Постановка на кадастровый учет СЗЗ санитарно-защитной зоны кладбища
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на кадастровый учет СЗЗ санитарно-защитной зоны кладбища». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.
Как возникли санитарно-защитные зоны?
Такое устройство мест захоронения не было безопасным. Расположение кладбищ в городской черте делало и без того скученные европейские города опасными для проживания, дополнительно ухудшая бедственную санитарную обстановку. Скорее всего, именно большое количество погостов при церквях, куда свозили трупы, повлияло на быстрое распространение бубонной чумы, эпидемия которой в 1346—1352 гг. унесла от одной до двух третей населения Европы.
В конце XIX века развитие медицины привело к пониманию природы многих инфекционных заболеваний, а бурный рост городского населения сформировал необходимость перестройки и перепланировки множества городов, в том числе их исторических центров. Особенно серьезно городские реформы затронули места захоронения.
Основоположником некрополей нового типа стал английский архитектор и садовод Джон Клодиус Лоудон. В своей работе «Об обустройстве, планировке и управлении кладбищенскими территориями и облагораживанию церковных дворов» он представил идею кладбища-сада, сочетающего в себе функции не только места захоронения, но и места хранящего память об усопших. Оно должно было бы наполнять тех, кто прошел почтить память умерших, спокойствием и умиротворением. Такой некрополь, считал Лоудон, станет «природным врагом варварских предрассудков, связанных со смертью, и воспитает вкусы и нравы простого люда». Сам Лоудон успел спроектировать всего три некрополя, но принципы его труда легли в основу планов для многих городов не только в Англии, но и далеко за ее пределами.
Церкви лишились прилегающих к ним погостов. Теперь для захоронения предназначались специально выделенные городскими властями территории. Это были большие участки, часто расположенные за городской чертой или же в новых районах города, удаленные от городского шума и плотной застройки. Кладбища облагораживали, разбивая парки, высаживая клубы, вписывая захоронения в уже имеющийся природный ландшафт.
Советы, сформулированные Лоудоном, применяются и поныне. Один из них — наличие незаселенной территории вокруг некрополя.
Что может размещаться в охранной зоне?
Закон разрешает строительство определенных сооружений в пределах СЗЗ. Основной принцип – в СЗЗ нельзя располагать здания, где люди живут, но можно строить сооружения, где они работают или пребывают. В частности, в сзз кладбища можно размещать некоторые производственные и промышленные здания, постройки для персонала и прочие сооружения, обеспечивающие работу некрополя.
В их число входят:
- нежилые помещения, где располагается дежурный аварийный персонал;
- помещения для жизни рабочих-вахтовиков (не более четырнадцати дней);
- административные сооружения;
- конструкторские бюро;
- лабораторные сооружения.
Также могут располагаться:
- поликлиники;
- закрытые спортивные и оздоровительные сооружения;
- прачечные и бани;
- торговые точки и заведения общепита;
- мотели и гостиницы (но не лечебно-профилактические и оздоровительные сооружения, такие как санатории и больницы);
- гаражи, парковки, стоянки и парки для автомобильного транспорта;
- станции технического обслуживания и автомобильные заправки;
- пожарные станции;
- энергетические подстанции;
- сооружения для водопровода с технической водой, включая насосные станции и станции для оборотного водоснабжения.
Наконец, регламент позволяет:
- проводить местные и транзитные коммуникации и линии электропередачи;
- прокладывать трубы нефтепровода и газопровода;
- бурить глубокие скважины (но только под технический водопровод!).
Когда нужно разрабатывать проект СЗЗ для кладбища
Есть несколько случаев, когда должны проводиться работы по определению размеров и формы защитной зоны для таких объектов:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения, так как на сегодняшний день для строящихся объектов обязательна разработка проекта СЗЗ;
- При расширении или модернизации объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности, что влечет за собой необходимость пересмотра границ СЗЗ, это называется изменение СЗЗ;
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом,или на его границе, по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, вибраций. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются и, если необходимо, делается запрос администрации места захоронения;
- При прекращении действия СЗЗ согласно требованиям, изложенным в Постановлении № 222. Если кладбище достаточно старое, захоронения давно не производятся, изменилась сфера деятельности или технология работы и доказано, что негативного воздействия от него на окружающую среду и здоровье человека нет.
Виды негативного воздействия от кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Выбор территории для захоронений
Размещение нового кладбища по традиционному и по смешанному способам захоронения рекомендуется в зоне пригорода или в границах ландшафтных городских территорий. При этом должно выполняться строгое соблюдение нормативов экологической и санитарной защиты. На территории населенных пунктов (селитебной) разрешается сохранять и продолжать использование существующих и закрытых кладбищ – с погребальными урнами в результате кремации.
Подбором земельного участка для захоронений и его подготовкой занимаются городские службы (комитет по архитектуре совместно с представителями отдела жилищно-коммунального хозяйства). Проект должен быть согласован с экологической службой и санитарно-эпидемиологическими органами, утвержден и внесен в генеральный план развития соответствующего поселения на определенный период.
Генеральный план со временем устаревает, создание новых захоронений может быть запрещено, крематорий переоснащен, гидрогеологические условия воспрепятствуют распространению загрязнений.
Это означает, что изначально установленная СЗЗ может стать неактуальной и заинтересованные лица могут предложить ее сокращение.
Расстояние между кладбищем и частным жилым домом
Вопрос: Какое минимальное расстояние должно быть между старым жилым домом и новым кладбище в сельском поселение?
Ответ: Надо отметить, что расстояние от стен жилого дома до кладбища регламентируют несколько документов. Причем имеются в этих документах некоторые различия при установлении расстояний от стен жилых домов до некрополей различного типа.
Так в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» указывается, что для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 гасанитарно-защитная зона – расстояние до жилых домов должно быть не менее500 метров. Для кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью менее 20га –300 м, а закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища –50 м.
При этом в СНиП 2.07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», указывается, что расстояния от стен жилых домов до кладбища традиционного захоронения и после кремации (смешанного типа) следует принимать не менее300 метров. Кладбища для погребения после кремации не менее100 метров.
После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до100 метров. В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее100 метров(п.5.5*, СНиП 2.07.01-89*).
Поскольку первый документ более «свежий», то, я полагаю, надо им и руководствоваться.
Добавлено: 28.08.2013 14:58
Обсуждение вопроса на форуме:
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
Санитарно-защитная зона кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Если конкретное кладбище подходит под категорию, для которой необходимо выполнять проект санитарно-защитной зоны, то предварительно нужно определиться с исполнителем работ. Это первый и очень важный шаг к разработке не только грамотного проекта, но и получения качественной услуги, избавления от рутинной, сложной и многоэтапной работы.
Обязательно с исполнителем заключается договор. В документе прописываются основные пункты сотрудничества – сроки и стоимость выполнения работ, другие значимые условия.
Этапы получения санитарно-защитной зоны кладбища:
- передаются исходные данные от заказчика исполнителю, в том числе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, имеющиеся планы – генеральный, ситуационный, другая документация;
- выполняется инвентаризация места захоронения, как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
- разрабатывается проект обоснования размеров СЗЗ для кладбища, расчеты выполняются с применением действующих методических пособий и специальных программных средств;
- разработанный проект подается на утверждение в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» с целью получения от данной организации экспертного заключения;
- полученное заключение экспертов от ФБУЗ (ФБУН) и другая документация подается в Роспотребнадзор для получения санитарно-эпидемиологического заключения;
- осуществляются посезонные натурные исследования согласно плану-графику мониторинга на границе СЗЗ и передаются в лабораторию, которая имеет аккредитацию в данной сфере;
- составляется отчет «О подтверждении удовлетворительности или недостаточности первоначально установленной величины защитной зоны»;
- вновь документы подаются в Роспотребнадзор для получения согласования и Постановления «Об установлении размера санитарно-защитной зоны для кладбища» за подписью главного санитарного врача.
Прохождение всех этапов по проектированию, получению и утверждению санитарно-защитной зоны кладбища занимают длительный период. В связи с данным обстоятельством разработкой СЗЗ кладбищ занимаются компании, которые специализируются на инженерных изысканиях и, в частности, занимаются экологическими исследованиями и проектированием.
Иногда возникают ситуации, когда требуется сократить границы санитарно-защитной зоны места захоронения. Если ограничительная линия СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащей застройки жилыми и общественными зданиями, то необходимо выполнить расчеты. Это дает практическое обоснование, что на вновь очерченной границе санитарно-защитной зоны выдерживаются санитарные нормы согласно требованиям СН 2.2.4/2.1.8.562-96 по следующим показателям:
- качеству атмосферного воздуха;
- показателям звукового давления и уровня шума.
Также сократить СЗЗ представляется возможным, если площадь кладбища уменьшилась, то есть изменился класс опасности. Бывают случаи изменения профильной деятельности объекта.
Стоимость сокращения санитарно-защитной зоны мест погребения у разных компаний может варьироваться в широком диапазоне. Обычно в прайс-листе представлена базовая цена на комплексную услугу, с учетом того, что исходные данные представлены заказчиком. Исполнитель включает в стоимость осуществление следующих мероприятий:
- разработка проекта;
- согласование документации и получение экспертного заключения;
- составление отчета;
- получение требуемого Постановления.
Есть три случая, когда проведение работы по определению размеров и формы защитной зоны должны проводиться:
- При планировании и создании новых мест организованного погребения. Если план не обязателен, натурными измерениями проводится подтверждение этого факта.
- Расширение или модернизация объекта. Например, установка печи крематория на ранее действовавшем месте захоронений автоматически переводит его в высшие первый или второй классы опасности.
- В ответ на требования Роспотребнадзора. Они могут быть инициированы жалобами жильцов, проживающих рядом с объектом. В Роспотребнадзоре эти обращения проверяются, при необходимости делается запрос администрации места захоронения.
X. Требования к обращению с отходами
Производство химических реактивов. 6. Производство пластических масс из эфиров целлюлозы. 7. Производство корунда. 8. Производство бария и его соединений. 9. Производство ультрамарина. 10. Производство кормовых дрожжей и фурфурола из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза. 11. Производство никотина. 12. Производство синтетической камфары изомеризационным способом. 13.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанции не согласна.
Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.
Размещение мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, целесообразно производить на обособленных специализированных участках кладбища.
Сокращение границ СЗЗ для кладбища
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Санитарно-защитная зона ЛЭП по СанПиН
Линии, находящиеся под напряжением создают электромагнитные поля, являющиеся фактором воздействия на окружающую среду и организм человека. С целью уменьшения этого влияния вдоль ЛЭП устанавливаются санитарные разрывы, ширина которых связана с величиной напряжения. Санитарно-защитная зона по СанПиН устанавливается перпендикулярно по обе стороны от крайних проводов высоковольтных линий (с учетом их проекции на землю).
№ | Напряжение, кВ | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|
1. | 330 | 20 |
2. | 500 | 30 |
3. | 750 | 40 |
4. | 1150 | 55 |
Санитарно-защитная зона котельной
Размер СЗЗ для котельных установок по СанПиН в 2023 году определяется исходя из их тепловой мощности и типа топлива.
№ | Тепловая мощность, Гкал | Тип топлива | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|---|
1. | ≥200 | Мазутный, угольный | 500 (класс II) |
2. | ≥200 | Газо-мазутный (в качестве резервного), газовый | 300 (класс III) |
3. | Все виды топлива | 100 (класс IV) |
Каким кладбищам необходимо установление СЗЗ
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Сокращение границ СЗЗ для кладбища
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Какой должна быть величина санитарно защитной зоны (СЗЗ)?
Согласно разделу 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, установлено, что для кладбищ смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее гектар, санитарно-защитная зона составляет 100 м.
Таким образом, размер санитарно защитной зоны (СЗЗ) кладбища составляет 100 метров от границ земельного участка поставленного на государственный кадастровый учет (площадью 10 и менее гектар)
Стоимость постановка санитарно — защитной зоны СЗЗ на кадастровый учет кладбища? Со стоимостью услуг по установлению санитарно защитной зоны (СЗЗ) можете ознакомиться
Работаем на всей территории Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия, Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Забайкальский край, Ярославская область, г. Москва, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Республика Крым, Севастополь, город и космодром Байконур