Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление ДТП с ГИБДД по новым правилам в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Составляя схематический план дорожной аварии, необходимо руководствоваться общими требованиями, предъявляемыми к заполнению европротокола. Данные вносятся шариковой ручкой. Чернила должны быть синего или чёрного цвета. Сведения фиксируются печатными буквами. В заполнении бланка участвуют оба водителя. Каждый из них заполняет свою часть в документах.
Можно ли оспорить документ
Даже если схема ДТП подписана всеми участниками происшествия, она впоследствии может быть оспорена. Причины могут быть следующие:
- доставка одного из водителей в больницу сразу после столкновения, вследствие чего его показания не были учтены во время оформления документа;
- водители после аварии находились в болезненном состоянии или глубоком стрессе, из-за чего не могли трезво оценить ситуацию.
Основаниями для оспаривания документа также могут послужить следующие моменты:
- Информация, отображённая на схеме, не является достоверной: неверно установлено место столкновения, расположение транспортных средств, дорожных знаков, светофоров, или неправильно зафиксированы результаты замеров на месте происшествия.
- Неполная информация: не зафиксированы следы шин на асфальте, не отображены реальные дорожные условия, способствующие возникновению ДТП (ямы, неподвижные препятствия, выбоины и т. д).
- Документ составлен с грубыми нарушениями требований законодательства.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Требования к участникам ДТП, предъявляемые правилами дорожного движения
Вы попали в ДТП — что делать? На этот вопрос отвечает ПДД. Также рекомендуем ознакомиться с административным регламентом МВД. Хотя он предназначен для сотрудников ведомства, знать его крайне полезно и простым смертным — как минимум, чтобы оценить законность действий сотрудников ГИБДД и понимать логику процедуры оформления.
Еще до оформления — до того, как прибудет инспектор — вы обязаны произвести ряд действий. Первое, что нужно сделать — это заглушить мотор автомобиля и поставить машину на ручной тормоз. С этого момента не перемещайт ни сам транспорт, ни какие-либо другие предметы, имеющие отношение к аварии.
Затем включите “аварийку” и установите знак аварийной остановки. Это нужно делать, чтобы предупредить других участников дорожного движения об опасности, поэтому знаки выставляются на таком расстоянии от места ДТП, чтобы водители успели сбавить скорость и объехать участок. В населенных пунктах это минимум 15 метров от места аварии, за городом — 30 метров.
С этого момента порядок действий будет зависеть от обстоятельств аварии, а конкретно от того, в каком порядке она должна быть оформлена: в полном или упрощенном. Если совпали все условия, позволяющие оформить ДТП в упрощенной форме без вызова представителей органов власти (по европротоколу), вы должны сделать фото или видео место аварии так, чтобы было понятно, что произошло, а затем отъехать.
А вот отъезжать в случаях, когда вы обязаны вызвать инспектора ГИБДД, можно только при наличии веских причин (если, например, иначе невозможно организовать объезд для других машин).
Иначе вы рискуете быть привлеченным к административной ответственности за оставление места ДТП. Это серьезный проступок, карающийся административным арестом или лишением водительского удостоверения на срок от года до полутора. Спокойно отъехать вы сможете только после оформления ДТП инспектором или по европротоколу.
Отдельный вопрос — пострадавшие. Если они есть, то после того как включены и установлены аварийные опознавательные элементы, нужно оказать людям первую медицинскую помощь и вызвать скорую. Может случиться такое, что состояние пострадавшего не позволяет ждать — в этом случае следует отправить его в больницу на попутном транспорте.
Если же это невозможно, вам придется доставить его туда самостоятельно. Обязательно предупредите об этом сотрудников полиции (вызвать их можно по номеру 112). В больнице вам нужно будет предъявить паспорт, назвать госномер своей машины, после чего незамедлительно вернуться на место аварии.
Оформление ДТП с ГИБДД — порядок действий инспекторов по прибытии на место
Прибыв на место происшествия, инспекторы ДПС:
- Ограждают место ДТП, принимают меры к сохранности следов и предметов, относящихся к нему.
- Устанавливают присутствие всех участников, проверяют их документы.
- Если кто-то скрылся с места аварии, выясняют приметы водителя и автомобиля, сообщают о нем дежурному.
- Изучают место аварии, производят первичный опрос присутствующих участников и очевидцев для установления причин происшествия.
- Организуют объезд места происшествия и собирают необходимые сведения и материалы (в том числе путем фотографирования).
- Если объезд невозможен, фиксируют расположение авто, соответствующих следов и предметов на фото или видео либо письменно в присутствии двух понятых и участников аварии, после чего принимают меры к освобождению проезда.
- Принимают меры к регистрации ДТП в базе данных.
Правила оформления ДТП сотрудниками ГИБДД предписывают, что действовать им нужно прежде всего в интересах жизни и здоровья людей. В связи с этим первым делом они оценивают состояние пострадавших и, если это требуется, организовывают оказание им медпомощи. Если есть подозрение на тяжкий вред здоровью или погибли люди, инспекторы организовывают приезд следственно-оперативной группы. Все собранные материалы по ДТП передаются ей, в дальнейшем все действия производятся в рамках уголовного процесса.
Как оформляют документы по завершении рассмотрения ДТП?
По окончании всех вышеперечисленных действий выносится постановление — это конечный документ, который получают на руки участники ДТП. Именно оно необходимо потерпевшему (вместе с копией протокола) для получения возмещения по ОСАГО, именно в нем излагаются все обстоятельства дела, виновному назначается вид и размер наказания. Справки о ДТП с 20 октября 2017 года не выдаются. Предъявлять их в страховую не нужно.
Далее возможны два варианта:
- Если назначение наказания по выявленным нарушениям находится в компетенции ГИБДД, то постановление выносится в срок не более 15 суток с момента составления протокола (возможно продление на 1 месяц). В этот период могут проводиться различные процессуальные действия (повторное взятие объяснений, истребование записей с камер видеонаблюдения и т. д.).
- Если же назначение наказания за нарушение возможно только по решению суда, то в течение 3 суток после составления протокола материалы дела направляются в суд. У суда затем есть 2 месяца, чтобы рассмотреть дело. Продление возможно максимум на 1 месяц. Участники ДТП и свидетели опрашиваются судом, который, выслушав их и изучив все имеющиеся доказательства, выносит постановление.
Копия постановления вручается виновнику и потерпевшему немедленно после его изготовления в окончательной форме либо направляется им почтой в течение 3 дней. Несогласные с постановлением участники аварии вправе обжаловать его, порядок обжалования будет указан в самом документе.
Таким образом, процедура оформления ДТП сотрудниками ГИБДД (если есть пострадавшие) может затянуться очень надолго — практически на год. Немного иначе обстоит дело, если в аварии пострадало только имущество.
Что должно быть в схеме ДТП
К рассмотрению принимается только такой документ, который содержит всю необходимую информацию. Иногда он составляется без участия сотрудников ГИБДД, поэтому каждый водитель должен знать, на какие моменты обратить внимание.
Согласно требованиям к схеме ДТП, она должна включать:
- расположение транспортных средств до аварии с указанием направления их движения;
- позицию и тип препятствий на дороге, если они есть;
- положение знаков, светофоров, тип разметки;
- расстановку других транспортных средств, если те оказывали влияние на ситуацию на дороге, например, выступали препятствием для машин – участников ДТП;
- данные по ширине дорожного полотна и количество его полос в направлении следования участников ДТП;
- место столкновения – если их было несколько, то самым важным считается первое;
- расстановку транспортных средств после того, как авария произошла.
Зачем и кому она нужна
Правила составления схемы просты, но чтобы правильно отразить всю информацию, действительно необходимую сотрудникам Госавтоинспекции, потребуется учесть некоторые нюансы.
К слову, это – не что иное, как типовая упрощенная зарисовка аварии (происшествия). Цель, которую преследует составление схемы – отразить и объективно передать подробности произошедшего. Как правило, по обоюдному решению, составляется она одним из участников.
Однако самостоятельно нарисовать схему ДТП можно лишь в случае, если:
- Нет пострадавших.
- Материальный ущерб незначительный и не превышает 50000 рублей, а для Москвы и Санкт-Петербурга (400000 рублей).
- Количество участников не более 2.
- Обе стороны единогласно определились с тем, кто виновник аварии.
- Пострадавшие обеспечили себя полисом ОСАГО.
Примеры для получения компенсации
Чтобы как можно скорее получить страховую выплату, необходимо подать в ГАИ правильно заполненный бланк при заключении договора с компанией, а потому и хранить его желательно всегда в бардачке своего автомобиля.
Информацию о ДТП вы вносите так же подробно и аккуратно, как и для подачи в ГИБДД. Потому, не стоит пользоваться простым карандашом и желательно максимально разборчиво прописывать все возможные сведения дорожно-транспортного происшествия.
Поскольку страховая предусматривает выплату, то её интересуют такие детали (по пункту 1.4 европротокола), как видимые повреждения ТС. Их описание должно быть максимально точным, лаконичным, существенным. Характер степени определяется участником – царапина, трещина, вмятина. Все прочие «дефекты» (которые не определяются критериями внешнего вида автомобиля) также обнаруживаются, но уже при проведении экспертизы страховой компанией.
Экспертиза после ДТП сроки
В зависимости от степени повреждения ТС либо осматривает оценщик, либо независимый эксперт. Самочинно НЭ не проводят. Действия необходимо согласовать. Осмотр автомобиля страховщиком осуществляется в течение 5 дней с момента подачи заявления о возмещении. Итоги вносятся в акт, состоящий из двух частей:
- Общая: паспортные данные водителя; сведения об автомобиле (марка, объем двигателя, пробег, гос. номер, прочие).
- Вторая (содержательная): на основании отмеченных повреждений проводится расчет суммы компенсации ущерба.
После того, как оценщик перечислит указанные повреждения: как внешние, так и скрытые, проставит галочки напротив тех, которые будут учитываться (замена или ремонт). Важно убедиться, что отмечено все верно, ничего не пропущено. Водитель пишет замечания, потом подписывает акт. Один экземпляр обязаны передать потерпевшему.
При отказе предоставить копию, документ фотографируют на телефон, делают официальный запрос в СК. Если сумма компенсации не устраивает, с копией акта обращаются к независимому эксперту. Так не придется платить за новый осмотр. Оценщик делает перерасчет на основании имеющихся данных. Алгоритм действий потерпевшего выглядит так:
- Автомобиль осматривает представитель СК или независимый оценщик.
- Водитель пишет претензию. Проводится НЭ либо страховщиком, либо автовладельцем. Когда предложенная компенсация не устраивает, подают судебный иск.
- Разница сумм ущерба между предложенной страховщиком и результатом, полученным от независимого эксперта, должна превышать 15%. При меньшей, суд может отказаться рассматривать дело.
Согласно ст. 12 п. 10 (ФЗ № 40 «Закон об ОСАГО») срок оценки ущерба продлевают до 15 дней, если за 5 установить сумму ущерба невозможно. Ремонт осуществляют с письменного разрешения страховщика.
Важно: Ремонтировать ТС нельзя как потерпевшему, так и пострадавшему минимум 15 дней, пока СК не зафиксирует повреждения. Для определения компенсации по ОСАГО отводится 20 суток. На рассмотрение претензии – 5.
Преимущества схемы ДТП
К большому сожалению, дорожно-транспортные происшествия и аварии на сегодняшний день – далеко не редкость. Несмотря на постоянный технический прогресс, количество аварий на данный момент только растет. Стоит понимать, что ДТП сильно мешают движению автомобильного потока, особенно в крупных городах. Любая, даже самая небольшая авария с минимальным количеством повреждений способна спровоцировать сильнейший затор на дороге и громадные пробки. Как можно решить эту проблему?
Ранее практически из-за любого ДТП необходимо было вызывать сотрудников ГИБДД и решать все вместе с ними. Однако эта система доставляет множество неудобств, как жертвам аварии, так и остальным участникам дорожного процесса. Простое решение в этом случае — предоставление возможности водителям решать проблему самостоятельно, а, стало быть, быстро. Поможет в этом специальная схема ДТП. Что она собой представляет?
Предъявляемые требования
В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.
Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.
Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.
Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:
- Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
- Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
- Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
- Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
- Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
- Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
- Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
- Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
Схема дорожно-транспортного происшествия для ГИБДД
Существует расхожее мнение, что СДТП для ГИБДД составляется только должным лицом. Но это справедливо лишь отчасти. Действительно, при прибытии на место происшествия экипажа ДПС, схема составляется полицейскими (инспектором или следователем, в зависимости от классификации ДТП), в соответствии с пунктом 154 Админрегламента (Приказ № 664 от 23.08.17, далее Регламент). При этом водители могут сфотографировать для себя готовый документ.
Но, в соответствии с пунктами 285 и 287 Регламента, в зависимости от обстоятельств происшествия (или других объективных причин – занятость экипажей ДПС, труднодоступность места ДТП и т. п.), дежурный оператор ГИБДД может предложить участникам самостоятельно собрать материалы, включая составление СДТП, а также фото- и видеосъемку. А после этого приехать на ближайший пост ДПС или в дежурную часть ГИБДД.
Здесь водители должны понимать, что они составляют лишь черновой вариант схемы, имеющий статус материала. Схему, имеющую юридическую силу, составят должностные лица, которым будут переданы все собранные материалы.
Ошибки при составлении схемы аварии
Проблем с оформлением плана дорожно-транспортного происшествия не возникает, если его составлением занимается сотрудник Госавтоинспекции. Однако водители, прибегнувшие к Европротоколу, вынуждены самостоятельно выполнять процедуру. Это значительно повышает риск допущения ошибки. Чаще всего автовладельцы допускают следующие из них:
- Неправильное определение места первого столкновения транспортных средств. Причина ошибки – банальная невнимательность.
- Сокрытие определённых действий либо манёвров. Выполняется с умыслом с целью перекладывания вины за произошедшее на другого водителя. Яркий пример этого – отрицание превышения скоростного порога либо совершения обгона перед столкновением.
- Противоречивое описание сигналов светофора. Для выяснения точной картины произошедшего прибегают к свидетельским показаниям, на основании которых определяется виновник аварии.
Правила составления схемы
Поскольку строгих правил составления схемы нет, водители вправе самостоятельно выбрать способ. Ключевыми требованиями будут: полнота, разборчивость, понятность, однозначность составленной схемы. Схема не должна вызывать сомнений и не может толковаться несколькими способами.
Основные правила по составлению:
- информация отражается корректно, необходимо избегать ошибок и неточностей. Чем больше факторов – тем лучше. Следует указывать все факторы, которые имеют отношение к произошедшей аварии, а также причины ее возникновения;
- соотнести в реальности и на схеме расположение транспортных средств до столкновения, в момент и после. Можно указать движение, которое происходило уже после столкновения до момента полной остановки;
- следует указывать все имеющиеся знаки, светофоры, а также нанесенную разметку;
- составлять схему стоит обычной шариковой ручкой, чтобы избежать помарок в дальнейшем;
- не рекомендуется допускать ошибок в схеме. Лучше всего ее исправить, поскольку страховщик может отклонить и не принять ее;
- если схема составлялась на основе готового бланка, следует заполнять все имеющиеся поля.
Что должно быть в схеме ДТП?
В российском законодательстве нет особо жестких требований по художественной составляющей схемы дорожно-транспортного происшествия. Главный фактор – достоверность и полнота предоставленной информации. С помощью данной схемы сотрудники ГИБДД и страховой компании устанавливают ответственность сторон. В 2021 году в схеме ДТП должны быть указаны следующие сведения:
- Подробное описание месторасположения произошедшей аварии (полное название улиц, трасс и т.д.).
- Детальное расположение транспортных средств перед аварией с указанием направлений.
- Если на пути движения автомобилей были преграды они должны быть детально описаны.
- Подробное расположение светофоров, дорожных знаков и линий разметки. Последняя нужна для того, чтобы выяснить, были ли ограничения у участников ДТП на совершение тех или иных маневров.
- Если в момент дорожно-транспортного происшествия на дороге были другие ТС, необходимо указать их.
- Место, где произошло первое соприкосновение транспортных средств.
- Расположение автомобилей после ДТП.