных денег (ф. 0531802);
    • заявка на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531243);
    • заявка для обеспечения наличными денежными средствами в электронном виде;
    • уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809);
    • уведомление об уточнении операций клиента по форме (ф. 0531852);
    • распоряжение финансового органа с расшифровкой (ф. 0531806);
    • реквизиты распоряжения о перечислении денежных средств на банковские карты «Мир» физических лиц;
    • уведомление о поступлениях в иностранной валюте (ф. 0531452); и др.

    С 01.01.2023 документы нужно будет заполнять в структурированном виде по реквизитам, которые приведены в приложениях 1 – 4 к Приказу № 21н:

    • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (перечисление);
    • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (возврат);
    • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (обеспечение наличными денежными средствами, перечисление на банковские карты);
    • реквизиты распоряжения о совершении казначейского платежа (уточнение).

    Новый порядок уплаты налогов с 2023 года

    С 2023 года уплата налогов организациями, ИП и физлицами будет производиться путем перечисления на свой налоговый счет единого налогового платежа.

    ЕНП компании могут вносить на свой налоговый счет как единовременно, так и несколькими платежами в течение всего года. Главное условие – успеть внести платеж (его часть) до наступления срока уплаты того или иного налога (п. 1 ст. 45 НК РФ).

    Сама совокупная обязанность компании по уплате налогов и взносов будет формироваться и учитываться на едином налоговом счете на основе представляемых налоговых деклараций и расчетов (п. 5 ст. 11.3 НК РФ).

    Если уплата налогов будет осуществляться до представления соответствующей декларации или расчета, то налогоплательщик должен представить в ИФНС уведомление об исчисленных суммах налогов. Такое уведомление нужно будет подавать в электронной форме не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты соответствующих налогов, авансовых платежей, сборов или страховых взносов.

    Перечисляя ЕНП, компания должна указать в платежном поручении только сумму платежа и свой ИНН. Вносить единый платеж на свой счет смогут как сами плательщики, так и любые третьи лица. Деньги на счете будут накапливаться и списываться по мере наступления сроков уплаты конкретных налогов. ИФНС самостоятельно рассчитает и зачтет необходимую часть единого налогового платежа в счет уплаты того или иного налога. Зачет платежа в счет уплаты налогов и взносов осуществляется с соблюдением следующей последовательности в отношении обязанностей по уплате (п. 6 ст. 45.2 НК РФ):

    • недоимки (начиная с наиболее ранней даты ее выявления);
    • налоги, авансовые платежи по налогам, сборам и страховым взносам (с даты возникновения обязанности по их уплате на основании налоговых деклараций, расчетов и уведомлений);
    • пени;
    • проценты;
    • штрафы.

    Что такое казначейский счет

    Счет в Казначействе для юридических лиц, или казначейский СЧ — это отдельный расчетный лицсчет, который открыт в территориальном отделении Федерального казначейства РФ. Такие счета используются исключительно получателями бюджетных средств, а также участниками бюджетного процесса. Коммерческой фирме отрывать такой РСЧ необязательно.

    Следовательно, казначейский счет для коммерческой организации — что это? Это обычный РСЧ, который открыт в ТОФК в случае, если коммерческая организация является участником (заказчиком, исполнителем или подрядчиком) при заключении или исполнении государственного контракта. Иными словами, если фирма имеет отношение к госконтракту, то получить бюджетное финансирование она сможет только на счет в Казначействе (что это, мы определили выше).

    Как осуществляется контроль?

    Госзаказчик по результатам госзакупки заключает контракт с головным исполнителем, который, в свою очередь, для исполнения своих обязательств привлекает субподрядчиков, с которыми заключаются субподрядные договоры и т.д. Таким образом формируется цепочка кооперации исполнителей.

    Открытие счета в федеральном казначействе является обязательным условием для крупных получателей целевых денег из бюджета. Алгоритм действий разработан для средств, предоставление которых должно осуществляться с последующим подтверждением их использования согласно установленным условиям и целям. Сопровождение контракта по 44-ФЗ происходит согласно законодательству в следующих случаях (ч.2 ст.5 459-ФЗ от 29.11.2018 г.):

    • госконтрактов стоимостью более 100 млн. руб.;
    • соглашений на выдачу субсидий или инвестиций из бюджета юрлицам (ст.80 БК РФ);
    • нормативов и иных подзаконных документов, определяющих бюджетное субсидирование, кроме случаев заключения отдельных соглашений на выделение субсидии;
    • договоров, регулирующих имущественные вложения или взносы в уставный капитал юрлиц, в случае выступления этих взносов в качестве источников финансирования таких организаций;
    • контрактов, заключаемых бюджетными и автономными организациями, стоимостью более 100 млн. руб., и источником финансирования которых является субсидирование на иные цели или капитальные вложения;
    • госконтрактов, выступающих неотъемлемой частью исполнения уже реализующихся обязательств;
    • авансовых платежей по договорам (за исключением соглашений по гособоронзаказу), стоимостью 100 млн. руб. и более, а также авансов по договорам, заключаемым получателями бюджетных инвестиций и субсидирования;
    • договоров, подписанных с единственным поставщиком по п.2 ч.1 ст.93 44-ФЗ для выполнения указа, распоряжения или поручения Президента РФ, и контрактов, заключенных с целью исполнения таких обязательств с единственным поставщиком;
    • расчетов по контрактам по ГОЗ стоимостью более 100 млн. руб.

    Закон предусмотрел ряд исключений, которые указаны в ч.3 ст.5 459-ФЗ: казначейское сопровождение в 2020 г. не осуществляется для средств федерального бюджета, предоставляемых Внешэкономбанку и иным кредитным организациям для госконтрактов на приобретение коммунальных услуг, электроэнергии, услуг связи и др.

    В отдельных случаях, помимо надзора, понадобится и казначейское обеспечение обязательств в 2020 г. Эти ситуации установлены в ч.8 ст.5 459-ФЗ, п.9 правил сопровождения Казначейства. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

    Как деньги поступят на лицевой счет исполнителя?

    Допустим, у вашего заказчика наступил срок оплаты аванса, или он хочет оплатить работу на основе предоставленного вами акта выполнения работы.

    Заказчик в личном кабинете «Электронного бюджета» формирует платежное поручение на перечисление. Центр специализации ФК осуществляет санкционирование проводимой оплаты, проверяет остаток целевых средств на лицевом счете заказчика, проверяет документы-основания.

    Если контроль пройден успешно, то через платежный центр ФК осуществляется передача платежных документов в банк для исполнения. После зачисления средств банком, проводится анализ и зачисление денег на соответствующий раздел вашего лицевого счета.

    Важный момент! Если на момент зачисления вы еще не открыли соответствующий раздел лицевого счета под контракт, или заказчик в назначении платежа, в реквизитах допустил ошибку, то средства будут зачислены на ваш лицевой счет, но без отнесения к разделу.

    Для использования таких средств необходимо их уточнить, предоставив уведомление об уточнении операций клиента. Кроме этого, использование средств возможно только после регистрации сведений об операциях с целевыми средствами.

    Если перечисление осуществляется в рамках одного платежного центра, то платеж проходит почти моментально, и вы можете получить выписку по лицевому счету или воспользоваться режимом онлайн просмотра остатка в личном кабинете «Электронного бюджета». Для этого используйте простую систему фильтров на сайте.

    Таким образом, сталкиваясь с федеральным казначейством и необходимостью осуществления операций через лицевой счет, вы будете выполнять 3 основные операции:

    • открывать лицевой счет и разделы по нему;
    • предоставлять сведения об операциях с целевыми средствами;
    • проводить кассовый расход за счет поступлений от заказчика или полученного казначейского обеспечения обязательств.

    По всем операциям можно настроить в личном кабинете оповещения на электронную почту о статусах обработки документов или поступления платежа на ваш лицевой счет. Будьте в курсе всех операций по вашему лицевому счету в ФК.

    Преимущества и недостатки контроля

    К «минусам» казначейского сопровождения можно отнести:

    • Подготовка дополнительной документации для получения целевых денег. Каждую поставку товара или выполнение работ (услуг) потребуется подтверждать дополнительно. Это значительно усложняет участие в закупках.
    • Время на посещение казначейства. Несмотря на то, что представительств ведомства в РФ около 2 тысяч, придется лично посетить учреждение, если не будет возможности вести документооборот в электронном виде.
    • Недостаточно оперативное общение со специалистами ФК, которое может возникнуть из-за отсутствия опыта и внутренних регламентов в ведомстве.

    «Плюсы» в сопровождении тоже можно найти:

    • Реализуется принцип открытости и прозрачности при исполнении обязательств. Это популярно для закупок с большой конкуренцией.
    • Отпадут недобросовестные подрядчики.
    • Гарантированное получение целевых средств без отговорок заказчика «бюджет еще не поступил», «израсходовали на другие закупки» и т.д.

    Новые сроки уплаты налогов с 2023 года

    С 2023 года в целях уплаты налогов с помощью ЕНП Федеральный закон от 14.07.2022 № 263-ФЗ устанавливает в НК РФ единые сроки уплаты налоговых платежей. Таким сроком будет являться 28-е число соответствующего месяца.

    В частности, налог на прибыль по итогам года будет уплачиваться не позднее 28 марта следующего года. Авансовые платежи по налогу на прибыль по итогам отчетного периода нужно будет уплачивать не позднее 28-го числа месяца, следующего за соответствующим отчетным периодом (новая редакция ст. 287 НК РФ).

    Единый налог по УСН, подлежащий уплате по истечении налогового периода, организации будут уплачивать не позднее 28 марта, а ИП – не позднее 28 апреля следующего года. Авансовые платежи по единому налогу нужно уплатить не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. При прекращении деятельности единый налог нужно будет уплатить не позднее 28 числа месяца, следующего за месяцем прекращения деятельности, а при утрате права на применение УСН – не позднее 28 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено данное право (новая редакция ст. 346.21 НК РФ).

    Транспортный налог будет уплачиваться организациями в срок не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет платить в срок не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (новая редакция ст. 363 НК РФ). В эти же сроки компании будут уплачивать и земельный налог.

    Что касается НДФЛ за работников, то налоговые агенты обязаны будут перечислять суммы исчисленного и удержанного налога за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца не позднее 28-го числа текущего месяца.

    Перечисление НДФЛ, исчисленного и удержанного за период с 1 по 22 января, будет осуществляться не позднее 28 января, а за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года (новая редакция п. 6 ст. 226 НК РФ).


    Похожие записи: