Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ремонт или деньги: кто выбирает, страховая или владелец авто и что лучше?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство устанавливает предельный срок выполнения восстановительных работ – 30 календарных дней. Отсчёт начинается со дня предоставления автомобиля на автосервис либо страховой компании для перемещения на место ремонта. Несоблюдение сроков либо неудовлетворяющее качество выполненных работ является основанием для подачи претензии страховщику. Именно он направляет транспортное средство на СТОА.
Обязан ли страховщик производить ремонт по ОСАГО
Владельцев автомобилей интересует, платят ли страховщики при ДТП. Посмотрим, что об этом говорит российское законодательство. Так, в 15 пункте 12 статьи Федерального закона №40 сообщается, что потерпевший может выбрать метод возмещения из следующих:
- ремонт транспортного средства на СТОА из списка страховой организации;
- выплата денежных средств путём перечисления на указанный счёт либо через кассу.
Но это не относится к автомобилям, которые находятся в собственности российских граждан и прошли регистрацию в Российской Федерации.
В пункте 16 о выборе не говорится, а в 16.1 сообщается, что выплата для российских граждан может быть произведена в таких ситуациях:
- полная гибель транспортного средства;
- здоровью пострадавшего причинён ущерб средней либо большой тяжести;
смерть пострадавшего; - когда пострадавший имеет инвалидность и в заявлении выбрана эта форма возмещения.
При указании данного способа возмещения при заключении страхового договора пострадавший может указать такую возможность, и это будет работать.
Может произойти так, что и страховая компания не сможет выбирать. Если на протяжении года будет два нарушения ПДД, Центробанк РФ может ограничить возможность страховой компании возместить ущерб путём ремонта на период до 12 месяцев. Это устанавливает Федеральный закон «Об ОСАГО» №40 в пункте 17.1. В иных обстоятельствах страховщик не компенсирует ущерб в денежном виде, а будет должна произвести восстановительные работы.
Сроки проведения ремонта по ОСАГО
Если страховая компания не предоставит направление на автосервис на протяжении 20 дней, она будет обязана выплатить неустойку в размере 1% от стоимости восстановительных работ за каждый просроченный день. Если ремонт будет длиться больше 30 дней, штраф будет в 2 раза меньше. Если качество работ будет ненадлежавшим, пострадавший в ДТП имеет право потребовать компенсацию ущерба от своей страховой компании.
В правилах автогражданки указывается, что сроки определяет автосервис по согласованию с пострадавшим автомобилистом и страховой компанией.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.
Недостатки ремонта по ОСАГО
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Что говорит закон о ремонте по ОСАГО в 2022 году
Сфера страхования гражданской ответственности автолюбителей регулируется законом №40ФЗ от 25.04.2002г. «Об ОСАГО» (далее ФЗ №40). В закон регулярно вносятся поправки, в частности, изменения в отношении процедуры восстановления пострадавших в ДТП автомобилей были введены законом №49ФЗ от 28.03.2017г.
Главное нововведение касается отмены права пострадавшего водителя самостоятельно выбирать способ возмещения убытков – деньгами или восстановительным ремонтом. Теперь все в обязательном порядке получают направление на ремонт, причем только в СТО, официально сотрудничающие со страховой компанией. Подобный шаг призван защитить страховщика от завышенных счетов по ремонту в результате сговора водителя с сотрудниками СТО. Однако теперь страхователи оказались в невыгодном положении, так как страховые компании начали диктовать ремонтникам свои условия, пытаясь максимально снизить расходы на восстановление автомобилей.
Важно: Обязательный ремонт имеет свои плюсы и для автовладельцев. Теперь исключены случаи выплаты страховщиками мизерного денежного возмещения, которого и близко не хватает на покрытие расходов на ремонт.
Второе серьезное новшество касается определения стоимости ремонтных работ. Ранее оценка пострадавших деталей проводилась с учетом их износа — чем старше авто, тем меньше шансы получить достойное возмещение. В 2020 году это правило больше не действует, и окончательный счет за ремонт формируется на основе среднерыночных цен на новые детали.
Возможное повышение стоимости полиса ОСАГО: зависит от цен на запчасти
Согласно позиции РСА, именно сдерживание роста цен на автозапчасти — единственная возможность сдержать действующие тарифы на полисы ОСАГО.
«Цены на запчасти начинают понемногу стабилизироваться — главным образом, благодаря появлению новых каналов поставок. Это позволяет ограничивать давление на тариф по ОСАГО, которое оказывают резко возросшие цены на ремонт автомобилей. Мы надеемся, что такая тенденция сохранится и в 2023 году, что будет существенно способствовать сдерживанию роста цен на полисы», — сказал Уфимцев.
В последний раз изменение тарифного коридора на ОСАГО произошло совсем недавно — 13 сентября 2022 года. Тогда коридор базового тарифа ОСАГО для большинства категорий автовладельцев расширили на 26% вверх и вниз. В Центробанке это объяснили необходимостью дать возможность страховщикам лучше учитывать индивидуальные риски водителей в условиях подорожания запчастей. Таким образом, минимальную базовую ставку для водителей легковых автомобилей понизили с 2224 до 1646 руб., а максимальную повысили с 5980 до 7535 руб. Для такси минимальную базовую ставку снизили с 2014 до 1490 руб., а максимальную подняли с 12 505 тыс. до 15 756 тыс. руб.
По словам автомобильных экспертов, снижения цен на автозапчасти ожидать не стоит, поэтому возможность очередной индексации тарифов ОСАГО в 2023 году весьма высока.
Как не доплачивать за ремонт по ОСАГО?
Страховщик ОСАГО оценивает ущерб от аварии строго по методике 2023 года ЦБ РФ. В расчет берут стоимость штатных деталей и запчастей для данной конкретной марки транспортного средства. Если машина была укомплектована дополнительными деталями, и они пострадали в аварии, их стоимость учитываться не будет, за восстановление придется доплатить.
В этом случае, чтобы сэкономить, можно отказаться от тюнинга и довольствоваться стандартными опциями. Второй вариант – обсудить со страховщиком возможность установления запчастей, бывших в употреблении. Это снизит общую стоимость работ, и доплату делать не придется. Третий вариант – взыскать стоимость ремонта, превышающую выплату по полису обязательного страхования, с виновника ДТП в судебном порядке. Такую возможность автовладельцам предоставил Конституционный суд.
Регрессное требование
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона «Об ОСАГО» в определенных случаях страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к виновнику ДТП. Основания, дающие право страховщику взыскать свои расходы с виновника ДТП:
- Когда виновник умышленно способствовал дорожно-транспортному происшествию.
- В момент происшествия виновник был под действием алкогольного или наркотического опьянения.
- Виновник управлял автомобилем без водительских прав.
- ДТП совершил водитель, не внесенный в перечень лиц по полису ОСАГО.
- Виновник скрылся с места происшествия.
- Срок действия полиса ОСАГО на момент происшествия истек.
- Документы страховщику предоставлены позже назначенного срока.
- Виновник не предоставил автомобиль на экспертизу в установленный срок, начал ремонт или уничтожил его раньше, чем через 15 дней после ДТП.
- У виновника в момент ДТП истек срок талона на ТО.
В каких случаях инвалиду могут отказать в компенсации?
12. Основаниями для отказа в предоставлении компенсации на основании заявления о предоставлении компенсации, представленного в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, являются:
- отсутствие у инвалида (ребенка-инвалида) в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) заключения о наличии медицинских показаний для приобретения транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм;
- непредставление в 5-дневный срок исправленного заявления о предоставлении компенсации и (или) документов (сведений);
- повторное обращение за предоставлением компенсации по договору обязательного страхования, выплата компенсации по которому была произведена в полном объеме за весь период действия договора обязательного страхования;
- использование транспортного средства лицом, имеющим право на компенсацию, и наряду с ним более чем 2 водителями.
Правила предоставления компенсаций предусматривают 4 основания для отказа в выплате:
- инвалид не имеет показаний к покупке ТС;
- при наличии ошибок в заявлении, исправленное заявление не предоставлено в 5-дневный срок;
- повторное обращение по договору ОСАГО, по которому уже выплачена компенсация;
- если в ОСАГО кроме инвалида присутствуют 3 или более дополнительных водителя.
В заключение нужно отметить, что в 2022 году для большинства инвалидов получение компенсации по ОСАГО стало гораздо более удобным. Ранее после приобретения страховки нужно было оформлять отдельное заявление. И далеко не каждый инвалид хотел заниматься решением данного вопроса, особенно если стоимость ОСАГО оказывалась небольшой. В 2023 году выплаты будут производиться автоматически, то есть на их получение не придется тратить дополнительное время и деньги.
Ну а если Вам уже удалось получить компенсацию в беззаявительном порядке, то напишите в комментариях к данной статье, как прошла эта процедура.
Удачи на дорогах!
Возмещение вреда здоровью по ОСАГО
Количество денег, которое можно взыскать со страховой за полученные травмы, зависит от вида и степени тяжести повреждений. Компенсация производится за каждую из травм, но не может превышать максимального значения. Возмещение выплачивается до прохождения лечения, на основании определения тяжести состояния пострадавшего.
Для получения возмещения пострадавший должен предоставить страховой следующие документы:
- полис ОСАГО;
- паспорт;
- бланк заявления;
- протокол или постановление из ГАИ;
- справку из больницы, где будут расписаны все повреждения и необходимое лечение.
Также могут потребоваться и дополнительные бумаги:
- нотариальная доверенность, если подачей документов занимается не сам пострадавший;
- номер карты или счёта в банке при получении выплаты безналичным способом;
- судебное решение, если происходили какие-либо разбирательства (например – определение виновника) по поводу ДТП;
- согласие родителей или опекунов, если пострадавший ещё не достиг восемнадцатилетия.
Существуют законные причины, по которым страховая может отказать в возмещении. Такие как:
- Полученные травмы не являются следствием ДТП либо нет убедительных доказательств обратного.
- Пострадавший подстроил ДТП.
- ДТП произошло в результате каких-либо природных или антропогенных катаклизмов (пожары, взрывы, наводнения, радиационные заражения).
- Авария случилась из-за военных действий.
Что делать, если назначенной суммы не хватило?
Существует два типа выплат, предоставляемых страховой пострадавшему в аварии:
- Компенсация – фиксированная сумма, обязательная к выплате. Рассчитывается с учётом полученных повреждений. Выплачивается до лечения, на основании заключения врача.
- Возмещение – дополнительная сумма, выплачивается после прохождения лечения и включает все подтвержденные расходы, которые понес пострадавший в его процессе.
500 000 рублей – максимальная сумма выплаты по ОСАГО, которая включает в себя и возмещение, и компенсацию.
Затратами на лечение считается следующее:
- покупка лекарств и специального питания;
- оплата услуг специалистов, например сиделок;
- реабилитация в санаториях и подобных им заведениях;
- изготовление протезов.
Чтобы получить дополнительную компенсацию, необходимо обратиться в страховую компанию. Кроме документов, которые подаются при получении возмещения, потребуется:
- история болезни (она выписывается в мед. учреждении);
- чеки, квитанции и другие платёжные документы, которые могут подтвердить размер понесённых расходов.
Возмещение вреда здоровью по автогражданке – какова их цель вчера и сегодня?
ОСАГО компенсирует ущерб нанесенный пострадавшим при ДТП. Сюда входят не только имущественные убытки, но и физический урон организму человека.
Материальный убыток и причинение вреда здоровью разграничиваются в правилах ОСАГО как понятия – они имеют разные методики расчета и разный размер предельной суммы возмещения.
Цель выплат по урону для организма до недавнего времени определялась двояко:
- Компенсация затрат на лечение пострадавших при ДТП;
- Возмещение близким при летальном исходе пострадавшего.
Данное разграничение давало возможность страховым компаниям легко уходить от расходов на выплаты по подавляющему большинству не летальных случаев, ввиду особенностей российской системы обязательного страхования.
Сегодня подобное положение исправлено и любой вред человеческому организму при дорожной аварии теперь рассматривается в первую очередь с позиции возмещения. А уже во вторую – как компенсация понесенных затрат.
То есть сейчас имеет место два вида страховых выплат по ОСАГО за вред здоровью:
- Компенсационный – назначается в обязательном порядке;
- Возместительный – может быть назначен в дополнение к первому и не является обязательным.
Если был утрачен заработок или доход потерпевшего
Закон об ОСАГО (ФЗ № 40) предусматривает возмещение физически пострадавшему в ДТП утраченного заработка или его дохода, если эта утрата прямо связана с происшествием (ст. 12, п. 4-5).
Причем это может быть не фактический заработок (например, зарплата), а и возможный, если это подтверждено документально (например, сорвавшаяся по причине травмы сделка).
Для подобной выплаты нужны следующие условия:
- Утраченный доход или заработок должен превышать изначально рассчитанные СК выплаты;
- Имеются доказательства того, что пострадавший нуждается в утраченном заработке или доходе;
- Имеются документы подтверждающие утраченный заработок (доход).
Совокупная сумма всех возмещений, включая данное не должна превышать 500 тыс. руб.
Если заработная плата потерпевшего за период нетрудоспособности превышает сумму страхового возмещения, то страховая компания выплатит пострадавшему разницу между этими величинами.
Например, заработная плата лица, получившего травмы в результате ДТП, — 35 тыс. руб., а ущерб здоровью — 15 тыс. руб. Тогда страховщик выплатит потерпевшему 20 тыс. руб.