Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц

29.09.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 51 ГК РФ. Государственная регистрация юридических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется. Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.

Если вы уверены, что ФНС отказала вам незаконно, обжалуйте решение в 3-х месячный срок. Сначала подаете жалобу в вышестоящую инспекцию, которая должна ответить вам в течение 15 рабочих дней. Если ответ вас не устроит, можете писать жалобу в Центральный аппарат ФНС. Последней инстанцией в этом списке будет суд.

Что делать в случае отказа в регистрации ООО

Закон предусматривает обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, поэтому если вы уверены в своей правоте, то можете начать эту процедуру.

Сначала надо обратиться с жалобой в вышестоящую налоговую инспекцию, которая в течение 15 рабочих дней должна дать на нее ответ. Если этот ответ вас не удовлетворил, вы вправе обратиться в Центральный аппарат ФНС, а затем в суд.

Подробнее о том, как провести обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица, можно узнать в главе VIII.1. закона № 129-ФЗ. Минимальные сроки до вынесения первого судебного решения по обжалованию отказа составляют не менее трех месяцев. Учитывая такие длительные сроки, заявители редко обращаются в суд, если им надо быстро зарегистрировать ООО.

Закон «О регистрации» № 129-ФЗ позволяет заявителю в течение трех месяцев после отказа подать документы заново, не уплачивая повторно пошлину.

Правда, сделать это можно только один раз, и если в решении об отказе указаны пп. «а» или «ц» п. 1 статьи 23 закона «О регистрации». При этом необязательно заново подавать все регистрационные документы, достаточно представить только те, в которых была допущена ошибка.

Комментарии к ст. 51 ГК РФ

Государственная регистрация юридических лиц — это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных предусмотренных законодательством сведений о юридических лицах.

Государственная регистрация производится в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Осуществление государственной регистрации возложено на органы Федеральной налоговой службы (регистрирующий орган).

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

— решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ;

— учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

— выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

— документ об уплате государственной пошлины.

Размер государственной пошлины, подлежащей уплате за государственную регистрацию юридического лица, установлен пунктом 1 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ в сумме две тысячи рублей.

Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Читайте также:  Частным клиентам

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица:

— руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;

— учредитель (учредители) юридического лица при его создании;

— руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;

— конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;

— иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных федеральным законом. Нотариальное удостоверение документов, представляемых при государственной регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр. Основанием внесения записи в реестр является принятое регистрирующим органом решение о государственной регистрации.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в соответствующий государственный реестр.

Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, сведения, содержащиеся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в качестве страхователей.

Основания отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Таковыми являются:

— непредставление необходимых для государственной регистрации документов;

— представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган;

— наличие в Едином государственном реестре юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (в этом случае не может быть зарегистрировано новое юридическое лицо, создаваемое в порядке реорганизации юридического лица, в отношении которого осуществляется процедура ликвидации).

Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, рассматриваемые в качестве таких оснований.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

Официальные основания отказа в госрегистрации

Список оснований для отказа в регистрации юридического лица, который приведен в статье 23 закона № 129, является закрытым, т.е. не допускает наличия каких-то еще не указанных в нем причин. Проблема заключается в том, что эти основания трактуются налоговыми инспекторами не совсем однозначно.

Например, первое основание для отказа в законе называется — «непредставление заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов». Однако, здесь имеется в виду не только ситуация, когда заявление Р11001 или другой обязательный документ не были фактически поданы, но и любые ошибки и неточности в их оформлении.

Чтобы снизить риски отказов в государственной регистрации юридических лиц, предлагаем подробнее разобраться в их самых частых причинах.

Как избежать отказа в государственной регистрации организации?

Нередки случаи, когда государственная регистрация фирмы заканчивается не так, как хотелось бы. Уполномоченный орган при создании компании может отказать в регистрации. А это лишняя трата времени и денег. Чтобы этого не допустить, стоит еще на этапе подготовки документов все тщательно проверить и исключить все возможные причины отказа. А еще лучше обратиться к нашему адвокату за квалифицированной помощью, чтобы все прошло быстро и с минимальными финансовыми затратами.

Для того, чтобы зарегистрировать организацию с первого раза, необходимо придерживаться следующих правил:

  • сведения, указанные в документах должны соответствовать действительности
  • должны быть проставлены все необходимые подписи и печати в нужных местах
  • не должно быть опечаток и исправлений
  • учредители и руководитель фирмы должны быть реальными людьми, имеющими право создавать организацию. На сайте налоговой есть списки лиц, которым запрещено заниматься предпринимательством
  • проверьте наличие всего комплекта документов
  • при заполнении заявления будьте предельно внимательны. Лучше несколько раз перепроверьте правильность внесенных данных
  • бланк заявления лучше взять на сайте ИФНС. Там же скачиваете программу для его заполнения
  • виды деятельности должны соответствовать действующему законодательству
  • проверяйте реквизиты для оплаты госпошлины, особенно это касается КБК
  • обязательно соблюдайте нотариальную форму документа
  • тщательно выбирайте наименование фирмы

Помощь в создании ООО

Учитывая возможные риски, повторные расходы и затраты личного времени советуем Вам обращаться в специализированные компании. Например в компанию БУХпрофи, где опытные юристы регулярно отслеживают все изменения в законодательстве, что позволяет создать ООО с гарантией от отказов. Стоимость 7 000 рублей, включая все расходы, онлайн-подачу на регистрацию, печать и подготовку полного пакета документов для налоговой и банка, без дополнительных платежей!!!

Читайте также:  Детское пособие малоимущим семьям

Чтобы приступить к регистрации ООО скачайте анкету, заполните и пришлите нам. Наш специалист подберет требуемые коды ОКВЭД и пришлет вам на согласование, далее подготовит все требуемые документы и согласует с вами время встречи. Получить консультацию можно по телефонам: 8(495) 150-34-22 или 8(985) 727-83-30

Минимум Вашего участия, без дополнительных платежей и всего за пять дней мы откроем Вам ООО!!!

Что указывается в законе об отказах

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрация ООО может не состояться в следующих случаях:

  • представления на регистрацию неполного комплекта документов;
  • представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Но несмотря на это, налоговая инспекция (особенно этим страдает МИ ФНС №46 по г. Москве) может выдать отказ в регистрации по следующим основаниям:

  1. в случае несоответствия фирменного наименования требованиям Гражданского Кодекса Российской Федерации;
  2. отсутствие дат на учредительных документах (в этом случае налоговики считают, что данный документ не предоставлен);
  3. в случае указание недействительных паспортных данных учредителей и директора по результатам проверки паспортных данных.
  4. в случае предоставления недостоверных данных о юридическом адресе (МИ ФНС №46 по г. Москве «поверяет» юридические адреса).

Кроме того, налоговики проводят проверку предоставленных на регистрацию учредительных документов на соответствие действующему законодательству. При обнаружении грубой ошибки выдается отказ.

О совершенствовании регистрационного законодательства

Совершенствование регистрационного законодательства в направлении усиления контроля государства за законностью создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц, установления полноценной юридической проверки представленных заявителем документов является своевременным и необходимым. Очевидно, что оно должно быть комплексным, учитывающим взаимосвязь различных норм законодательства о государственной регистрации. Поэтому основания для отказа в государственной регистрации юридических лиц должны быть сформулированы таким образом, чтобы в них были учтены результаты проведенной в отношении регистрируемого юридического лица проверки представленных документов. Иными словами, в них должно получить отражение выявление регистрирующим органом нарушений, обнаруженных в ходе проведения такой проверки.

Например, согласно ст. L.123-2 Коммерческого кодекса Франции от 18 сентября 2000 г. [6] не подлежит включению в Реестр коммерсантов и товариществ лицо, если оно не отвечает требованиям, необходимым для осуществления им своей деятельности.

В соответствии с § 38 Закона Германии об акционерных обществах от 6 сентября 1965 г. [7] суд отказывает в государственной регистрации акционерного общества в случаях нарушения надлежащего порядка создания общества и подачи заявления о регистрации, неисполнения обязанности по формированию имущественной основы, несоответствия устава закону и т.п.

Показательно в этом отношении и законодательство близких по развитию к России государств — участников СНГ .

Процедура смены места нахождения юридического лица

C 1 января 2016 г. изменяется процедура смены места нахождения юридического лица. Пошаговый алгоритм такой процедуры изложен в п.6 ст.17 Закона №129-ФЗ. К заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения, должно быть приложено данное решение.

1 шаг. В регистрирующий орган по прежнему месту регистрации в течение трех рабочих дней после дня принятия данного решения представляются заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.

Регистрирующий орган («старая» налоговая инспекция) вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ и направляет пакет документов по данному юридическому лицу в регистрирующий орган, находящийся по новому адресу.

СМЕНА ЮР. АДРЕСА ООО

2 шаг. По истечении двадцати дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении адреса юридического лица, в регистрирующий орган по новому месту нахождению юридического лица, предоставляется соответствующий пакет документов, подтверждающий нахождение организации по новому адресу (например, договор аренды).

С этого периода налоговой инспекцией по новому месту нахождения юридического лица проводится процедура проверки достоверности сведений. Алгоритм действий регистрирующего органа при обнаружении недостоверных сведений изложен выше (при наличии сомнений регистрация может быть приостановлена на срок не более одного месяца).

По истечению указанных сроков государственная регистрация изменения места нахождения юридического лица осуществляется регистрирующим органом по новому месту нахождения юридического лица (п.1 ст.18 Закона №129-ФЗ).

Вводя новые усложненные правила, законодатель сделал исключения для изменения места нахождения юридического лица по домашнему адресу. В прежнем порядке (в недельный срок) регистрируются изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом юридического лица будет являться адрес места жительства участника общества с ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, либо адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Изменение уголовной ответственности. Понятие «подставного лица»

Законом №67-ФЗ изменена уголовная ответственность за регистрацию юридических лиц через подставных лиц. Само понятие «подставное лицо» также претерпело изменение.

Под подставными лицами понимаются лица, которые являются учредителями (участниками) юридического лица или органами управления юридического лица и путем введения в заблуждение либо без ведома которых были внесены данные о них в ЕГРЮЛ, а также лица, которые являются органами управления юридического лица, у которых отсутствует цель управления юридическим лицом (ст.173.1 УК РФ).

Читайте также:  Как сняться с учета у нарколога без проблем

Расширив понятие «подставных лиц», законодатель не определил четкие критерии, по которым будет определяться наличие либо отсутствие цели управления юридическим лицом.

Уголовно наказуемым преступлением считается образование (создание, реорганизация) юридического лица и внесение изменений в ЕГРЮЛ через подставных лиц, которое карается штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.1 ст.173.1 УК РФ).

Усиливается ответственность за незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица. Так, предоставление документа, удостоверяющего личность, или выдача доверенности, если эти действия совершены для внесения в ЕГРЮЛ сведений о подставном лице наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет (п.1 ст.173.2 УК РФ).

А приобретение документа, удостоверяющего личность, или использование персональных данных, полученных незаконным путем для регистрации юридического лица наказываются штрафом в размере от трехсот до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок (п.2 ст.173.2 УК РФ).

Данная норма также действует с 31.03.2015 г.

Таким образом, предоставление и приобретение документов с целью регистрации юридического лица через подставное лицо в любом случае будет считаться преступлением, за которое предусмотрены реальные сроки лишения свободы.

  • Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
  • Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
  • Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.

Статья 25. Ответственность заявителя и (или) юридического лица, индивидуального предпринимателя за неправомерные действия

1. За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

2. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

3. Регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.

Отказ в регистрации юридического лица за систематическое сообщение заявителем заведомо ложных сведений. Нет такого основания? Все равно откажем!

К моему доверителю, допрошенному в качестве свидетеля по одному очень важному для местной налоговой инспекции — регистрационного центра уголовному делу у регистрирующего органа возникло внимательное и предвзятое отношение (Фальсификация ЕГРЮЛ при подаче на государственную регистрацию документов о создании юридического лица. Заявитель — свидетель.).

Доверитель за время работы «на дядю» приобрел достаточный опыт и связи, позволяющие вести деятельность самостоятельно и решил обратиться в регистрирующий орган за получением государственной услуги по государственной регистрации создаваемого юридического лица, планируя самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию консультационных, в том числе, юридических услуг.

  • Решение об отказе в регистрации является процессуальным решением и может быть вынесено только после официального представления документов в налоговый орган. Если документы представлены для предварительного изучения и консультирования относительно осуществления регистрационных мероприятий, основания для вынесения отказа отсутствуют.
  • Решение об отказе влечет прекращение процедуры проверки и оформления представленных документов, за исключением случаев, прямо предусмотренных законодательством. После вынесения решения оно подлежит направлению заявителю, одновременно возвращаются все документы юридического лица, представленные для регистрации.
  • Процессуальное решение о невозможности продолжения регистрации могут выносить должностные лица ФНС. Подписание и утверждение решения об отказе ненадлежащим лицом влечет основания для признания его незаконным. Также в данном документе обязательно должны указываться основания для вынесения отказа со ссылкой на конкретное нарушение нормы законодательства.


Похожие записи: