Подведомственность гражданских дел
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подведомственность гражданских дел». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление
ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.
Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.
Институт судебной подведомственности — совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Подведомственность – отнесение спора о праве или иного юридического дела к компетенции определенного органа.
Виды подведомственности.
1. Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т. д.
2. Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде общей юрисдикции или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.
В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности:
1) альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
2) договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
3) условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т. е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
4) императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Понятие и виды подведомственности гражданских дел
Для того, чтобы выделить эти понятия и виды, необходимо обратиться к юридической практике судопроизводства. Процессуальная практика по ведению гражданских дел осуществляется в соответствии со статьёй 11 ГК РФ, которая может быть рассмотрена районным или городским судом, участком мирового судьи, а также в арбитраже или третейском органе власти в зависимости от типа рассматриваемого иска, продолжительности процесса, суммы причинённого ущерба и т. д. Данные виды судебных инстанций обладают полномочиями по разрешению следующих типов вопросов, согласно статье 22 ГПК РФ:
- Что такое подведомственность и подсудность? Любые ходатайства, связанные с нарушением гражданских прав и свобод, а также ущемления интересов конкретных физлиц из-за действия оппонентов.
- Семейные, трудовые, а также любые имущественные споры, решаемые в пользу физических лиц.
- Если дело очевидно и не требует присутствия второй стороны для предоставления доказательной базы, то, согласно статье 122 ГПК РФ, оно решается путём издания судебного приказа.
- Гражданским процессам также подведомственны дела специального назначения, оговоренные в тексте статьи 262 ГПК РФ.
- Любые процессы, опровергающие резолюции третейского судопроизводства, а также связанные с выдачей исполнительной документации.
- Иные судопроизводства, связанные с имущественными правами граждан, в том числе и иностранцев, легально находящихся на территории РФ.
Виды подведомственности и подсудности тоже будут разобраны нами. Первое понятие разделяется на следующие разновидности:
- Исключительная. Это такая подведомственность юрисдикционных дел, которая исключает обращение за защитой собственных прав в любую юрисдикционную организацию, кроме суда.
- Условная. Данная подведомственность требует соблюдение установленного буквой закона алгоритма внесудебного предварительного порядка урегулирования споров.
- Альтернативная. Она допускает рассмотрение гражданского дела не только судом общей юрисдикции, но также и другими юрисдикционными органами.
- Договорная. Данная подведомственность основана на соглашении сторон о рассмотрении определенного дела в третейском суде.
Подведомственность и подсудность в гражданском процессе — близкие, но не тождественные понятия. Познакомимся с определением последнего.
Подсудность — распределение между судебными организациями дел, что подлежат рассмотрению по первой инстанции. Иными словами, это определение конкретного суда, где и должно рассматриваться конкретное дело.
Подсудность будет включать в себя как власть, компетентность, принадлежащую определенному суду, постановить свое решение по делу, так и соответствующую данной власти обязанность подчиняться этому компетентному суду заинтересованных лиц.
Почему важно рассматривать подведомственность и подсудность в гражданском процесс вместе? При предъявлении в суд исковых заявлений учитывается не только подведомственность дела конкретному суду, но и правила подсудности. Последняя будет определять возможность рассмотрения споров в каком-либо конкретном суде.
Итак, подсудность — относимость дел, подведомственных судам, к ведению конкретного суда. Нормы, которые регулируют относимость дел к ведению определенных судов, образуют собой правовой самостоятельный институт. Они играют важную роль уже в судебной практической деятельности.
Пространственная подсудность, в свою очередь, разделяется на следующие категории:
- Альтернативная. В некоторых случаях (ст. 29 ГПК) истец может подавать судебное заявление не только по месту жительства (или же местонахождения) ответчика, но и в ином суде по выбору самого заявителя.
- Договорная. Будет установлена по соглашению сторон. Цель этого — лучшее обеспечение их интересов.
- Исключительная. Выделяет список объектов права (ст. 30 ГПК), споры в отношении коих подлежат разрешению лишь в судах, перечисленных в данной статье.
- По связи дел. Такая подсудность предусмотрена уже ст. 31 ГПК. Независимо от территории, спор будет подлежать разрешению в том судебном органе, где уже рассматривается дело, с ним связанное.
Мы разобрали понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Вместе они позволяют выявить отнесение дела к определенному суду, уровню российской судебной системы. Подведомственность определяет отнесение гражданских дел к судам арбитражным или другой группы — общей юрисдикции. Подсудность — рассмотрение дела определенным уровнем судебной системы, определенным судом по территориальному признаку.
Институт подведомственности гражданских дел первоначально был направлен на разграничение компетенции различных органов государства в сфере защиты прав, свобод и законных интересов. Правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в теории предметную компетенцию различных органов государства, компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, комиссий по трудовым спорам и иных организаций, имеющих право разрешать вопросы права. Подведомственность — это совокупность юридических норм, установленных в законах и определяющих возможность конкретного органа разрешать тот или иной спор (правовой вопрос) в зависимости от субъекта, предмета и характера спора. Таким образом, как межотраслевой правовой институт, подведомственность указывает, какой орган разрешает спор, в отношении каких субъектов и по какому вопросу.
В силу ст. 6 Конвенции от 04.11.1950 «О защите прав человека и основных свобод» каждому гарантируется право на справедливое судебное разбирательство. Статья 46 Конституции РФ также гарантирует судебную защиту. В соответствии со ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Например, в соответствии со ст. 382 ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судом. Комиссии также разрешают спорные вопросы по охране труда, зарплате работников, другие социально-трудовые вопросы.
Решения всех административных и иных несудебных органов могут быть обжалованы в суд.
Вопрос о том, какой конкретный арбитражный суд или какой конкретный суд общей юрисдикции компетентен рассмотреть подведомственный этим судам спор по первой инстанции, и является вопросом подсудности.
В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе») к федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ; кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.
Гражданские дела Конституционным Судом не разрешаются. Его полномочия определены в ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».
К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 4 ст. 4 ФКЗ «О судебной системе»).
Компетенция каждого из указанных судов определена законом. Так, компетенция мировых судей закреплена в ст. 3 Федерального закона от 17.12.1998 N 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» и ст. 23 ГПК РФ. Компетенция военных судов, осуществляющих судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях, закреплена в ст. ст. 14, 22 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ «О военных судах». Детальная регламентация подведомственности и подсудности судов общей юрисдикции и арбитражных судов определена процессуальными законами — ГПК РФ (гл. III, ст. ст. 22 — 33) и АПК РФ (гл. IV, ст. ст. 27 — 39).
Характерные особенности подсудности
Соответствующими статьями ГПК подсудность рассмотрена подробно, исходя из многообразия правовых ситуаций. В настоящий момент при определении уровня выбираемой для рассмотрения случая судебной инстанции той территории, которой она подчиняется, используется подсудность. Этот вариант касается рассмотрения исков, принадлежащих к гражданскому типу судопроизводства. Рассмотрение большинства вопросов происходит в судах общей юрисдикции. С учетом этого параметра осуществляется распределение дел, проводимое между судами различных инстанций. Это обеспечивает соблюдение ведущих принципов судебного процесса. Соблюдается:
- гарантия сохранения, показывающая независимость ведущего рассмотрение должностного лица суда;
- обеспечивается законность и верховенство действующего в нашем государстве права;
- соблюдаются принципы диспозитивности и состязательности сторон;
- предусматривается обеспечение необходимости осуществления разбирательства, проводимого устно;
- может применяться аналогия закона и права.
Подведомственность и подсудность в гражданском процессе обеспечивают беспристрастное и успешное разрешение самых сложных вопросов. При этом правильный выбор подсудности играет столь же значительную роль, как определение подведомственности.
Подведомственность: понятие, типы и виды
Подведомственностью называют комплекс законодательных норм, на основании которых ведомства наделяются правами на рассмотрение конкретного дела. В целом, подведомственность – это иерархическое разделение полномочий органов, уполномоченных решать споры, конфликты и иные процессы, в зависимости от их рода, типа или вида.
Главной особенностью подведомственности является то, что система включает в себя не только судебные органы, но и иные ведомства. Например, разрешить трудовой спор можно не как в суде, так и при помощи трудовой инспекции.
При использовании термина подведомственность, к ведомствам относят следующие организации:
- прокуратуру;
- администрацию;
- нотариат;
- суды (мировой, районный, арбитражный, кассационный, верховный, третейский);
- министерства, агентства, службы;
- профсоюзные организации, трудовые инспекции и др.
Если гражданин обращается в ведомство, не уполномоченное в решении конкретного вопроса, либо нарушена иерархическая система подведомственности, то его заявление отклонят или перенаправят в организацию, которая обязана разбираться с данным вопросом на этом этапе.
Отличие подведомственности от подсудности
Подведомственность имеет значительные отличия от подсудности. В первую очередь нужно отметить тот факт, что подсудность – это более узкое понятие. Оно определяет законодательные нормы, регламентирующие выбор исключительно судебного органа.
Подведомственностью называют свод правил, которые применяются при избрании организации, уполномоченной разрешать тот или иной спор.
Если при подаче заявления нарушена подведомственность, то оно не подлежит рассмотрению. Информация о прекращении процесса направляется заявителю. Также важно объяснить, почему остановлено разрешение конфликта, и привести рекомендации, способствующие правильной подачи жалобы или иной заявки.
Если при подаче иска нарушена подсудность, то его перенаправляют в суд, который наделен полномочиями в его рассмотрении.
Подведомственность может быть:
- исключительной, то есть подавать заявление нужно в конкретное ведомство, определенное нормативно-правовыми актами;
- условная, которая предполагает предварительное прохождение досудебной процедуры разрешения конфликта;
- императивная, которая характеризуется строгим иерархическим разделением полномочий между ведомствами;
- договорная, при которой стороны сами определяют организацию, которая будут рассматривать спор, в случае его возникновения.
В свою очередь, подсудность делится на 3 типа: предметную, территориальную и по связи дел. Первая определяет конкретный суд, уполномоченный разрешать конфликт, вторая – местоположение судебного органа, куда подается заявление, а третья – предполагает возможность объединения нескольких процессов, подсудных разным ведомствам в одно дело.
Пространственная подсудность, в свою очередь, разделяется на следующие категории:
- Альтернативная. В некоторых случаях (ст. 29 ГПК) истец может подавать судебное заявление не только по месту жительства (или же местонахождения) ответчика, но и в ином суде по выбору самого заявителя.
- Договорная. Будет установлена по соглашению сторон. Цель этого – лучшее обеспечение их интересов.
- Исключительная. Выделяет список объектов права (ст. 30 ГПК), споры в отношении коих подлежат разрешению лишь в судах, перечисленных в данной статье.
- По связи дел. Такая подсудность предусмотрена уже ст. 31 ГПК. Независимо от территории, спор будет подлежать разрешению в том судебном органе, где уже рассматривается дело, с ним связанное.
Мы разобрали понятие подсудности и ее отличие от подведомственности. Вместе они позволяют выявить отнесение дела к определенному суду, уровню российской судебной системы. Подведомственность определяет отнесение гражданских дел к судам арбитражным или другой группы – общей юрисдикции. Подсудность – рассмотрение дела определенным уровнем судебной системы, определенным судом по территориальному признаку.
Отличие подведомственности от подсудности
Подведомственность имеет значительные отличия от подсудности. В первую очередь нужно отметить тот факт, что подсудность – это более узкое понятие. Оно определяет законодательные нормы, регламентирующие выбор исключительно судебного органа.
Подведомственностью называют свод правил, которые применяются при избрании организации, уполномоченной разрешать тот или иной спор.
Если при подаче заявления нарушена подведомственность, то оно не подлежит рассмотрению. Информация о прекращении процесса направляется заявителю
Также важно объяснить, почему остановлено разрешение конфликта, и привести рекомендации, способствующие правильной подачи жалобы или иной заявки
Если при подаче иска нарушена подсудность, то его перенаправляют в суд, который наделен полномочиями в его рассмотрении.
Подведомственность может быть:
- исключительной, то есть подавать заявление нужно в конкретное ведомство, определенное нормативно-правовыми актами;
- условная, которая предполагает предварительное прохождение досудебной процедуры разрешения конфликта;
- императивная, которая характеризуется строгим иерархическим разделением полномочий между ведомствами;
- договорная, при которой стороны сами определяют организацию, которая будут рассматривать спор, в случае его возникновения.
В свою очередь, подсудность делится на 3 типа: предметную, территориальную и по связи дел. Первая определяет конкретный суд, уполномоченный разрешать конфликт, вторая – местоположение судебного органа, куда подается заявление, а третья – предполагает возможность объединения нескольких процессов, подсудных разным ведомствам в одно дело.
Подведомственность гражданских дел и отличия от подсудности
В процессуальном законодательстве выделено несколько судебных вертикалей, имеющих право на ведение разбирательства и вынесение решений по существу:
- общие суды (сюда же относятся мировые судьи);
- арбитражные суды;
- административные суды (их функции разделены между общими и арбитражными судами).
На чем построена подведомственность? ГПК обращает внимание на участников правоотношений и предмет спора. В зависимости от этого и решается, в чьей области решение спора.
Предполагается вероятность заявления требований, относящихся к разным видам подведомственности. ГПК и АПК отдают предпочтение судам общей юрисдикции. Это стоит учитывать.
Теперь рассмотрим схему подведомственности дел в ГПК:
- дела искового производства;
- дела приказного производства;
- дела особого производства;
- дела об оспаривании решений третейских судов или оказание им помощи;
- дела о признании судебных актов иностранных судов.
Все имеют существенные отличия, что становится ясно из названия.
ГПК: подведомственность и подсудность
После того как были рассмотрены понятие и виды подсудности и подведомственности, следует остановиться на таком практическом вопросе, как допустимость возникновения споров о передаче дела тому или иному суду.
В отношении подсудности кодексы прямо предусматривают запрет соответствующих споров в случаях, когда один суд, обнаружив нарушение правил подсудности, передает дело в надлежащий орган. То есть последний обязан, даже при несогласии, принять дело к производству.
Важно! Данное правило не должно порождать злоупотреблений. Ст. 47 Конституции РФ закрепляет право каждого на рассмотрение дела уполномоченным на то ФЗ судебным органом, что позволяет сделать вывод о возможности исправления вышестоящим судом ошибки в определении предметной подсудности, допущенной нижестоящим органом при передаче ему дела посредством возвращения. Споры же между судами одного уровня недопустимы.
Обратите внимание! В отношении подведомственности (компетенции суда) прямого запрета о спорах закон не содержит, однако практикой его существование признается. Например, ВАС РФ в постановлениях президиума от 26.03.2013 № 15480/12, от 29.05.2012 № 17607/11 подчеркивает недопустимость лишения субъекта возможности реализовать гарантированное ему Конституцией РФ (ст. 46) право на судебную защиту, то есть ситуации, когда дело отказывается рассматривать сначала суд общей юрисдикции, а затем арбитражный суд.
Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.
Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.
Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.
- Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.
- Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.
- Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.
- Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.