Ранее учтенные земельные участки и порядок их постановки на кадастровый учет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ранее учтенные земельные участки и порядок их постановки на кадастровый учет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ранее учтенные объекты недвижимости — это имущество, права собственности и кадастровый учет которых проводился до 2008 года. Также к этой категории относятся объекты, не стоящие на госучете, но с зарегистрированными имущественными правами.
Как подаются дополнительные сведения о землях
Если изменились те или иные параметры ЗУ, то следует обновить данные в ЕГРН. Подача дополнительных сведений производится в зависимости от того, о каких изменениях идет речь.
Как правило, дополнительные сведения касаются:
- адреса или местоположения ЗУ;
- его площади;
- ландшафта ЗУ (появления, исчезновения природных или других объектов);
- категории или вида разрешенного использования;
- стоимости;
- изменения права собственности либо ограничения прав.
Документы подаются в местное отделение МФЦ или в Кадастровую палату. Можно прийти лично или отправить документы через Интернет либо почту России. Обратиться вправе или сам собственник, или его доверенное лицо.
Перечислим документы, которые следует предоставить:
- заявление;
- документы на право собственности;
- документ, содержащий данные об изменениях.
Установление границ (уточнение)
Обновленное законодательство, касающееся вопроса учета земельных участков, предусматривает необходимость межевания, то есть установления или уточнения границ надела.
Это требуется для полноценного отражения сведений о каждом участке, переданном во владении гражданам. Соответственно, те наделы, что не были объектом межевания, должны быть подвергнуты такой процедуре.
Почему это важно? Если границы земельного участка не установлены, существует риск незаконного захвата территории и пользования участком лицами, не имеющими на это прав. Кроме того, неправильно обозначенные границы могут повлечь за собой неверные расчеты при выставлении счета за надел.
Запомните! Чтобы определить границы участка, потребуется провести кадастровые работы, а именно межевание. Определяются точные координаты участка за счет документов на землю. Если таковые отсутствуют, то условно устанавливаются пределы территории, за которой был закреплен тот или иной искусственный объект.
При этом срок такого закрепления не должен быть меньше пятнадцати лет. Именно указанные объекты позволят примерно определить границы надела.
Соответственно, уточнение границ участка будет проходить в случае, когда в кадастре отсутствуют сведения о точках и координатах объекта, либо когда сведения были предоставлены с низкой точностью, или границы одного надела пересекают границы другого, что не допускается в вопросе землепользования.
Установление границ (уточнение)
Обновленное законодательство, касающееся вопроса учета земельных участков, предусматривает необходимость межевания, то есть установления или уточнения границ надела.
Это требуется для полноценного отражения сведений о каждом участке, переданном во владении гражданам. Соответственно, те наделы, что не были объектом межевания, должны быть подвергнуты такой процедуре.
Почему это важно? Если границы земельного участка не установлены, существует риск незаконного захвата территории и пользования участком лицами, не имеющими на это прав. Кроме того, неправильно обозначенные границы могут повлечь за собой неверные расчеты при выставлении счета за надел.
Запомните! Чтобы определить границы участка, потребуется провести кадастровые работы, а именно межевание. Определяются точные координаты участка за счет документов на землю. Если таковые отсутствуют, то условно устанавливаются пределы территории, за которой был закреплен тот или иной искусственный объект.
При этом срок такого закрепления не должен быть меньше пятнадцати лет. Именно указанные объекты позволят примерно определить границы надела.
Соответственно, уточнение границ участка будет проходить в случае, когда в кадастре отсутствуют сведения о точках и координатах объекта, либо когда сведения были предоставлены с низкой точностью, или границы одного надела пересекают границы другого, что не допускается в вопросе землепользования.
Новое в получении сведений из ЕГРН
ВОПРОС/СИТУАЦИЯ |
НОВОЕ/ЧТО ИЗМЕНИЛИ, УТОЧНИЛИ |
Кто официально предоставляет сведения из ЕГРЮЛ | Теперь закреплено, что сведения из реестра предоставляет Федеральная кадастровая палата (ФКП) Росреестра |
В какой форме запрашивать сведения | Страховые и кредитные организации обязаны запрашивать сведения из ЕГРН только в электронной форме |
На какую дату актуальны сведения в выписке из ЕГРН | Сведения о кадастровой стоимости актуальны на дату, указанную в запросе.
Иные сведения — на дату подписания выписки сотрудником Росреестра. До 30.04.2021 было установлено, что сведения актуальны на момент выдачи выписки. |
Получение сведений ЕГРН через МФЦ | МФЦ должен переслать запрос в течение 1 рабочего дня (а не 2-х, как ранее).
Подготовленные сведения орган регистрации прав передает в МФЦ в течение 1 рабочего дня с момента их подписания (ранее – 2 раб. дня с момента передачи запроса от МФЦ). |
Получение акта согласования местоположения границ земельных участков | Копию акта из межевого плана могут получить:
|
Получение сведений ЕГРН арбитражными управляющими | С 30.04.2021 могут бесплатно получить не только сами арбитражные управляющие, но и те, кому они выдали доверенность.
Сведения можно бесплатно получить:
|
Запрет продажи выписок из ЕГРН | Никто не вправе передавать третьим лицам за плату выписки из ЕГРН. Запрещены неофициальные сайты и мобильные приложения, с помощью которых можно получать выписки ЕГРН.
Распоряжаться информацией, в которой есть сведения из ЕГРН, можно свободно, если она отвечает следующим требованиям:
|
Действующее законодательство предусматривает необходимость межевания, то есть установления точных границ земельных участков. Это необходимо для полноценности и корректности сведений, вносимых в реестр. Соответственно, земли, границы которых не установлены, обязательно подвергаются этой процедуре.
Зачем это нужно? Дело в том, что, если границы не установлены, то есть риск незаконного захвата территории и пользования участка лицом, не имеющим на это права. Кроме того, некорректное определение границ влечет за собой неверный расчет земельного налога и других выплат.
Межевание проводится кадастровыми инженерами. Они выезжают на место и определяют точные границы участка. При этом обязательно учитываются смежные наделы и их параметры. По итогам проведения работ подготавливается межевой план и акт о совместимости и согласованности координат с соседними земельными участками, а данные вносятся в ЕГРН (Единый государственный реестр недвижимости).
Процедуру можно начать, обратившись в Росреестр или МФЦ. Для этого потребуется подготовить документы, подтверждающие право на владение земельным участком.
Несмотря на то, что наличие раннее учтенного участка предполагает присутствие сведений о нем в реестре, такое бывает не всегда. Когда сведений нет, требуется повторная проверка и уточнение границ территории.
Законодательством установлены случаи, при которых не обойтись без межевания для установления границ:
- Полное отсутствие информации о земельном наделе в каких-либо реестрах.
- Низкая точность существующих сведений об участке в соответствии с принятыми нормативами.
В некоторых случаях допускается проведение упрощенной процедуры. Это возможно, если площадь земли не была скорректирована с течением времени. Если какие-либо изменения есть, не обойтись без межевания и согласования результатов с соседями.
Для того чтобы внести данные в Росреестр сначала нужно сформировать пакет документов для обращения в Кадастровую палату. Важно, чтобы в инстанцию была представлена полная информация и в ней отсутствовали ошибки. Вот документы необходимые для постановки земельного участка на кадастровый учет:
- Заявление о постановки на учет.
- Правоустанавливающие документы.
- Документ, на основании которого у собственника возникло право на землю.
- Геодезический план участка.
- Межевой план участка.
- Если земля является госимуществом, то нужно представить разрешение исполнительного органа, за которым закреплен участок.
- Нотариальная доверенность для лица, представляющего интересы собственника.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Как поставить земельный участок на кадастровый учет как ранее учтенный
По текущему законодательству, в государственном кадастре недвижимости хранится информация о ранее поставленных на учет объектах недвижимости. Туда же включены документы, в которых таковые сведения есть. Порядок и сроки внесения этих документов и данных в разделы государственного кадастра строго определены нормативно-правовыми нормами.
Несмотря на это, на сегодняшний день нередко возникают случаи, когда заявители не могут получить выписку или паспорт на ранее учтенные земельные участки, поскольку сведения о них еще не включены в государственный кадастр.
Для внесения измененных данных об учтенном ранее наделе, его собственник, заинтересованное или доверенное лицо, вправе обратиться с требованием внести данные об участке в местный уполномоченный орган кадастрового учета.
Поводом для добавления новых данных могут выступать документы из установленного законодательством перечня:
- свидетельство о праве собственности, бессрочного наследования или бессрочного пользования, оформленные по требованиям постановления № 177 Правительства РФ от 19.03.92;
- государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, бессрочного наследования, бессрочного землепользования, оформленный согласно постановлению № 493 Совета Министров РСФСР от 17.09.91;
- свидетельство на право собственности, полученного в порядке, предусмотренном Указом № 1767 Президента РФ от 27.10.93;
- документ, в котором содержится решение о предоставлении конкретному физическому или юридическому лицу земельного участка, выданного уполномоченным органом, в соответствии с правилами действовавшего в месте и на момент его выдачи законодательства;
- выписка из похозяйственной книги, которая была оформлена согласно порядку, установленному приказом № 146 ФРС от 29 августа 2006 года;
- договор аренды, срок действия которого не был истекшим во время обращения в уполномоченный орган учета.
Помимо прочего, сведения о прежде учтенном объекте могут быть занесены в государственный кадастр на основании документов, подтверждающих, что учет этого объекта или регистрация прав собственника были проведены ранее.
По запросу уполномоченного органа по кадастровому учету, представлять эти документы могут органы государственной власти, муниципального самоуправления или учреждения техучета и техинвентаризации.
Вышеперечисленные органы передают в орган, проводящий учет этой территории в государственном кадастре, все данные, документы и их копии, в которых есть сведения о рассматриваемом участке. Для выполнения этой работы установлен срок — не более 5 дней (рабочих). Отсчет ведется от даты получения запроса этим органом.
После того как уполномоченный орган кадастрового учета получает все необходимые документы, он течение 10 суток должен осуществить их включение в определенные разделы госкадастра недвижимости. В этот же срок от данного органа требуется предоставить запрошенную кадастровую выписку и паспорт.
Контролирующий кадастровый учет орган может отказать в получении соответствующего паспорта на участок, учтенный ранее, если это решение обосновано следующими обстоятельствами:
- в государственном кадастре не найдено информации о месторасположении этого участка, отсутствует информация о характерных точках его границ;
- кадастровые сведения одного из учтенных позднее земельных участков говорят о его пересечении одной из границ вашего участка.
При возникновении такой ситуации, орган, проводящий учет в кадастре, может предоставить заявителю только выписку об участке земли, в которой будут содержаться его кадастровые сведения.
При вынесении отрицательного решения, орган, осуществляющий учет в государственном кадастре, указывает обстоятельства и основания, обосновывающие данное решение, вероятные причины появления обстоятельств и советы по их ликвидации.
В 14-м пункте 54-ой Статьи Закона «О государственном кадастре недвижимости» утверждено, что обстоятельства, препятствующие выдаче кадастрового паспорта заявителю, могут быть устранены и самим органом, выносящим данное решение. В данном случае, порядок их устранения устанавливается Минэкономразвития РФ.
Как поставить земельный участок на кадастровый учет по акту выбора
Инструкция
Если вы планируете заниматься строительством и уже определились с районом, то необходимо выбрать участок, где непосредственно будут проводиться работы. Процедура выбора регламентирована законодательством и предусматривает обращение в муниципальный или государственный орган, уполномоченный на рассмотрение заявлений о выборе участка земли.
Работа этого органа заключается в информировании местного населения, землевладельцев, землепользователей и арендаторов смежных земель о том, что их территория может быть затронута в процессе строительства. По итогам данной работы составляется акт выбора.
Следующий шаг требует организовать кадастровые работы на участке. Для этого заявитель должен нанять землеустроительную организацию для размежевания. После этих работ и получения соответствующих документов, можно переходить к постановке участка на учет.
Составьте заявление о предоставлении участка земли под строительство, приложите к нему кадастровый паспорт и подайте в местный или государственный орган, уполномоченный на соответствующее делопроизводство. Решение о предоставлении участка должно быть вынесено в течение 14 дней. Следующим шагом является заключение арендного договора.
Если местоположение объекта, который вы планируете строить, еще не определено, или землю под него вы хотите приобрести в собственность, то участок покупается посредством торгов. Для этого от инициатора требуется сформировать земельный участок, то есть определить его границы и географическое местоположение, получить кадастровую документацию.
После того, как решение об организации торгов будет принято уполномоченным органом, будет опубликовано информационное сообщение. Протокол торгов будет составлен по их окончанию, а с победителем будет заключаться соответствующий договор (аренда или купля-продажа).
Постановка земли на кадастровый учет без проведения межевания
Межевание земельного участка – это действия по определению его границ и месторасположения. Главной задачей межевания является доказательство прав собственника участка при возникновении различных спорных ситуаций.
Поставить участок на кадастровый учет можно и без межевания, если:
- Границы участка точно известны и обозначены забором или другим ограждением.
- У собственника земли нет конфликтов с соседями по поводу определения границ участка.
Для постановки на учет собственнику нужно подать заявление в кадастровой палате, предварительно собрав следующий пакет документов:
- Паспорт или другой документ, подтверждающий личность заявителя.
- Документы, подтверждающие право собственности заявителя на данный участок.
- Квитанция об оплате госпошлины.
- Технические планы возведенных на оформляемом участке объектов или акт, подтверждающий их отсутствие.
- Документ, подтверждающий принадлежность участка к определенной категории земель.
Ранее учтенные объекты недвижимости – что необходимо знать о них обычным гражданам
Нередко при обращении в орган кадастрового учета или службу по регистрации прав граждане сталкиваются с таким понятием, как ранее учтенные объекты недвижимости. Что такое ранее учтенные объекты недвижимости, и какие процедуры могут осуществлять с ними обычные граждане?
Определение ранее учтенных объектов недвижимости, основания внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) регламентирует статья 45 федерального закона от 24.06.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре) и Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. № 42.
Согласно Закону о кадастре, ранее учтёнными являются объекты недвижимости, государственный кадастровый учет, в том числе технический учет которых уже осуществлен до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения, также, ранее учтенными, считаются объекты недвижимости, государственный кадастровый учёт которых ещё не осуществлен на данный момент, но права уже зарегистрированы и не прекращены.
На сегодняшний день любой гражданин может получить сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, содержащихся в ГКН. Сделать это достаточно просто. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений, в котором нужно указать кадастровый номер объекта недвижимости, а если он не известен достаточно указать адрес, по которому находится объект недвижимости. Через 5 календарных дней уже можно будет получить запрашиваемые сведения.
В случае, когда сведения о ранее учтенных объектах недвижимости еще не внесены в ГКН, внесение сведений осуществляется на основании заявления любого заинтересованного лица о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости. Для этого необходимо обратиться в орган кадастрового учета с заявлением и приложить к нему документы, устанавливающие или подтверждающие право на объект недвижимости. Сведения вносятся в ГКН в течение 18 календарных дней бесплатно.
Кроме того, внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости может осуществляться на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами в орган кадастрового учета по его запросам. Документы о соответствующем объекте недвижимости предоставляются в орган кадастрового учета в срок не более чем 5 рабочих дней со дня получения такого запроса.
В случае, если в представленных (поступивших) документах отсутствуют основания для внесения в ГКН сведений об объекте недвижимости как о ранее учтенном, орган кадастрового учета принимает решение об отказе во внесение сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Если представленные документы отвечают требованиям законодательства и содержат сведения в объеме, необходимом для принятия органом кадастрового учета положительного решения, орган кадастрового учета обеспечивает включение полученных сведений и документов в соответствующие разделы ГКН и предоставляет заявителю запрашиваемые сведения об объекте недвижимости.
Можно ли продавать учтенный земельный участок
Если землевладение относится к учтенным участкам, вы можете по собственному усмотрению распоряжаться таким имуществом: продавать, дарить и тому подобное. Заблаговременно позаботьтесь о наличии комплекта бумаг для оформления сделки.
Для этого потребуется:
- ваш документ, удостоверяющий личность;
- одобрение мужа или жены на заключение сделки, оформленное в виде согласия и удостоверенное нотариально;
- справка, подтверждающая, что на участке нет построек (если землевладение расположено в населенном пункте);
- правоподтверждающий документ на землю (свидетельство о государственной регистрации права либо выписка из ЕГРН);
- кадастровый паспорт на участок;
- технический паспорт, полученный в органах БТИ – при наличии построек на территории надела.
В первую очередь, необходимо позаботиться о необходимом пакете документов для совершения сделки.
Перед тем, как заключить сделку, обратитесь за консультацией к юристу. Особо важно это сделать, если земельный участок был приобретен ранее 1997 года. С того момента законодательство существенно изменилось, поэтому некомпетентному в этом вопросе лицу понять все юридические аспекты процедуры будет довольно непросто.
Как же происходит оформление сделки купли-продажи? Первым делом получите от приобретателя оговоренную сумму задатка. Таким образом вы подстрахуетесь от таких обстоятельств, когда покупатель неожиданно изменил свое решение и отказался от покупки. Факт передачи залога пропишите при оформлении предварительного договора об отчуждении участка. Обычно, сумма залога равна 10% от продажной цены землевладения.
Что значит статус ранее учтенный земельный участок?
К такой категории относят участки земли, права на которые возникли и не прекращены до 1 марта 2008 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.
Земельный надел может принадлежать на праве:
- собственности;
- бессрочном или постоянном пользовании;
- пожизненном наследуемом владении;
- аренды.
При этом такой участок не прошел процедуру межевания и учтен в базе Росреестра без границ.
До вступления в действие Закона 221-ФЗ постановка на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ. Ранее учтенным считается участок, который согласно его требованиям, содержится в записях:
- инвентаризационных описей;
- поземельных книгах;
- журналах учета кадастровых номеров;
- списках плательщиков налога на землю;
- книгах выдачи свидетельств о праве собственности;
и имеет правоустанавливающие документы, оформленные в установленном порядке.
При переходе на единую систему ведения государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ все ранее учтенные участки подлежат межеванию и перерегистрации.
Учтенный статус земельного участка
С 1 марта 2008 года, в связи с принятием федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – ФЗ № 221) в России начал осуществляться кадастровый учет недвижимости. Тем объектам, в отношении которых осуществлялся такой учет (проведено межевание, установлены точные границы земельного участка, а также присвоен кадастровый номер), а также регистрировалось право собственности или аренды (в отношении государственной или муниципальной недвижимости), присваивался статус «учтенный». Очень важно обратить внимание, что для получения такого статуса объекту недвижимости необходимо было быть зарегистрированным в обоих реестрах. Так, например, у земельного участка статус «временный» менялся на «учтенный» только после регистрации такого участка в ЕГРП.
В настоящее время правила о регистрации недвижимости устанавливаются новым законом, а именно Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее ФЗ № 218). Этот нормативный акт устранил двойственность реестров – кадастрового и прав на недвижимое имущество. Естественно, что появились новые правила ведения единого реестра прав на недвижимость (ЕГРН).