Материальная помощь сотрудникам: налоговые последствия для компании и работников

17.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Материальная помощь сотрудникам: налоговые последствия для компании и работников». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размер финпомощи диктуют законы учреждения. Получат побольше те, у кого выше оклад, ставка, зарплата в месяц, стаж на предприятиях бюджетной сферы. Точнее и подробнее условия начисления матпомощи, к отпуску, в частности, прописываются в положениях об оплате труда, известно это должно быть работнику и из трудового договора, заключенного с ним при поступлении на работу.

Сколько можно получить к отпуску

Госслужащие, например, знают, что могут получить дополнительно 2 оклада, рядовые сотрудники бюджетной сферы 1–3 оклада, на усмотрение руководства и в пределах внутренних законов учреждения. В расчет финпомощи, равной окладу, не входят даже обязательные премии, компенсации или доплаты. А в целом объем соцвыплаты к отпуску зависит от бюджета регионального и бюджетной наполненности учреждения.

Выплаты за работу в условиях COVID-19

Дополнительные гарантии в виде единовременных и ежемесячных выплат установлены работникам медицинских организаций при исполнении ими трудовых обязанностей в условиях COVID-19.

Например, пострадавшим от COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей медработникам в случае развития у них заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных COVID-19, повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности, полагается единовременная страховая выплата в размере 68 811 руб.

Также в период с 01.11.2020 по 31.12.2022 отдельным медицинским работникам производятся специальные социальные выплаты. В частности, врачам, оказывающим скорую медицинскую помощь по диагностике и лечению COVID-19, полагается выплата в размере 2 430 руб. за нормативную смену, определяемую как 1/5 продолжительности их рабочего времени в неделю (пп. «а» п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.10.2020 N 1762; пп. «а» п. 1, п. 7 Постановления Правительства РФ от 23.11.2020 N 1896).

Доходы медицинских работников в виде указанных выплат в связи с работой в условиях COVID-19 не облагаются НДФЛ (п. 81 ст. 217 НК РФ).

Приказ о единовременной матпомощи – это элемент кадрового документооборота. Бумага упоминается в положении о документообороте, инструкциях по его ведению, принятых в компании, с назначением ответственных за составление и хранение лиц.

Поскольку форма приказа не является обязательной, унифицированные формы на законодательном уровне не утверждались, важно правильно составить этот документ.

Обязательными элементами являются:

  • наименование юрлица или ИП;
  • место, дата подписания, номер;
  • реквизиты приказа;
  • указание на локальные и иные НА;
  • причина оказания материальной помощи;
  • ФИО сотрудника и его должность в организации;
  • объем материальной помощи и сроки выплаты;
  • приложения: подтверждающие документы-основания, заявление;
  • данные, согласно ЛНА по документообороту: ФИО исполнителя, когда вступает в силу и пр.

Бухучет материальной помощи к отпуску

При осуществлении бухгалтерского учета материальную помощь проводят как «прочие расходы». Проводки будут выглядеть следующим образом:

  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы», кредит 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» – признание матпомощи в составе прочих расходов организации;
  • дебет 91 «Прочие доходы и расходы», кредит 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» – начисление страховых взносов с суммы, превышающей необлагаемую;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДФЛ» – удержание налога на доходы физлиц с суммы свыше 4 000 руб.;
  • дебет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», кредит 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» – выплата материальной помощи работнику.

Материальная помощь относится к выплатам, несвязанным с коммерческой или производственной деятельностью компании.

Если она не включена в действующую в учреждении систему оплаты труда и не носит систематический характер, с нее не взимаются социальные взносы.

Однако в этом случае работодатель не может уменьшить на сумму матпомощи размер базы для исчисления налога на прибыль. В остальных случаях он должен делать страховые отчисления, но только если размер выплаты превышает 4 тыс. руб.

Что касается НДФЛ, то он также начисляется и выплачивается только в том случае, если размер материальной помощи больше 4 тыс. руб. Причем налог платится только с суммы превышения. Например, если размер выплаты составит 5000 руб., величина налога будет равна:

НДФЛ = (5000 — 4000) * 13% = 130 руб.

Если соответствующие взносы и налоги не были своевременно переведены в социальные фонды и налоговую, то необходимо доначислить их и перевести после обнаружения ошибки. В противном случае работодатель может быть привлечен к ответственности.

Оформление материальной помощи к отпуску – налогообложение и иные нюансы

В зависимости от того, как именно определяют материальную помощь к отпуску и выплату её нормативные акты предприятия, может отличаться и порядок её предоставления. В общих случаях, для получения материальной помощи работник направляет на имя работодателя заявление о необходимости получения означенной финансовой поддержки.

Читайте также:  Пособие по потере кормильца в 2023 году

На основании означенного заявления, работодателем издается отдельный приказ о выплате матпомощи к отпуску, однако в случае с отпусками заявление сотрудника может и не быть обязательным этапом – работодатель и так знает, когда в данном случае выплачивать материальную помощь.

С точки зрения налогообложения,положения НК РФ позволяют работодателю не облагать её налогами НДФЛ и страховыми взносами в случае с отпуском при условии, что общая сумма выплат матпомощи не превысит 4000 рублей в году.

При этом работодатель при необходимости должен доказать, что данная выплата имела именно социальный характер – то есть, выдавалась нуждающемуся в ней работнику, а не предоставлялась на общих условиях как поощрительная. Таковое доказательство может быть достаточно сложным, поэтому на практике все же лучше оформлять материальную помощь к отпуску в качестве премии – это будет выгоднее как самому работнику в вопросах исчисления среднего заработка, так и работодателю за счет отсутствия проблем с налоговой службой и надзорными органами.

На заметку! В законодательстве не определяются категории трудящихся, имеющих право на подобные выплаты. Это означает, что все без исключения сотрудники предприятия могут рассчитывать на денежную поддержку перед уходом в отпуск.

Большое значение при расчете размера выплат и определении возможности их изначального существования играет финансовая состоятельность организации. Так, сотрудники частного предприятия, находящегося на грани банкротства, вряд ли могут рассчитывать на то, что их организация найдет возможность выделения из бюджета средств на нужды сотрудников. Работники государственных казенных организаций, также, могут быть лишены своего права в связи с дефицитом бюджета, повлекшего за собой отсутствие в казне организации необходимых денежных средств для поощрения сотрудников.

Данная выплата не положена следующим сотрудникам:

  • отработавшим менее 6 месяцев в организации (право на отдых появляется у граждан после 6 месяцев работы на новом месте);
  • уходящим в отпуск с последующим увольнением (если сотрудник после отпуска не выходит на свое прежнее место работы, то выплата ему материальной помощи с целью поощрения не имеет смысла);
  • уходящим в отпуск по беременности и родам (подобный отпуск не является ежегодным, не подразумевает с точки зрения трудового законодательства начисления дополнительных выплат беременным женщинам, помимо положенных им по закону пособий).

Выплата премии после увольнения сотрудника

В расчете уже выплаченной премии может быть обнаружена ошибка, приводящая либо к занижению, либо к завышению ее суммы. Причины таких ошибок делятся на 2 вида:

  • счетные;
  • объясняющиеся неверным применением установленных правил начисления.

Если ошибка привела к занижению премии, то вне зависимости от причины, по которой допущена ошибка, ее можно исправить, доначислив необходимую сумму премиальных и, соответственно, НДФЛ и страховых взносов с них.

А если сумма выплаченной премии завышена, то работодателю, решившему вернуть излишне выплаченные работнику деньги, придется обращаться с этим вопросом в суд.

Причем положительным решение суда станет только в том случае, если удастся доказать наличие счетной ошибки в расчетах, поскольку только такая ошибка допускает возможность возврата работником излишне выплаченных сумм (ст. 137 ТК РФ).

У уволенного удержать эти суммы из зарплаты уже невозможно, поэтому потребуется решение суда.

Подробнее об удержаниях, которые работодатель может сделать из зарплаты работника, читайте в статье «Ст. 137 ТК РФ: вопросы и ответы».

Если же при начислении премии допущена любая иная ошибка, кроме счетной, то работник вправе не возвращать излишне выплаченную ему сумму (ст. 1109 ГК РФ), т. к. его вины в допущенной при расчете премии ошибке нет. В этой ситуации суды будут на стороне работника.

Кроме заработной платы предприятие может назначать своим работникам 2 вида дополнительных выплат:

  • стимулирующие поощрительные выплаты (к таковым относится и единовременная выплата к отпуску);
  • социальные пособия (финансовая поддержка при возникновении сложной жизненной ситуации, пособие для организации предстоящей свадьбы, пособия при появлении в семье ребёнка, выплаты на лечение и оздоровление).

Работники бюджетных организаций имеют право на ежегодную выплату к отпуску, как и сотрудники коммерческих предприятий. Об этой поощрительной выплате должно говориться в локальных нормативных актах фирмы, в которых также указывается, что деньги выплачиваются в случае наличия достаточного количества средств на счету предприятия.

Органы местного самоуправления тоже утверждают внутренними нормативными актами подобные выплаты для муниципальных служащих. Деньги выплачиваются либо единожды в год вне зависимости от длительности отпуска, либо при продолжительности отдыха от 2 недель. Всё зависит от решения руководства Администрации, подробности необходимо узнавать в самих органах управления территориального образования.

Федеральные госслужащие также имеют право на единовременную выплату, приуроченную к отпуску, которая будет начислена в двукратном размере стандартного оклада единожды в год.

Как регулируется предоставление материальной помощи при очередном отпуске (статья ТК РФ и пр.)?

Трудовой кодекс (далее — ТК) не раскрывает понятия материальной помощи в случае оказания ее при отбытии работника в очередной ежегодный оплачиваемый отпуск. Данный термин применяется на практике и закрепляется иными правовыми актами, носящими, как правило, локальный характер. В то же время регулирование таких выплат следует из ряда норм трудового законодательства, в том числе ТК.
См. подробнее в материале «Положение об оказании материальной помощи работникам».

Читайте также:  Какие отличия между опекуном и попечителем

Если такая помощь фактически не является социальной выплатой и устанавливается в качестве дополнения к окладу и иным надбавкам, то ее регулирование осуществляется в соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК, т. е. как составной части заработной платы. В таком случае эта выплата устанавливается локальным правовым актом или следует из ведомственных нормативных актов и зависит от результатов трудовой деятельности работника либо имеет фиксированный размер и выплачивается в любом случае при уходе работника в ежегодный отпуск.

В то же время ст. 40 ТК предусматривает возможность использования на конкретном предприятии или в иной организации коллективного договора, который заключается между представителями работодателя и трудового коллектива. Данный акт регулирует не просто трудовые, а социально-трудовые отношения. Согласно ст. 41 ТК, в такой договор помимо прочего могут включаться условия, регулирующие возможность предоставления работникам материальной помощи в силу тех или иных обстоятельств. В этой ситуации помощь является социальной выплатой и предоставляется в случае нуждаемости сотрудника.

Кроме того, регулирование подобных выплат в определенной степени осуществляется нормами налогового законодательства, касающимися правил исчисления налоговой базы и сумм, на которые начисляются страховые выплаты, — ст. 217 и 422 Налогового кодекса (далее — НК). По ряду вопросов имеет смысл применение практики, выработанной судами. Одним из наиболее значимых в регулировании рассматриваемого вопроса является постановление Президиума ВАС РФ от 14.05.2013 № 17744/12 по делу № А62-1345/2012.

Лимит матпомощи, не облагаемой НДФЛ и страхвзносами, составляет 4 тыс. руб. в год.

Правила расчета налога и страховых взносов с материальной помощи, а также порядок отражения выплаты в бухгалтерском учете, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Типовой ситуации с расчетным примером.

Материальная помощь работнику: выплаты, виды, оформление и учет

Что касается остальных случаев оказания материальной поддержки, то ее размер не должен превышать 4 тыс. руб. за год одному сотруднику. Однако исключением является денежное пособие, выданное на лечение, если деньги для этой помощи были взяты из оставшихся у предприятия средств после внесения им всех налогов и взносов, а также при выдаче финансов непосредственно трудящемуся, а не медучреждению.

Вся сумма средств, выданная в связи со смертью родственника, не подлежит налогообложению. Важно отметить, что членами семьи считаются супруги, дети работника и его родители. Финансовая поддержка может выплачиваться частями и при этом признаваться единовременной по одноразово принятому предприятием решению. Если для этого будут использованы разные распоряжения компании, то такая помощь не является единовременной.

Вопросы налогообложения

При подготовке локальных нормативных документов обратите внимание на такие моменты:

  • Старайтесь избежать вопросов о правильном толковании выплат в виде помощи к отпуску. Не стоит прописывать этот вид выплат как обязательный. То есть, не трактоваться как оплата труда.
  • Не привязывайте личные заслуги сотрудника к начислению материальной помощи. Для этого есть премия.
  • Фонд оплаты труда постарайтесь не затрагивать. Для выплаты матпомощи используйте другие источники, например, прибыль (желательно, с выплаченными налогами).

Матпомощь к отпуску может быть выплачена представителям как государственных, бюджетных, так и коммерческих структур. В последних работодатель формально не обязан поощрять своих сотрудников материалкой. И всё же статья ТК РФ (ст. 41), освящающая коллективные договоры, даёт право работникам на заключение с начальством подобных соглашений, в которых можно обговорить все вопросы по оплате труда (компенсации, пособия, материальная помощь разных видов). Согласно ст. 135 Трудового кодекса, коммерческим предприятиям разрешено принятие локальных актов о выплате матпомощи в различных ситуациях (в них входит и отпуск).

Важно! Согласно ст. 57 ТК РФ, матпомощь может обеспечивать не только коллективный, но и индивидуальный договор с сотрудником.

В отличие от граждан, трудящихся в негосударственных учреждениях, более защищены законом в плане дополнительных выплат работники бюджетной сферы (научные, медицинские, культурные, социальные, сотрудники сферы образования). Прибавка к их отпускным в виде материальной помощи обязательна и не зависит от результатов труда или выполняемых сотрудником функций.

Согласно ст. 135 ТК РФ, дополнительные выплаты (в том числе и матпомощь) вместе с локальными актами учреждения устанавливаются и нормами федерального законодательства.

Отдельно стоит отметить категорию работников органов местного самоуправления и государственных учреждений (региональный и федеральный уровень). Для них в Трудовом кодексе существует ст. 144, из которой следует, что при оплате труда представителям вышеуказанных структур применяется не только Трудовой кодекс, но и другие нормативные акты. К их числу относится закон «О государственной и гражданской службе», где чётко указано право работников на получение дополнительных отпускных выплат (п.6 ч.5 ст.50 ФЗ No79).

Процедура оформления материальной помощи

Оформление включает следующие этапы:

  1. Написание заявление. В нем гражданин оповещает руководство о своем намерении уйти в отпуск в указываемый промежуток времени и просит предоставить ему финансовую поддержку. Заявление можно не писать, если сотрудник уходит в отпуск, который был закреплен за ним графиком отпусков. В этом случае начисление материальной поддержки происходит обязательно, если оно предусмотрено внутренними актами. Если же сотрудник берет отпуск незапланированно, то требуется написать соответствующее заявление. В любом случае, наличие данного документа не будет лишним. Исключение составляют бюджетные организации, где право получения раз в год доплаты к отпуску предусмотрено федеральным законодательством и не требует дополнительного подтверждения в виде заявления.
  2. На основании установленных нормативными актами правил предоставления финансовой помощи сотрудникам при уходе в отпуск, на основании заявления работника составляется приказ руководителя организации о назначении сотруднику финансовой помощи. В документе указывается размер положенных выплат, определяемый на основании зарплаты сотрудника, его стажа работы и других показателей.
  3. Приказ направляется бухгалтеру для проведения соответствующих начислений.
  4. Бухгалтерия за три дня до даты начала отпуска перечисляет на лицевой счет сотрудника все положенные денежные средства (непосредственно отпускные и материальную помощь).
Читайте также:  С 2023 года организации смогут оформлять электронные путевые листы

Государственные учреждения

Государственные служащие в рамках закона относятся к особой категории в связи с тем, что специфика их занятости предполагает повышенные психологические нагрузки и риски, возникающие в процессе выполнения непосредственных обязанностей, учитывая, что основной обязанностью служащих является контроль за соблюдением норм закона и прав рядовых граждан. Именно поэтому для данной категории и предусмотрена материальная помощь к отпуску на федеральном уровне.

Так в частности, п.6 ч.5 ст.50 ФЗ №79 сказано, что при уходе в основном отпуск госслужащему в качестве меры поощрения положена материальная помощь к уже предусмотренным законом отпускным, исчисляемым в порядке ст.135 ТК РФ, нормы которой распространяются на всех без исключения работников.

При этом размер помощи устанавливается, не исходя из финансового положения учреждения, а на основании норм закона. Так в частности, в соответствии с п.14 Приказа Минтруда №163н мат. помощь к отпуску служащему выплачивается в размере двух окладов уже с первого года трудоустройства. Причем право на получение оговоренной выплаты у госслужащего возникает по истечении полугода непрерывной службы, что в принципе актуально и для всех категорий работников, которые могут воспользоваться отпуском полной протяженности, а значит и льготами, установленными к нему уже по истечении шести месяцев.

При этом помощь служащему выделяется не автоматически при уходе в отпуск, а только на основании заявления, которое он оформляет к уже ранее написанному заявлению о предоставлении отдыха. Еще одной особенностью помощи является тот факт, что данный вид выплат положен только к основной части отпуска, а не к дополнительной, которая в порядке ФЗ №79 составляет от 5 до 15 дней. При этом служащий также как и рядовой труженик может разделить основной отпуск на несколько частей, но вот помощь будет выплачена только один раз к той части отпуска, который служащий выберет по согласованию с руководством.

Имеют право на материальную помощь и другие категории служащих, в частности, работники муниципалитетов, которые на основании ст.5 ФЗ №25 приравниваются в правах и обязанностях к госслужащим. Однако учитывая, что порядок финансирования оговоренной структуры осуществляется за счет местных бюджетов, размер материальной помощи определяется уже на местном уровне в порядке ч.2 ст.22 ФЗ №25, хотя условия предоставления помощи, а также процедура оформления аналогична, применяемой в гос. учреждениях.

Хотелось бы отметить еще одну особенность, а именно сроки начисления и перерасчета материальной помощи. Несмотря на особое положение служащих и нормы ФЗ №79 на данную категорию нормы ТК РФ распространяются в полной мере. Так в частности, во исполнение ст.136 ТК РФ служащему обязаны перечислить отпускные за три календарных дня до начала законного отдыха, а при совпадении оговоренного срока с выходными и ранее.

Пример начисления единовременной выплаты к отпуску

Сотрудник кадровой службы, зарплата которого составляет 49 000 рублей, отправляется в ежегодный отпуск по графику отпусков. Согласно трудовому контракту он должен получить единовременную помощь к отпуску в размере 35% от оклада.

  1. Единовременная выплата к отпуску без учёта налогов составит: 49 000 руб. х 35% = 17 150 руб.
  2. Четыре тысячи рублей налогом не облагаются, а потому налоговая база составит: 17 150 руб. — 4 000 руб. = 13 150 руб.
  3. НДФЛ и страховые взносы: 13 150 х 13% + 13 150 х 22% = 4 602 руб. 50 коп.
  4. Единовременная выплата к отпуску будет начислена в размере: 17 150 руб. — 4 602 руб. 50 коп. = 12 547 рублей 50 копеек.
  5. Отпускные с учётом данной выплаты составят: 49 000 + 12 547,5 = 61 547 рублей 50 копеек.

Ответы на распространённые вопросы про то, как начисляется единовременная выплата к отпуску

Вопрос №1: Что делать, если директор фирмы не имеет права или не желает выплачивать единовременное пособие к отпуску?

Ответ: В такой ситуации необходимо созвать специальную комиссию, состоящую минимум из 3 человек (директора, бухгалтера и председателя профсоюза), которая проведёт заседание и составит акт о выплате средств.

Вопрос №2: Можно ли требовать единовременное пособие к отпуску, если сотрудник трудоустроен без подписания трудового контракта?

Ответ: В такой ситуации любые поощрительные выплаты начисляются на усмотрение работодателя, и закон не может защитить работника, поскольку законных оснований для трудоустройства нет, НДФЛ с доходов не уплачивается, как и страховые отчисления.


Похожие записи: