Организация контроля за расходованием ГСМ (Обухова Т.)

15.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация контроля за расходованием ГСМ (Обухова Т.)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чаще всего нефтепродукты на АЗС хранятся в двустенных стальных резервуарах, соответствующих нормативным требованиям, или фасованными в тару. Порядок хранения продуктов в емкостях должен быть организован так, чтобы их загрязнение или смешивание были исключены, потери сведены к минимуму, а качество полностью сохранено. В емкостях с бензином не должно быть подтоварной воды более установленного уровня, который обеспечивается конструкцией устройства для дренажа жидкости. Емкости могут заполняться нефтепродуктом не более чем на 95 % от их объема.

Технологические процессы хранения нефтепродуктов на АЗС

Ответственным за контроль и сохранение качественных характеристик нефтепродуктов является лицо, которое официально назначается распорядительным документом предприятия.

Для сохранения потребительских характеристик нефтепродукта необходимо:

  • содержать резервуары, сливные устройства, топливораздаточные колонки исправными и чистыми;
  • постоянно контролировать герметичность емкостей для хранения нефтепродуктов, технологических трубопроводных сетей, запорной арматуры, что позволяет исключить проникновение в них атмосферных осадков и грязи;
  • придерживаться гарантийного срока хранения;
  • соблюдать все требования нормативов.

Правила учета ГСМ: проводки

Бухгалтерский учет купленных горюче-смазочных материалов будет зависеть от того, каким способом их приобретали:

Операция ДЕБЕТ КРЕДИТ
Покупка ГСМ по топливным картам и талонам
Отражение денежных средства, перечисленных за карты/талоны, в качестве выданного аванса 60, субсчет «авансы выданные» 51
Принятие к вычету НДС с выданного аванса 68, субсчет «расчеты по НДС» 76
Принятие к учету горюче-смазочных материалов, отпущенных по талом или картам (на основании отчета компании-эмитента талонов или карта, либо корешков талонов от водителей). 10 60
Отражение НДС по ГСМ 19 60
Принятие к вычету НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19
Восстановление НДС, принятого к вычету с перечисленного аванса 76 68, субсчет «расчеты по НДС»
Покупка ГСМ за наличные
Выдача денег под отчет на покупку ГСМ 71 50
Оприходование ГСМ на основании авансового отчета от водителя 10 71
Отражение НДС по приобретенным ГСМ 19 71
Принятие к вычету «входного» НДС по ГСМ 68, субсчет «расчеты по НДС» 19

Правила учета ГСМ – подтверждение расходов на топливо

Формы путевого листа обязательны к применению только для профессиональных перевозчиков. Непрофильные компании вправе разрабатывать свои бланки и отражать их как приложение с образцом в учетной политике. Следует помнить о таких моментах:

  • на каждый автомобиль должен оформляться отдельный путевой лист;
  • предельный срок действия листа – 1 месяц;
  • в путевом листе отражается точный маршрут поездки и расход топлива.

Если в компании более двух транспортных средств, учитывать расходы на топливо будет проще, если вести внутреннюю отчетность.

Формы отчетности, сроки составления, список ответственных лиц – все утверждается руководством в приказе. Среди полезных отчетных форм:

  1. Отчет о движении горюче-смазочных материалов, оформляемый материально ответственным за выдачу ГСМ работником на основании актов, требований, товарно-транспортных накладных, карточки учета расхода ГСМ, ведомости учета возврата талонов. В документе указываются сведения о получившем топливо сотруднике, разновидности ГСМ, единицы измерения, цель выдачи, остаток на начало/конец отчетного периода, поступление, выбытие.
  2. Ведомость учета выдачи горюче-смазочных материалов. В документе указывается выданное всем работникам топливо. Водители предъявляют путевой лист или другой документ, итоговое количество ГСМ суммируется в конце ведомости, вместе с наименованием и маркой ГСМ, информацией об автомобиле (регистрационный номер, модель, марка), информацией о водителе (ФИО, день выдачи топлива, табельный номер), сведения о ГСМ, необходимых в период техобслуживания и ремонта ТС (на основании накладных и лимитно-заборных карт).

Организация расчетов по ГСМ с водителями и другими работниками предприятия

На основании учетных данных на предприятии выявляются отдельные автомобили, по которым водителями допускаются перерасходы топлива по сравнению с нормируемой величиной.

Для выяснения причин перерасходов назначаются административные расследования. При проведении таких расследований проверяются правильность исчисления нормативного и фактического расхода топлива, выясняются причины перерасхода, а при необходимости проводятся контрольные замеры.

Если причиной перерасхода послужило техническое состояние автомобилей, должно быть организовано техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

При наличии вины водителей работодателем может быть принято решение о привлечении работника к полной (на основании пп.5 и 6 ст.121 КЗоТ РФ) или ограниченной (ст.118 КЗоТ РФ) материальной ответственности, а также о расторжении с ним трудового договора (контракта) по п.3 «систематического неисполнения работником без уважительных причин возложенных обязанностей» или п.8 «совершения по месту работы хищения» ст.33 КЗоТ РФ (при обязательном наличии подтверждающих и обосновывающих документов).

Читайте также:  Региональный материнский капитал в Кургане в 2023 году

Удержания из заработной платы производятся только по приказам руководителя предприятия и с письменного согласия работника в пределах до 20% выплачиваемого заработка.

Сумма, причитающаяся к удержанию с работника, отражается по счету 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям».

В бухгалтерском учете расчеты оформляются в следующем порядке:

дебет счетов 20, 25, 26, 29 кредит счета 10 — отнесение на себестоимость ГСМ в размерах установленных норм или определенной израсходованной части;

дебет счета 84 «Недостачи и потери от порчи ценностей» кредит счета 10 — отнесение остатка фактически израсходованных ГСМ (разница между фактическим расходом и нормируемой величиной);

дебет счета 73 кредит счета 84 — отнесение стоимости ГСМ на расчеты с работниками по возмещению их стоимости;

дебет счета 73 кредит счета 68 — восстановление суммы НДС (в случае, если до этого была отнесена на расчеты с бюджетом) в части ГСМ, отнесенных к возмещению работником;

дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредит счета 73 — производство удержаний из заработной платы;

дебет счета 88 кредит счета 73 — отнесение части ГСМ за счет средств работодателя.

При работе на одном автомобиле нескольких водителей учет расхода топлива по каждому из них ведется раздельно.

Допускается при взаимной договоренности водителей, надлежащим образом оформленной документами, учитывать расход топлива на «один наряд» с солидарной ответственностью водителей за расход топлива автомобилем.

При бригадном методе работы с согласия работников, оформленного установленным порядком, допускается введение солидарной ответственности за расход топлива.

Предприятия, использующие транспортные средства, разрабатывают положения о материальном стимулировании работников за экономию горюче — смазочных материалов.

В таких положениях устанавливаются: показатели премирования (за что премируются работники, в каких пределах и т.п.), условия премирования (при выполнении каких условий работники имеют право на получение премии — отсутствие нарушений трудовой дисциплины, прогулов и т.п.), категории премируемых работников (в первую очередь водители, обслуживающие транспорт работники, управленческий персонал, работники, занятые учетом и хранением ГСМ, и др.) с распределением сумм премий между ними, источники выплаты премий, порядок учета и отчетности на предприятии по суммам сэкономленных ГСМ и др.

Выплата премий осуществляется на основании приказа по предприятию с указанием источников погашения затрат.

Вознаграждения, выплачиваемые за экономию топлива, предприятия вправе относить на себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» как «премии за производственные результаты».

Общий размер выделяемых на премирование сумм ограничивается стоимостью сэкономленного ГСМ. Непосредственно по каждому водителю размер премий устанавливается по результатам экономии (в процентах от суммы экономии), по другим категориям работников, в том числе управленческого аппарата, — в процентах от остатка сумм экономии, выделяемых на премирование.

Начисленные суммы премий в полной мере учитываются при исчислении среднего заработка в соответствии с Порядком исчисления среднего заработка в 1998 году, утвержденным Постановлением Минтруда России от 16 января 1998 г. N 1. При этом месячные премии учитываются полностью (при условии, если в месяце расчетного периода выплачено не более одной премии за экономию ГСМ; если более — учитывается большая), премии за период, превышающий один месяц, — не более одной в части, приходящейся на месяц расчетного периода (квартальные — в размере 1/3, полугодовые — в размере 1/6 и т.п.).

Отдельные особенности организации учета ГСМ предприятиями, имеющими АЗС

Предприятия, имеющие свою АЗС, через которую осуществляется как заправка собственного транспорта, так и реализация сторонним потребителям, могут организовать учет ГСМ на производственные (служебные) нужды в следующем порядке.

При выделении отдельных емкостей (заправочных колонок) с ГСМ на собственные нужды учет осуществляется на счете 10 с последующим списанием потребленных ресурсов на затраты производства.

Если заправка своего автотранспорта осуществляется вместе с автотранспортом сторонних потребителей, существует необходимость числящихся на счете 41 «Товары» ГСМ, израсходованных на собственные нужды, относить на счет 10 либо непосредственно на счета учета затрат:

дебет счета 10 кредит счета 41 — списание стоимости ГСМ, израсходованных на заправку собственных автомобилей (по учетным ценам без НДС);

дебет счета 19 кредит счета 41 — отнесение сумм НДС, подлежащих к уплате поставщику, по ГСМ, израсходованным на собственные нужды;

дебет счета 68 кредит счета 19 — НДС к зачету;

дебет счетов 20, 23, 25, 26 кредит счета 10 — фактически израсходованные суммы ГСМ (на основании оправдательных документов — путевых листов и т.п.).

Правомерен ли запрет на использование авто в личных целях?

Запрет на использование служебного ТС в личных целях считается правомерным. Соответствующий вывод можно сделать из судебной практики. В частности, из Апелляционного определения Мосгорсуда №33-14444/2018 от 4 апреля 2021 года. В рамках дела сотрудник предоставил расписку о том, что он обязуется не использовать ТС в личных целях. Но позже работник посчитал, что подобный запрет является необоснованным.

Читайте также:  Образец генеральной доверенности на все полномочия от физического лица

Однако суды единогласно подтверждали работодателя. При этом они сослались на то, что руководитель согласовал запрет на эксплуатацию авто с профсоюзом. Подобное решение не противоречит статье 8 ТК. Кроме того, запрет можно отнести к обязанностям сотрудника добросовестно выполнять свою работу и соблюдать нормы безопасности труда.

Правила использования служебных автотранспортных средств работниками ООО «ЗВЕЗДА»

  1. Общие положения.

1.1. Настоящие Правила разработаны с целью обеспечения надлежащего использования автотранспортных средств, которые являются собственностью ООО «ЗВЕЗДА» (далее — компании) и предоставляются работникам компании в пользование с целью содействия наиболее эффективному выполнению работниками должностных обязанностей.

1.2. Далее в Правилах термин «пользователь» употребляется для обозначения работника, которому компания предоставила автотранспортное средство для выполнения служебных обязанностей.

1.3. Правила обязательны к соблюдению всеми пользователями.

  1. Собственность и регистрация.

Автотранспортные средства компании являются собственностью компании и зарегистрированы на имя компании.

Пример составления акта на списание ГСМ

  1. Вначале акта справа или слева (не имеет значения) отводится место для утверждения руководителем компании, укзывают название предприятия и дату составления акта.
  2. Далее посередине вписывается наименование документа и коротко обозначается его смысл (в данном случае это «списание ГСМ»).
  3. После этого в акт вносится состав комиссии с указанием должностей сотрудников, а также их персональных данных.
  4. Следующее, что нужно отметить: период, за который происходит списание горюче-смазочных материалов, а также марку и гос номер конкретного автомобиля.
  5. Ниже идет таблица. В нее вписываются
    • горюче-смазочные материалы, подлежащие списанию,
    • их количество (в литрах),
    • утвержденная на предприятии норма их расходования,
    • фактический расход,
    • стоимость.

В тех строках, которые остаются незаполненными, нужно поставить прочерки.

  • Под таблицей следует отметить направление расхода: в данном случае, это «нужды организации», а также прилагаемые к акту документы (здесь указаны путевые листы в хронологическом порядке по номерам).
  • В завершение акт следует удостоверить подписями всех членов комиссии с расшифровками автографов.
  • Обновленные нормы расхода ГСМ.

    Списание всех видов топлива осуществляется по его фактическому расходу, но не выше утвержденных норм расхода ГСМ.

    Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте установлены Методическими рекомендациями, введенными в действие Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 № АМ-23-р (далее – Распоряжение № АМ-23-р, Методические рекомендации). Согласно этим рекомендациям норма расхода ГСМ применительно к автомобильному транспорту подразу­мевает установленное значение меры потребления ГСМ при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. Нормы предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлива по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности организаций в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т. д.

    Стоит отметить, что с 6 апреля 2018 года указанные нормы были обновлены по некоторым легковым и грузовым автомобилям (автобусам, фургонам) отечественного производства и стран СНГ, которые выпускаются с 2008 года. Также с указанной даты в новой редакции приведены предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива по субъектам РФ и их частям. Изменения внесены Распоряжением Минтранса РФ от 06.04.2018 № НА-51-р.

    Обязаны ли автономные учреждения применять нормы ГСМ, установленные Распоряжением № АМ-23-р? Руководствоваться Распоряжением № АМ-23-р предписывают:

    Минюст – в целях организации эксплуатации транспортных средств (Письмо от 21.09.2009 № 03-2609);

    Минфин – при определении обоснованности произведенных расходов на приобретение топлива (письма от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57, от 14.01.2009 № 03-03-06/1/6).

    Вместе тем следует учитывать, что нормы, установленные Распоряжением № АМ-23-р, имеют рекомендательный характер, и несоблюдение предусмотренного в них порядка не влечет применения мер административной ответственности и бюджетных мер принуждения, предписаний об устранении нарушений бюджетного законодательства (Письмо Минфина РФ от 13.12.2013 № 02-10-010/55111).

    Если Распоряжением № АМ-23-р не установлены нормы ГСМ по автомобилю, используемому в учреждении, как обосновать расход топлива? В соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, на которую Минтрансом не утверждены нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и организаций могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в предусмотренном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике. До принятия локального акта, утверждающего нормы, учреждение может руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина РФ от 11.07.2012 № 03-03-06/4/71, от 10.06.2011 № 03-03-06/4/67).

    Правила учета ГСМ — нормативы

    Компании имеют право на утверждение собственного лимита расходования топлива:

    • заимствуют сведения о расходовании ГСМ из технической документации на машину;
    • собирают комиссию и производят замеры.
    Читайте также:  8 мифов об определении места жительства ребёнка

    Замеры расхода бензина производятся по следующей схеме (отдельно для порожнего и груженого ТС, для летних и зимних поездок, для простоя с включенным двигателем и т.д.):

    1. В пустой бак заливается бензин, фиксируется его объем.
    2. Автомобиль ездит до момента полного опорожнения бензобака.
    3. По спидометру определяется, сколько километров авто проехало до опустошения бака.
    4. Определяется, сколько топлива требуется для проезда 1 километра (число литров делится на количество километров).
    5. Составляется акт комиссии с подписями всех ее членов.

    Акт передачи топливной карты водителю

    Акт передачи топливной карты водителю является важной частью документооборота компании, которая владеет транспортом с наемными водителями. Посредством этой бумаги можно соблюсти алгоритм документального оформления выдачи бензина водителям.

    1. Заключить с каждым из сотрудников трудовой договор, в котором прописаны моменты использования топливных карт. Если договоры были заключены ранее, то можно сделать приложения к ним.
    2. Составить акт приема-передачи топливной карты для каждого из сотрудников.
    3. Ввести систему учета ГСМ в виде составления путевых листов на каждую поездку.
    4. В бухгалтерском учете – приходовать расход топлива согласно выдаваемой по каждой топливной карте товарной накладной.
    5. Производить списание ГСМ, основываясь на подписанных путевых листах.

    Положение о об использовании топливных карт на предприятии

    В течение срока, указанного в распоряжении (приказе), в установленном порядке заполняются путевые листы, где указываются все необходимые реквизиты, в том числе пробег за день. 3. По истечении установленного распоряжением (приказом) срока проводятся контрольные замеры количества топлива в баке и снимаются показания счетчика пробега. 4. Определяется пробег автомобиля за период, исходя из показаний счетчика (пробег на конец дня — пробег на начало дня).

    5. Расходование средств на оплату ГСМ производится на основании договоров, заключенных с организациями в соответствии с установленными требованиями федерального законодательства, либо за наличный расчет при командировках за пределы города и при отсутствии возможности приобретения в рамках заключенных договоров.

    Заправляемся по топливным картам

    В случае несоответствия отчета держателя топливной карты и акта, представленного поставщиком, составляется акт сверки взаиморасчетов между организациями. И если в результате сверки поставщик должен вернуть денежные средства за недопоставленное топливо, указанный возврат будет производиться на условиях, предусмотренных договором поставки. Наличные денежные средства будут возвращены в порядке, предусмотренном для возврата денежных средств по неиспользованным чекам. Если выявленное отклонение возникло по вине держателя топливной карты, предприятие вправе потребовать от водителя возмещения стоимости ГСМ в сумме выявленного расхождения.

    Поставщик топлива ежемесячно представляет организации-покупателю счет-фактуру, акт приема-передачи на проданное топливо, а также отчет (реестр) операций по картам. В последнем документе указываются данные с заправок: количество, марка, стоимость отпущенного бензина, а также дата, время, место заправки и остаток средств на карте.

    Переход на зимний расход топлива

    Бланки и образцы документов / Приказ / Документ относится к группе «Приказ». Рекомендуем сохранить ссылку на эту страницу в своем социальном профиле или скачать файл в удобном вам формате. Cкачать образец документа «Приказ об утверждении норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов» в .DOC /.

    DOCX / .PDF / .RTF (наименование организации) Приказ N г. » » г.

    Об утверждении норм расхода топлива и горюче-смазочных материалов С целью упорядочивания расхода горюче-смазочных материалов и подтверждения обоснованности включения в состав затрат по налогу на прибыль стоимости израсходованных топлива и горюче-смазочных материалов (далее — ГСМ), руководствуясь Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте», ПРИКАЗЫВАЮ: 1.Установить с » » г.

    Что говорит налоговое законодательство

    Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

    Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2021 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

    Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.


    Похожие записи: