Лимит ответственности по ОСАГО
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лимит ответственности по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Почти все автовладельцы знают, что в результате аварии их автомобиль может потерять значительную часть своей рыночной стоимости из-за повреждений и дефектов, полученных в аварии. Однако не все знают о возможности потребовать возмещение утраченной стоимости автомобиля в денежной форме (если у вас есть полис каско).
Методика Министерства юстиции
Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:
УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100
Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:
- если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
- если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
- цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
- если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.
Как можно получить УТС по КАСКО
Принцип взыскания выплат со страховщика по УТС подробно рассмотрен в правилах страхования. В случае, если в соглашении предусмотрены такие выплаты, страховая компания обязана их произвести. Для получения средств необходимо прийти к страховщику и оформить заявление (претензию). Документ оформляется в двух вариантах:
- Первый остается на руках у хозяина транспортного средства.
- Второй передается страховщику.
Часто происходит ситуация, когда страховая компания заставляет автовладельцев отказаться от подачи такого заявления или утверждают, что не принимают такие бумаги. В такой ситуации требуется помощь грамотного юриста, действующего в пределах законодательства и обеспечивающего защиту прав клиента.
Алгоритм действий по получению компенсации УТС за автомобиль имеет такой вид:
- Оформление заявления страховщику с просьбой выплаты УТС по машине.
- Обращение в независимую экспертную компанию для установления причины и размера утраты товарной стоимости.
- Подача искового заявления в судебный орган, где подробно оговариваются претензии автовладельца к страховщику. Этот шаг необходим, если страховая компания отказывается принимать заявление и осуществлять выплату.
- Подготовка полиса КАСКО и бумаг, свидетельствующих о праве владения транспортным средством.
- Бумаги от СТО, где указываются необходимые детали, их цена и полная стоимость ремонтных работ.
- Добавление специальной справки (номер формы — 154).
Порядок получения УТС
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2023 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
Эта методика наиболее точно определяет величину УТС и применяется чаще других способов расчета. Формула напоминает используемую при методе Минюста, но имеются некоторые различия:
У = К / 100 х (ЦР+СО), где:
- У – исковая величина;
- К – поправка, принимаемая по таблице;
- ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
- СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.
Коэффициент, использующийся в расчете, учитывает стоимость запчастей (СМ) и размеры оплаты услуг ремонтников (СР). Определяется два параметра:
- А = (СО/ЦР) х 100%;
- В = (СР/СМ) х 100%.
Подсчет УТР целесообразен, если соблюдаются следующие условия:
- Показатель А находится в пределах от 10 до 90. Если цена за восстановление машины получится несравненно меньше общей стоимости автомобиля, экспертиза и расчет УТР обойдутся гораздо дороже, чем итоговая компенсация;
- Величина В превышает 40 – затраты на работы значительно превышают цену запасных деталей и узлов.
Основные методики расчета УТС автомобиля
Лишение имущественной стоимости обусловливается невозможностью восстановить транспортное средство до состояния предшествующего аварии. Данные факторы выражены следующими необратимыми процессами, как то:
- нарушение технических параметров;
- габаритов машины;
- физических характеристик конструктивных узлов, деталей;
- эксплуатационных характеристик вследствие повреждения механических элементов.
Невольному участнику ДТП следует обратить внимание, что компенсационные выплаты по утс рассчитываются только для автомобилей не старше 5 лет со дня эксплуатации. Кстати, срок эксплуатации транспортного средства обусловлен датой его производства. Показатель дополняется и величиной эксплуатационного износа, который не должен превышать 35%. Расчет так же не берет во внимание замененные полностью детали. Однако бывают случаи, когда величина утерянной стоимости не покрывает размер ущерба. Подобное случается при мелких авариях с новой машиной. Тогда провести точный расчет поможет квалифицированный оценщик.
Можно и самостоятельно рассчитать утери, но при подаче искового заявления в суд рассматриваются документы, где значение утери рассчитано специализированной организацией и подтверждено соответственными подписями и мокрой печатью. Расчеты же страховой компанией утраты товарного вида могут достигать 20%, взятых от первоначального оценивания экспертом после наступления страхового случая.
При малейшем сомнении о правильности расчетов агентством, водитель имеет право прибегнуть к помощи независимой экспертной организации. Конечно, страховщик будет избегать результатов такого оценивания, но данный документ может фигурировать в суде. Подобная практика недавно утверждена законодательством, и водитель может настоять на возмещении УТС по ОСАГО в 2023 году, опираясь на решение закона. Расчеты утери первоначальной цены проводятся одним из двух классических приемов:
- метод руководящего документа — РД;
- способ Хальбгевакса.
Как получить выплату УТС по ОСАГО
Получение возмещения по УТС возможно только после обращения пострадавшего водителя к страховщику.
Пошаговый алгоритм процедуры выглядит так:
- Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
- Составить заявление установленного образца.
- Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
- Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
- Предоставить машину для осмотра экспертов.
- После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
- После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
- Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
- На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.
В каких случаях выплата УТС по ОСАГО не осуществляется
По автогражданке не всегда можно возместить утрату стоимости. У вас не получится это сделать, если:
- ДТП произошло в результате действий заявителя.
- пострадавшая сторона самостоятельно произвела восстановительные действия, в результате которых нельзя определить величину УТС, либо УТС появилась из-за подобного ремонта.
- транспортное средство не отвечает установленным параметрам (большой уровень износа либо срок использования).
- в полисе обозначено, что он не распространяется на потерю стоимости.
- пострадавший не обратился за возмещением.
- потерпевший прежде обращался за компенсацией и получил по ней максимально установленную сумму в 400 тысяч рублей.
Чтобы избежать денежных потерь, следует внимательно прочитать договор страхования и чётко следовать всем правилам, которые установлены для получения компенсации полученного вреда.
Для расчета компенсации утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2023 году, эксперт имеет право прибегнуть к помощи и других методов. На практике может применяться способ Хальбгевакса. Вместо амортизации в нём учитывается пробег. Метод наиболее популярен в Европе. Расчёт производится по формуле:
УТС = (коэффициент утраты товарной стоимости : 100) х (рыночная цена с учетом износа + цена ремонта)
Дополнительно предстоит определить ещё два показателя. Коэффициент относительной цены ремонта условно обозначают А. В процессе расчета нужен и коэффициент отношения цены работ к стоимости материалов и запчастей. Показатель условно обозначают Б. Они определяются по формулам:
- А = (цена работ : стоимость материалов) х 100%;
- Б = (стоимость материалов : цена работ) х 100%.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости. Процесс осуществляется при помощи специальной таблицы. Для многих метод удобнее. Однако применять его самостоятельно можно только для контроля за правильностью расчетов специалиста. Чтобы претендовать на возмещение, потребуется экспертное заключение.
Необходимо понимать механизм возникновения утраты товарной стоимости. Как уже говорилось, утрата товарной стоимости возникает при возникновении аварийной ситуации и проведении ремонтных работ, связанных с восстановлением транспортного средства. При повреждении машины происходит разрушение лакокрасочного покрытия, съёмных и несъёмных элементов конструкций машины.
- Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
- Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
- Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
- В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
- Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).
Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО — УТС, взыскание, закон, расчет
В последние годы много споров и дискуссий возникает по решению вопроса о выплате страхового возмещения по потере товарной стоимости, сокращенно УТС согласно указаниям закона о ОСАГО.
Причиной возникновения проблемы, связанной с осуществлением платежей по УТС в случае повреждения автомобиля, послужило увеличение требований, предъявляемых потерпевшими по обязательному страхованию автогражданской ответственности.
Автомобиль, как правило, в результате дорожно-транспортных происшествий приходит в негодность, поэтому он подлежит восстановлению.
Под понятием «утрата товарной стоимости» подразумевается невозможность восстановления его технического состояния и стоимости в соответствии с тем, которое было до ДТП.
Оно выражается в объективно необратимых изменениях:
- его технических параметров, характеризующих габариты;
- физико-химических свойств, которые имеют материалы для изготовления конструктивных деталей;
- характеристик соразмерно технологическим процессам, постепенно ухудшающим функциональные и эксплуатационные характеристики автомобиля.
Алгоритм расчета УТС для возмещения по ОСАГО
Теперь обратим внимание на обстоятельства и критерии, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. Прежде всего, автомобиль будут идентифицировать по следующим показателям:
- идентификационный номер VIN;
- регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
- тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
- тип коробки передач (АКПП, МКПП);
- цвета и типа лакокрасочного покрытия;
- 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.
Важно, что если в ходе идентификации эксперт выявит несоответствие указанных параметров или следы внесения изменений, этот факт будет отдельно указан в акте осмотра и экспертном заключении. Это не означает, что вы не сможете получить страховку, однако возникнут очевидные проблемы с доказыванием.
По итогам первичного осмотра составляется акт. В этом документе отражаются следующие блоки данных:
- основание для проведения осмотра (например, заказ-наряд или заявление владельца ТС);
- дата осмотра (указывается время начала и окончания осмотра);
- место и условия проведения осмотра;
- реквизиты регистрационных документов на машину;
- сведения о владельце автомобиля;
- сведения о соответствии или несоответствии характеристик материалам ДТП, регистрационным документам;
- сведения о дефектах эксплуатации, повреждениях доаварийного характера, следах ранее проведенного ремонта, иных факторов, которые повлияют результаты экспертизы;
- предварительное установление причинно-следственной связи между ДТП и повреждениями авто;
- сведения о возможных скрытых повреждениях;
- информация о пробах и элементах, взятых для исследования;
- сведения о лице, проводившем осмотр;
- сведения о лицах, присутствовавших при осмотре ТС, их замечания и подписи лиц;
- дата составления документа.
Обязательным приложением к акту осмотра являются фотоматериалы. Они оформляются на бумажном носителе и в электронной форме. Дополнительным приложением к акту осмотра является видеозапись.
При первичном осмотре фиксируются повреждения по результатам внешнего осмотра, т.е. без вмешательства в конструкцию авто. Также эксперт может применять инструментальные методы, технические средства измерения или диагностическое оборудование.
Если фактический осмотр невозможен (например, если машина находится в отдаленном или труднодоступном месте, утилизирована, продана на момент осмотра), допускается установление повреждений на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фотоматериалов). Для этого обязательно требуется письменное согласие потерпевшего и страховщика.
Как рассчитывается стоимость ремонта и утраты товарной стоимости
Самый важный момент, который интересует пострадавшего от ДТП – сколько он получит денег по ОСАГО. Единая методика содержит сразу несколько формул, которые будут использовать оценщики страховой компании или независимые эксперты. Выделим ключевые моменты расчета стоимости ремонта и утраты товарной стоимости.
Целью расчета является установление наиболее вероятной величины затрат, необходимых для приведения машины в состояние, в котором она находилось до ДТП. Размер расходов определяется только в отношении повреждений, возникших в результате аварии. Перечень повреждений определяется при первичном осмотре и может уточняться (дополняться) при проведении дополнительных обследований.
Требования к определению размера затрат на ремонт и восстановление ТС:
- размер расходов определяется на дату ДТП с учетом условий и границ региональных товарных рынков места аварии (т.е. если вы попали в ДТП в другом регионе, именно по его расценкам будет считаться ущерб);
- относительная потеря товарной стоимости, характеристик и ресурса в процессе эксплуатации, характеризуется показателем износа;
- размер затрат на ремонт определяется исходя из их стоимости (работ по восстановлению, окраске, контролю, диагностике и регулировке, сопутствующих работ), расценок на детали, материалы взамен поврежденных;
- размер расходов по ремонту определяется без учета дополнительных расходов по улучшению и модернизации автомобиля.
Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:
Ж) Если КТС ранее подвергалось восстановительному ремонту (в том числе окраске – полной, наружной, частичной; «пятном с переходом») или имело аварийные повреждения, кроме повреждений, указанных в пункте 8.4.
Для сравнения выдержка из прежней методики Статья 7.1 МР2013:
Детали, рассматриваемые в рамках определения УТС, не должны быть повреждены в других авариях. Компенсация предусматривается только для новых деталей.
Т.е. если раньше получить УТС можно было на каждую деталь, если она ранее не ремонтировалась, то на сегодняшний день любой ремонт лишает вас возможности получения УТС в будущем, даже если будут повреждены совсем другие детали.
Мы считаем, что это в корне несправедливо, т.к. если авто, к примеру, в первом ДТП имеет царапину крыла, которую подкрасили, то УТС составит копеечную сумму, но если в другом ДТП будет «снесена» вся боковая сторона, потерпевший не получит ничего.
Коэффициент-дефлятор для налога на ЕНВД
Налог на ЕНВД рассчитывается с помощью коэффициента–дефляторов К1 и корректирующего коэффициента К2. Для того чтобы понять какую роль они играют в расчете налога на ЕНВД, посмотрим, как рассчитывается этот налог. Формула для расчета ЕНВД выглядит следующим образом:
ЕНВД = БД х (Физпок1месяц + Физпок2месяц +Физпок3месяц) х К1 х К2 х ставка налога, где
БД – базовая доходность. Базовая доходность устанавливается законодательством. Она зависит от вида
деятельности организации или индивидуального предпринимателя. Виды деятельности и их базовая доходность указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ.
Физпок – физические показатели. Например, физическим показателем для ветеринарных услуг является количество работников, которые оказывают ветеринарные услуги населению, включая самого индивидуального предпринимателя (если это ИП). Физические показатели также указаны в пункте 3 статьи 346.29 Налогового Кодекса РФ. Физические показатели складываются за первый, второй и третий месяц квартала соответственно.
К1 – это коэффициент, который регулирует налог в зависимости от инфляции.
К2 – это коэффициент, который регулирует базовую доходность в большую или меньшую сторону в зависимости от его значения. Он устанавливается региональными властями.
Эти коэффициенты нужны для того чтобы регулировать сумму налога в зависимости от рыночной ситуации. Это сказано в статье 346.29 Налогового Кодекса РФ. Для последних лет характерно постоянное повышение коэффициента К1, потому что растет инфляции. При росте коэффициента растут налоги. Например, в 2017 году К1 был равен 1,798, а в 2023 году уже 1,915.
Коэффициент-дефлятор для УСН
На упрощенной системе налогообложения коэффициент-дефлятор нужен, чтобы определить предельный лимит по доходам. Предельный лимит по доходам нужен, чтобы определить возможность перехода на УСН и применения УСН в дальнейшем. Как известно, чтобы начать применять упрощенную систему налогообложения, необходимо выполнить ряд условий, а именно:
- количество сотрудников не должно превышать 100 человек;
- предельный лимит доходов организации или индивидуального предпринимателя не должен превышать 150 000 000 рублей;
- остаточная стоимость основных средств предприятия или индивидуального предпринимателя не должна превышать 150 000 000 рублей;
- доля участия других лиц в уставном капитале организации не должна превышать 25%;
- применять упрощенную систему налогообложения не могут организации, которые имеют филиалы
Согласно пункту 4 статьи 346.13 Налогового Кодекс РФ предельная величина лимита ежегодно должна индексироваться на коэффициент-дефлятор. В 2017 году предельная величина лимита увеличилась до 150 000 000 рублей. При этом сразу же было приостановлено до конца 2023 года действие пункта 2 статьи 346.12 Налогового Кодекс РФ федеральным законом № 243-ФЗ от 03.07.16. Этот пункт предусматривает индексацию лимита на коэффициент-дефлятор, поэтому в 2023 году корректировать предельную величину лимита не будут. Он остается на прежних позициях и равен 150 000 рублей.