Обязан ли пассажир пристёгиваться на заднем сидении автомобиля
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязан ли пассажир пристёгиваться на заднем сидении автомобиля». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ремни безопасности являются важнейшим элементом системы защиты водителя и пассажиров. В ГИБДД регулярно напоминают, что практически за 70% спасенных в автомобильных авариях жизней человечество обязано этим устройствам. Применение ремней безопасности уменьшает риск гибели водителя при лобовом столкновении в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раз, при опрокидывании — в пять раз.
ПДД о ремнях безопасности на задних сидениях
Правила дорожного движения, в той редакции, что существует на сегодня, трактует вопрос однозначно: все ремни безопасности должны быть застегнуты на всех, кто находится внутри автомобиля. Конечно, если это предусмотрено конструкцией самого авто, ведь многие годы машины оснащались только фиксацией передних кресел.
Если данное требование правил нарушается, то наказанием будет являться административный протокол с последующим взысканием штрафных санкций. Кстати, они могут быть применены не только к самому водителю, но и не зафиксированному ремнем пассажиру. Говоря простым языком, у водителя нет права начинать движение на своём транспортном средстве в таких случаях. Ряд европейских государств трактует подобное нарушение даже более жестко, лишая страховки, если водителя обнаружат в такой ситуации.
Пассажирам стоит самостоятельно контролировать эту ситуацию, как только они садятся в салон авто с незнакомым водителем. Нет уверенности, как поведёт себя последний в аварийной ситуации, даже если он обладает большим опытом. В случае ДТП именно ремень будет основным средством защиты и поможет уберечься от малоприятных последствий. Стандарты безопасности предусматривают фиксацию даже в общественном транспорте дальнего следования. При резких маневрах на большой скорости ремни обезопасят человека от внезапных перемещений по салону, к которым он обычно не готов.
Кто платит штраф за непристегнутый ремень пассажира?
В правилах ПДД в пункте 2.1.2 по состоянию на 2022 год прописано, что в движущейся машине должны быть пристегнуты ремнем все люди, которые в ней находятся. И человек, находящийся у руля и все остальные пассажиры. Несоблюдение этого положения приведет к административной ответственности.
Однако, в пункте 5.1 прописано, что пассажиры себя защитить ремнем безопасности должны только, если они предусмотрены в самом транспорте. Таким образом, если человек не воспользовался ними, но они есть, то может быть предъявлен штраф или на первый раз предупреждение.
В 2022 году, если непристегнут пассажир в движущемся транспорте, то виноват не только он, но и водитель. Но для этих двух категорий лиц величина штрафной санкции разная. Согласно статье 12.6 КоАП человек за рулем понесет денежные затраты в размере 1 тыс. руб., а лицо, сидевшее рядом с ним или сзади – 500 (это указано в статье 12.9 КоАП).
Оформление взыскания штрафа с водителя оформляется всего один раз, даже если в ТС сидело несколько непристегнутых людей. Но вместе с этим протоколы выдаются еще отдельно каждому из пассажиров.
Маршрутные такси удерживающие устройства обычно имеют только у сиденья водителя и соседнего, рядом с ним. При езде на этом виде транспорта нужно обязательно использовать ремни по назначению. Если это правило нарушено, то от штрафа отделаться не получится ни у водителя, ни у пассажиров. В салоне удерживающие устройства чаще всего присутствуют только в маршрутах, предусматривающих дорогу из одного города в другой. В подобном случае тоже важно ехать пристегнутым.
Непристегнутый ремень во время ДТП
По данным ГИБДД 20% погибших в автомобильных авариях водителей и пассажиров не использовали ремень безопасности.
Согласно проведенным исследованиям, использование ремней и детских кресел (так называемых «средств пассивной безопасности») снижает смертность во время ДТП — для водителей и пассажиров на передних сиденьях на 50%, пассажиров на задних сиденьях — на 25%.
Пристегнутые ремнем безопасности пассажиры задних сидений защищают также водителя и впереди сидящего пассажира:
«Возможность гибели пассажира, сидящего спереди, во время ДТП увеличивается в пять раз, если пассажиры сзади не пристегнуты,— это показал анализ более 100 тысяч ДТП. Почти 80% пассажиров передних сидений могли бы выжить, если бы задние пассажиры были пристегнуты.» https://гибдд.рф/news/item/23834
Ответ на вопрос, почему при езде на автомобиле необходимо пристегивать ремни безопасности — очевиден.
Кроме того, если при разборе обстоятельств ДТП инспектор ГИБДД и представитель страховой зафиксируют факт нарушения правил использования ремней безопасности, это может сказаться и на строгости назначенного наказания для виновника ДТП, и на размере подлежащего возмещению ущерба для пострадавшего.
Если пострадавший в ДТП не был пристегнут ремнем безопасности:
- ему также назначат наказание — штраф
- размер компенсации ущерба, положенного ему от виновника ДТП, будет уменьшен (часть 2 статьи 1083 Гражданского кодекса РФ предусматривает снятие части ответственности с причинителя, если вред был причинён в результате грубой неосторожности)
Существует ли скидка на штраф?
Непристегнутый пассажир, которому выписан штраф, может снизить его размер, если произведет оплату оперативно: в этом случае скидка на штраф составит 50%. Подобный «бонус» действителен на протяжении 20 дней со дня вынесения постановления об административном правонарушении.
Так или иначе, пассажир, равно как и водитель автосредства, должен осознавать и помнить, что перевозка пассажиров, не пристегнутых удерживающим ремнем — это серьезное нарушение ПДД. И даже если сам он по жизни привык «надеяться на авось», то пристегнуться следует хотя бы из чувства уважения и заботы о водителе. Ведь в случае ДТП, за любую травму, полученную непристегнутыми пассажирами, придется отвечать перед законом именно ему, равно как и возмещать материальный ущерб, причиненный их здоровью. Да и для самого нарушителя куда большим наказанием, чем штраф, может стать потеря жизни или выход на инвалидность в результате ДТП, трагических последствий которого можно было бы избежать с помощью обычного ремня.
История создания конструкции
Первое приспособление для удержания в автомобильном сидении было изобретено в 1885 году в США. В начале 20-х годов 20 века этими конструкциями были оснащены все гоночные автомобили. Затем последовал тридцатилетний переходный период.
Мысль о том, что системами безопасности нужно оснащать все серийные автомобили, пришла не сразу. Только в 50-м году с конвейера вышла первая машина, предназначенная для индивидуального пользования и укомплектованная ремнем безопасности.
Первыми странами, где оборудование получило всеобщее одобрение, считаются Швеция (официальное Постановление 1957 года) и США (родоначальником считается штат Висконсин). Вскоре к развитым странам присоединились Франция (1970) и бывший СССР (с 01.04. 1975 г.)
Ремень без опасности. Всегда и всем ли надо пристегиваться в авто
Статья по теме
Что главное на дороге – четкое соблюдение ПДД или взаимная вежливость?
Для читателей «АиФ» распространенные заблуждения прокомментировала старший инспектор по агитации и пропаганде отдела ГАИ Октябрьского РУВД г. Минска Виктория ЦАРУК.
Ремень в случае аварии мешает быстро выбраться из автомобиля, например, горящего или тонущего
— Современная система безопасности ремней достаточно проста, не требуется каких-либо сложных действий, чтобы отстегнуть или застегнуть ремень, — достаточно просто нажать на кнопку. Кроме того, вероятность оказаться в горящем или тонущем автомобиле мала. Но, даже если рассматривать эти частные случаи, польза от пристегнутого ремня безопасности все равно в разы больше, чем от его неиспользования.
На небольшой скорости можно не пристегиваться
— Это не так. Двигаясь со скоростью 20-50 км/ч, вы можете столкнуться с другим авто, которое мчится на скорости 60-100 км/ч, и последствия будут не менее тяжелыми, чем если бы оба двигались с одинаковой скоростью.
По статистике, 80% всех аварий происходят на скорости до 65 км/ч. Если вам вздумается спрыгнуть с 6-го этажа, то ваше тело встретится с асфальтом даже на меньшей скорости – «всего» 60 км/ч. Как вы оцените свои шансы выжить? Они примерно также, что и при езде непристегнутым.
Еще одно заблуждение: ремни не нужны при езде на небольшие расстояния. Это тоже в корне неверно. Бывали случаи, когда люди попадали в аварию, проехав всего 10 метров.
Пристегнутый взрослый может держать ребенка на руках
— Нет. Перевозить ребенка на руках, вне зависимости от того, пристегнуты вы или нет, небезопасно. При столкновении, резком торможении, ударе, если машина двигается со скоростью 50 км/ч, вес человека увеличивается примерно в 30 раз. Поэтому вес ребенка (10 кг) в момент удара возрастет до 300 кг! Удержать такую массу невозможно. Нельзя, к слову, пристегивать одним ремнем себя и малыша, потому что при столкновении взрослый своим весом просто раздавит ребенка. Дети должны ездить в автомобиле только в детских креслах.
С какого возраста необходимо пристегивать детей?
Вопрос о перевозке в машине детей стоит рассмотреть более детально.
Ребенка можно пристегивать обычным ремнем только с 12 лет. Если он еще не достиг этого возраста, тогда обязательно в авто должно быть детское кресло. Сейчас существует большой выбор моделей, благодаря широкому ассортименту.
Если ребенка планируется посадить рядом с водителем, тогда кресло должно быть обязательно.
Важно! Перевозить малыша на переднем сиденье разрешается только в специальном устройстве.
Если же ребенок находится на заднем сиденье кресло можно заменить на адаптер, который крепится к ремню. Малыш будет находиться в стандартном сиденье авто, но при этом надежно зафиксирован. А при торможении адаптер поможет удержать ребенка и не нанести ему вреда.
Если кресло или адаптер будут отсутствовать, а маленький пассажир будет пристегнут обычным ремнем, водителю придется заплатить штраф за нарушение.
На что обращать внимание при выборе автокресла
При покупке детского кресла в машину следует учесть несколько нюансов:
Тип крепления ремня. Бывают крепления двух видов: стандартные и улучшенные – ISOFIX. Оба варианта являются подходящими для прохождения проверки на посту ГИБДД, однако система ISOFIX более надежна в случае ДТП.
Ремни безопасности на кресле. Маленьких детей нужно закреплять в люльке. Для этого предназначены специальные встроенные ремни – трех- или пятиточечные. Также возможна фиксация с помощью столика безопасности. Лучшим вариантом являются пятиточечные ремни.
Каркас кресла. Наиболее прочным и надежным является алюминиевый каркас, в отличие от пластикового.
Следует выбирать те модели, которые оснащены прочным, большим подголовником и боковинами.
Предпочтение следует отдать чехлам из хлопковой ткани, поскольку они лучше подходят для кожи ребенка и не раздражают ее.
Каким образом ДПС может доказать вашу вину?
Доказать виду водителя автомобиля ДПС может безоговорочно в случае, если произошла авария. При ведении видеофиксации нарушения и записи остановки автомобиля вина водителя может быть доказана.
Если людей перевозят в кузове или грузовом фургоне без соответствующего оборудования, то это тоже является нарушением правил транспортировки граждан, узнать об этом вы можете на нашем сайте.
Следует помнить, что водитель и пассажиры вправе делать выбор: пристегиваться им в автомобиле или нет, но этот выбор необходимо делать не для инспектора ГИБДД или участников движения, в первую очередь для своей безопасности и безопасности своих пассажиров.
Кому разрешено не пристегиваться ремнями безопасности
Если вас не остановил сотрудник ГАИ, это не означает, что нарушение осталось незамеченным: автоматические камеры фиксируют непристегнутый ремень безопасности. Поэтому не следует надеяться на то, что вам удастся избежать ответственности, уклонившись от встречи с «живым» инспектором.
Многих интересует, в каких случаях можно не пристегиваться ремнями безопасности. Пп. 2.1.2 и 5. 1 ПДД обязывают водителя и пассажиров пристёгиваться ремнями, если автомобиль ими оборудован (их установка предусмотрена конструкцией). Поэтому если какие-то модели ТС не оборудованы ремнями безопасности, такое оборудование не предусмотрено конструктивно, то требование пристёгиваться с точки зрения формальной логики на них не распространяется. Что касается отдельных категорий водителей и пассажиров, например, медиков, пожарных, полицейских, сотрудников спецслужб, то никаких исключений для них ПДД не предусматривают: они обязаны пристёгиваться ремнями на общих основаниях.
Возможно ли оспорить штраф
На протяжении десяти дней с момента вынесения постановления штраф можно обжаловать. Но вопрос в том, каким образом доказывать свою невиновность. Во-первых, автомобили должны быть оборудованы ремнями, а значит сослаться на то, что человек не пристегнулся в машине из-за неисправности не получится. Во-вторых, данный штраф как правило назначается в тех случаях, когда четко видно, что ремень не пристегнут — либо на камере, либо данный факт был замечен сотрудником ГИБДД.
Но все же не исключены уникальные ситуации. При наличии весомых аргументов в свою пользу стоит обжаловать штраф. Основаниями для обжалования служат:
- общие нарушения процесса составления протокола;
- ошибки и помарки при оформлении исполнительного документа;
- несогласие автовладельца с предъявленным ему обвинением в административном нарушении.
Если оспорить штраф не удается, то его придется оплатить. На оплате можно сэкономить, если внести деньги в течение 20 суток с момента вынесения постановления. Скидка составит 50%.
Почему нужно пристёгиваться на заднем сидении
Специалисты американского института, который занимается разработками в сфере дорожной безопасности, провели краш-тест, чтобы показать на его результатах, нужно ли пристёгиваться пассажирам, сидящим на задних сидениях в авто. Испытания проводились при скорости движения машины в 56 км/час (по американским меркам это всего-навсего 35 миль/час).
Чтобы ответить на вопрос, обязан ли пассажир пристегнуться, достаточно посмотреть видео с результатами. При просмотре видно, что водителя спасает подушка безопасности, а человек, сидящий позади, врезается лицом в подголовник сидения и даже на такой скорости ломает себе лицевые кости и выбивает зубы. При обратной амплитуде движения после остановки транспортного средства, он с размаху ударяется о спинку сидения, что в свою очередь чревато травмами позвоночных отделов.
Как обжаловать штраф за ремень безопасности
Если вы не согласны с назначенными санкциями, у вас есть 10 дней, чтобы их обжаловать. Однако на руках должны быть доказательства невиновности и весомые доводы. Например:
- За рулем находился другой человек, ваш родственник или знакомый, что можно подтвердить страховкой, оформленной на двух и более водителей, либо доверенностью на другого человека.
- Вы продали машину, и не могли в момент нарушения управлять ею. Подтвердить ваши слова поможет договор с покупателем.
- Вы отстегнули ремень после остановки сотрудником ГИБДД, чтобы достать из бардачка документы, а инспектор зафиксировал, что ремень не был пристегнут, и назначил вам штраф. Вашу правоту докажет видео с регистратора, направленного на салон.
- Вы находились за рулем в темной одежде, и камера, не распознав на ней ремень, зафиксировала нарушение.
Могут быть и другие обстоятельства, когда взыскание назначили неправомерно.
Железная защита от уплаты штрафа
Многочисленные автофорумы пестрят советами от автолюбителей не только о том, как оспорить штраф за ремень в уполномоченных органах, но и какими методами можно избежать наказания непосредственно при встрече с инспектором. Рассмотрим самые действенные алгоритмы действий детально:
- -Условный правонарушитель имеет право требовать у инспектора предъявления фотографий и видеосъемок, которые зафиксировали его вину. Если такие доказательные материалы отсутствуют, то это свидетельствует о том, что правила движения на дороге не были нарушены. В том случае, если сотрудник ГИБДД заметил непристегнутый ремень, возражения водителя основываются на неподвижном состоянии транспорта, так как законодательство РФ обязывает использовать защитное устройство исключительно во время поездки.
- -Если инспектор стоит на своем, то необходимо настоять на составлении протокола. В разделе «объяснения» написать текст: «Не могу согласиться с предъявленным нарушением, так как во время движения авто по инструкции зафиксировал лямку безопасности, перекинутую через плечо. Инспектор не смог непредвзято и объективно доказать мою виновность». Исходя из сведений нормативно правового акта действующего законодательства, сотрудник ГАИ должен собрать доказательную базу вины автомобилиста или пассажира в том или ином нарушении. В противном случае для привлечения к ответственности нет никаких законных оснований.
- -Подтвердить свою непричастность к обвинениям можно данными с видеорегистратора, оснащенными двумя камерами слежения. В этом случае одна из них покажет движение или стоянку транспортного средства, а вторая запишет видеоинформацию о действиях водителя в это же время. Это неоспоримое основание для судебной инстанции, чтобы прекратить рассмотрение дела по вопросу взыскания штрафа.
- -Если негативного последствия невозможно избежать, и вынесен исполнительный документ, оспорить штраф за ремень безопасности можно с помощью опытного автоюриста.
Главный критерий, основываясь на который можно опротестовать денежное взыскание за непристегнутый ремень — документальные доказательства. Лицо, управляющее автомобилем, может оспаривать исполнительный документ ГИБДД, ссылаясь на применение пассивной защиты во время движения транспортного средства. В качестве подтверждения могут выступить показания свидетелей.