Срочное социальное обслуживание
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срочное социальное обслуживание». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обеспечение условий и создание эффективной модели правового регулирования государственной социальной помощи нуждающимся гражданам является важнейшей проблемой современного этапа развития социальной политики Российского государства. Актуальность исследования проблем правового регулирования социальной помощи обусловлена конституционно провозглашенными целями (ст. 7 Конституции РФ) формирования социального государства и обеспечения каждому человеку достойной жизни.
Куда обращаться за срочными социальными услугами?
Чтобы получить срочные социальные услуги, необходимо обратиться:
- в центры социального обслуживания населения либо в региональные некоммерческие организации, крупные благотворительные фонды;
- в МФЦ;
- в Социальный фонд, который с 1 января 2023 года объединит Пенсионный фонд и Фонд социального страхования;
- в некоторых регионах можно подать заявление на региональном портале госуслуг. Для этого нужно зайти в раздел «соцподдержка» — «соцпомощь», выбрать услугу «признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании», затем в разделе «цель обращения» отметить формат «срочные социальные услуги».
Порядок организации социальных услуг получателям
Что касается законодательной базы в сфере социального обслуживания граждан РФ, то здесь действует Федеральный Закон (ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В положении определены все виды СУ, даны принципы и формы социального обслуживания, детально описан процесс их организации для граждан. Под термином технология предоставления социальных услуг подразумевается совокупность приемов и методов, которые применяют соц. службы для облегчения жизни нетрудоспособных гражданах.
В СУ для пожилых граждан входит не только обслуживание на дому, но и полу- или стационарное, а также срочная и консультативная помощь. Предварительно проводится деятельность по выявлению и учету граждан, нуждающихся в помощи. Дальнейший порядок и условия оказания социальных услуг состоит в:
Социальный работник должен содействовать ремонту жилья получателя СУ, обеспечению его дровами и водой, обработке приусадебного участка. В том случае, если пациент психически болен, зависим от алкоголя либо имеет тяжелые формы заболеваний, ему требуется лечение в специализированных учреждениях.
Порядок предоставления социальных услуг в стационарной форме пожилым гражданам и инвалидам состоит в обеспечении их:
Такую помощь обеспечивают дома престарелых, интернаты для пожилых, современные геронтологические центры.
Социальное обслуживание: понятие, принципы, формы
Социальное обслуживание рассматривается в двух аспектах, которые связаны между собой: экономическом и правовом. Услуга, предоставляемая в рамках социального обслуживания является одним из видов потребительской стоимости и не влияет на благосостояние людей.
Можно выделить материальные и нематериальные услуги. К материальным услугам относятся: транспорт, связь, торговля и т.д.. К нематериальным услугам относятся: просвещение, здравоохранение, искусство, кредитование, страхование.
В словаре социальной работы социальное обслуживание определяется так:
Федеральный закон “Об основах социального обслуживания в Российской Федерации” дает следующее определение:
Понятие “социальная услуга” трактуется как деятельность по оказанию помощи клиентам социальной службы, то есть гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание предоставляет услуги в неденежной форме. Граждане, которые не в состоянии себя обслуживать в силу солидного возраста, нуждаются прежде всего в тех услугах, которые обеспечивают их жизнедеятельность: питание, уход. Свою жизнь они не могут организовать без помощи.
Особенностью социальной услуги является и то, что она не только направлена на преодоление тяжелых жизненных обстоятельств, но и на их прогнозирование и предупреждение.
Социальная услуга направлена на удовлетворение потребностей человека, на помощь в решении образовавшихся проблем, их прогнозирование и предупреждение
Срочные социальные услуги
Предоставление экстренных соцуслуг позволяет решить проблему заявителя и частично вернуть ему то положение, что было до возникновения кризисной ситуации. Поддержка реализуется в единоразовой форме.
Неотложный характер помощи определяется исходя из личной ситуации нуждающегося. Для подтверждения ТЖС заявителю нужно представить доказательства:
- временного ухудшения материального положения, произошедшего из-за утраты средств, документов, имущества;
- наличия тяжелого заболевания, вызвавшего временную нетрудоспособность.
Предоставление поддержки со стороны государства осуществляется с учетом кризисной ситуации человека. Гражданин может рассчитывать на преференции, если орган установит следующие факты:
- истощение, вызванное недоеданием;
- одежда, которую человек носит, подобрана не по сезону (росту, размеру) или имеет серьезные дефекты;
- заявителю некуда пойти, а выбранное место для ночлега не позволяет полноценно отдохнуть и выспаться;
- права и интересы обратившегося ущемлены третьими лицами;
- гражданин находится в состоянии стресса, страха, психологической подавленности и склонен к попыткам суицида.
В перечень срочных соцуслуг включаются следующие меры:
- обеспечение безвозмездным питанием (продуктовыми наборами);
- предоставление одежды, предметов гигиены, обуви, иных вещей первой необходимости;
- оказание содействия в получении жилплощади (во временное пользование);
- проведение консультаций по правовым вопросам;
- привлечение психолога, священнослужителя.
Важно! Чтобы получить экстренную помощь заявителю требуется составить прошение. К нему прикладывается собранная документация, свидетельствующая о наличии ТЖС. Пакет представляется ОСЗН, расположенному по месту жительства.
Стационарные учреждения
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты, проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей и в стационарных учреждениях. Дома-интернаты предоставляют возможность престарелым и инвалидам находиться там не только постоянно, но и временно, в них вводится недельное и дневное пребывание. С появлением центров социального обслуживания, реабилитационных центров, отделений социальной помощи на дому и дневного пребывания несколько изменяются функции, объем и некоторые аспекты деятельности стационарных учреждений. Характерно, что на протяжении длительного периода в стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов при увеличении численности и доли престарелых.
Так, на начало 1975 года в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых и инвалидов, в которых проживало более 200 тысяч человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилось 261 тысяча человек. Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому нетрудоспособным гражданам, но, вместе с тем, и строительство новых домов-интернатов шло очень медленно из-за недостаточного выделения денежных средств и ряда других причин. В настоящее время в системе социальной защиты населения действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов.
Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Практика показывает, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга и т.д. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых людей к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов и др. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих пожилых людей, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга и т.п. Все это имеет важное значение для создания нормального морально психологического климата, особенно при расселении людей на постоянное место жительства и предотвращения возможных конфликтных ситуаций.
Однако, функционирование домов-интернатов как одной из основных стационарных форм социального обслуживания престарелых связано с целым рядом серьезных проблем. Среди них: степень удовлетворения потребности в домах-интернатах, качество обслуживания в них, создание сопутствующих условий для проживания и др. С одной стороны, в целом ряде территорий РФ сохраняется очередь престарелых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания (в последние десять лет очередь сохранялась на уровне 18-21 тысячи человек, хотя все же с созданием ЦСО наблюдается некоторое сокращение), с другой же стороны, пожилые люди все больше проявляют желание жить в привычной для них домашней обстановке.
Изменения, происходящие в жизни общества в связи с переходом к рыночным отношениям, потребовали внесения изменений в имеющиеся правовые документы о доме-интернате, специальном доме-интернате и принятия новых, а также подготовки нормативных документов о домах ночного пребывания, о доме (отделении) сестринского ухода, о центре социальной адаптации для трудоспособных лиц без определенного места жительства, об опорном доме-интернате, о территориальном объединении социального обслуживания престарелых. Ученые и практики вносят различные предложения о совершенствовании и перспективных формах домов-интернатов.
Некоторые из них считают, что необходим системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым и инвалидам, ее дифференциация и интеграция, специализация коечного фонда, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей, создание на базе домов-интернатов учреждений и отделений сестринского ухода и т.д. Все это позволит улучшить помощь престарелым и инвалидам, более эффективно использовать и осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственно обеспечение, вести реконструкцию существующих новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
Срочные денежные отчисления
Вдобавок к НСУ, предусмотренных федеральным законодательством, регионы принимают свои акты, предполагающие финансовую помощь. Например, соответствующие документы имеются в Московской области и СПб. Размер преференций превышает стандартные отчисления, предоставляемые ОСЗН. Так, в МО выплаты могут достигать 50 тыс. рублей на человека (закон МО № 31/2015). Деньги выделяются на всех пострадавших в равной сумме. Если заявителями, оказавшимися в ТЖС, стала семья, то один из ее членов может подать письменное прошение об отказе от денег в пользу близкого.
Согласно нормативным правовым актам СПб решение о предоставлении экстренной денежной выплаты принимается Администрацией города. Однако если проблема требует выделения более 100 тыс. рублей, то вопрос рассматривается Комитетом по соцполитике Санкт-Петербурга. Срочные выплаты предоставляются в форме пособия и компенсации.
Обязанности социального работника
Круг бытовых дел, которые может выполнять социальный работник, достаточно широк. Должностные обязанности социального работника в каждой конкретной ситуации зависят от насущной необходимости и степени самостоятельности подопечного. Перечислим основные обязанности:
- Покупка продуктов или горячей еды в ближайших магазинах или на ближайших предприятиях питания.
- Приготовление пищи. При необходимости – помощь в ее употреблении (если состояние здоровья подопечного этого требует).
- Доставка воды в тех случаях, когда нет центрального водоснабжения или вода оттуда непригодна для питья, топка печей, покупка топлива.
- Помощь в уборке квартиры. В случае необходимости – организация ремонта.
- Забота об одежде: сдача в стирку, химчистку и ремонт.
- Оплата жилья и коммунальных услуг.
- Покупка и доставка книг, газет, журналов, помощь в отправке писем.
- Помощь в организации посещения культурных мероприятий – кино, театров, выставок. В случае необходимости сопровождение на такие мероприятия.
- Санитарно-медицинская и санитарно-гигиеническая помощь.
- Помощь в получении образования и устройстве на работу.
- Помощь в получении путевок в санатории, на лечение, оказание содействия в организации таких поездок.
- Правовая поддержка (помощь в оформлении документов, получении услуг адвоката и т. д.).
- Психологическая поддержка.
Если это необходимо, социальный работник может выполнять и другие обязанности:
- Оказание экстренной доврачебной помощи.
- Наблюдение за состоянием здоровья.
- Выполнение некоторых медицинских процедур.
- Кормление.
Для кого именно предусмотрена социальная помощь на дому
Сотрудники социальной службы берут под свою опеку:
— женщин от 55 лет; — мужчин от 60 лет;
Специалисты должны безоговорочно выполнять свои обязанности в отношении пожилых людей, действительно нуждающихся в помощи со стороны. Социальная помощь на дому предназначена для граждан, которые не могут за собой ухаживать.
Заключение о предоставлении пенсионерам такой помощи выдается на основании обследования специальной комиссии. Комиссия при рассмотрении дела может вынести вердикт «отказать» в получении социальной помощи на дому. Отказ может прозвучать на основании:
- психического заболевания, которое представляет собой опасность для жизни социального служащего;
- злоупотребления алкогольсодержащими напитками;
- употребления наркотических веществ;
- заболеваний, относящихся к карантинным, а также венерических;
- диагноза «туберкулез» и подобных, которые лечатся в учреждениях закрытого типа.
Нередко социальные службы не могут вовремя оказать помощь из-за большой загруженности своих работников или вследствие того, что обратившийся пенсионер не имеет определенного места жительства. В судебном порядке решается вопрос об определении пожилого гражданина в специальные учреждения, где ему окажут помощь в лечении или предоставлении постоянного места жительства. Такие вопросы решаются и без привлечения судебных органов — если человек одинокий или по согласованию с родственниками. Также этим правом могут воспользоваться инвалиды с нарушением двигательных функций и ограничением самообслуживания.
Какие документы требуются
В центре необходимо заполнить стандартное заявление по установленному образцу. При необходимости работник соцслужбы помогает в этом. Затем обратившийся за помощью престарелый человек должен принести следующие документы:
- паспорт (оригинал и копия);
- выписку о прописке (выдает паспортный стол по месту жительства);
- удостоверение об инвалидности либо другой документ, подтверждающий право на соц. помощь;
- медсправку о состоянии здоровья (заверяется главврачом лечебного учреждения) и программу о реабилитации, если есть такая;
- доверенность на того человека, который занимается оформлением соцпомощи в случае, если сам нуждающийся не в состоянии это сделать;
- справку о доходах, которые облагаются налогами (если пенсионер таковые имеет дополнительно к пенсии).
Собрать все документы — вроде просто, но на практике не всегда получается быстро оформить социальную помощь на дому. Кроме того, в территориальных центрах — постоянная нехватка кадров, рассмотрение заявлений задерживается или не всегда рассматривается по существу вопроса А инвалиды и пожилые граждане не могут ждать, поэтому нередко они (или их родственники) обращаются в пансионат в Одинцовском районе для пожилых с круглосуточным наблюдением и индивидуальным уходом за престарелыми людьми. Как правило, в таких учреждениях на высоком уровне организована работа с пожилыми людьми, созданы все условия для комфортного проживания; есть свой штат медицинских работников, присматривающих за пожилыми пациентами.
Напомним, что в каждом регионе вносятся определенные коррективы в Законодательство об оказании социальных услуг. Поэтому, чтобы не вводить вас в заблуждение, не будем указывать фиксированные суммы за оказание социальной помощи. Единственное, что можно попытаться сделать – сориентировать вас на следующих примерах.
Допустим, ваш доход – 10 000 рублей, а величина среднедушевого дохода жителя вашего региона – 8 000 рублей. При этом плата за предоставление социальных услуг не может превышать 50 % от разницы между вашим доходом и среднедушевым доходом жителя региона (ФЗ № 442).
В итоге у нас получается вот такая формула:
(10 000 – 8 000) х 50% = 1 000.
Значит, оплата социальных услуг на дому обойдется вам в 1 000 рублей в месяц.
Ситуация, при которой требуется уход в условиях стационара, выглядит несколько по-иному. Здесь речь идет уже о 75% от вашего дохода, то есть:
10 000 х 75% = 7 500
Не забывайте, что размер вашего дохода имеет значение при условии, что вы одиноки. Если совместно с вами проживают близкие с приличными зарплатами, то социальные услуги будут оплачиваться совершенно по другим тарифам.
Как оформить приход соцработники на дом
strong>Шаг 1. Подать заявление в органы соцзащиты лично или через представителя. К заявлению нужно приложить документ, подтверждающий нуждаемость в социальной помощи на дому. Например, таким подтверждением может быть справка МСЭ об установлении инвалидности.
Шаг 2. Соцработники расскажут, какие услуги и по каким тарифам могут быть оказаны, проинформируют о возможности получить услуги бесплатно. Если какие-то документы нужно предоставить дополнительно, вас проинформируют.
Шаг 3. Соцзащита принимает решение о предоставлении социального обслуживания на дому получателю социальных услуг либо решения об отказе в предоставлении социальных услуг на дому. Об этом решении вас уведомят.
Шаг 4. Если принято положительное решение, для нуждающегося составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг.
Шаг 5. Заключение договора о предоставлении социальных услуг.
Шаг 6. Получение обслуживания на дому.
Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому предоставляются бесплатно:
- несовершеннолетним детям;
- лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
- иным категориям граждан, определенным нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
гражданам, чей доход если на дату обращения ниже или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации.
Социальные услуги на дому предоставляются за плату или частичную плату, если на дату обращения среднедушевой доход превышает предельную величину среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленную законом субъекта Российской Федерации.
По желанию получателя помощи могут быть оказаны дополнительные услуги, сверх социальной нормы, за дополнительную плату. Тарифы на социальные услуги устанавливаются на уровне региона.
«Соцзащита нам ничего не предоставила, мы искали коляску на “Авито”»: как получить средства реабилитации и что делать, если их не выдают?
Астрид: «У мамы диабет плюс очень сильно болят суставы, тазобедренный и коленные почти разрушены. Мы тут один раз дошли до душа, но на это ушло полтора часа, только на дорогу.
Она могла с большим трудом дойти до туалета, но потом не могла встать, ей было и сидеть больно, и встать она не могла.
Мне мой друг помог сделать такую секцию из гипрока, куда мы поставили специальную кровать, у которой поднимается спинка, — нашли на “Авито”. Нужен был специальный матрас, куча приблуд, с которыми я не сталкивалась раньше.
Соцзащита нам ничего не дала, я даже туалет доставала через “Каритас” [католическая благотворительная организация], я просто работала там и знаю, что у “Каритас” есть патронажная служба. Они к нам приезжали, дали нам памперсы бесплатные и прикроватный туалет. Это офигенная штука, это просто нас выручило. Мама не может на него садиться, но она в него сливает свои баночки. Соцзащита нам ничего не предоставила, коляску мы искали на “Авито”».
Государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Кто может получить бесплатную юридическую консультацию
Все граждане, которые признаны малоимущими, могут получить бесплатную юридическую поддержку. Обращаться можно в любую юридическую контору, предоставив соответствующую справку, подтверждающую статус гражданина.
Помощь оказывается только в рамках первичной консультации иные дополнительные услуги требуется оплачивать в соответствии с прайсом конкретно взятой компании:
- ведение дела в суде;
- подготовка документов в различные инстанции;
- составление иска;
- представительство интересов клиента в государственных структурах.
Тем, кто претендует на предоставление социальных услуг на регулярной основе, следует знать, с чем реально будет связано их получение.
Услуги полустационарного социального обслуживания предоставляются специалистами и специальными работниками территориальных комплексных центров социального обслуживания, при которых и организуются дневные и (или) ночные отделения для нуждающихся. Курируются эти отделения органами социальной защиты населения.
Вы, конечно, помните об установлении определенного временного периода, в течение которого вы можете быть «жителем» отделения полустационарного социального обслуживания. О пожизненном в них проживании речь не идет.
Предоставление полустационарного социального обслуживания может быть для вас как бесплатным (на определенные виды услуг), так и платным. Сумма оплаты за социальные услуги связана с подушевым финансированием, устанавливаемым в каждом регионе РФ. Подушевое же финансирование зависит от суммы прожиточного минимума, установленной в регионе вашего проживания.
Отделения комплексных центров социального обслуживания могут предоставлять нуждающимся гражданам социальные услуги «с доставкой на дом».
Полустационарное социальное обслуживание на дому предоставляется получателям социальных услуг либо на определенный временной промежуток (до полу-года), либо бессрочно.
Особенности:
- Этот вид услуг могут выбрать те пенсионеры или инвалиды, которым необходима посторонняя помощь только в некоторых сферах, но в целом они вполне справляются с домашними делами. У таких получателей социальных услуг могут быть определенные сложности с самообслуживанием, поэтому они, нуждаясь в помощи социальных работников и специалистов по социальной работе, выбирают набор общих услуг (комплексных).
- Также на дому могут предоставляться социально-медицинские услуги при условии наличия социально-медицинского отделения в составе комплексного центра социального обслуживания населения. Это обусловлено тем, что лица преклонного возраста и инвалиды, нуждающиеся в данном виде обслуживания, могут иметь заболевания, при которых необходим именно социальный работник с медицинским образованием. Это такие заболевания, как: психические нарушения, но в стадии ремиссии; туберкулез в закрытой форме; онкология в последней стадии.
- Законодательством предусмотрены обстоятельства и заболевания, при которых предоставление социально-медицинских услуг невозможно. Документ, подтверждающий наличие данного заболевания, подписывается представителем управления социальной защиты и ВКК лечебного учреждения.
Что касается других социальных услуг, предоставляемых на дому, то они перечислены выше, в главе «Чем вам помогут». Однако следует учитывать наличие или отсутствие в штатном расписании комплексного центра социального обслуживания специалистов, компетентных в указанных областях.