Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение

02.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Четыре причины, по которым банк не исполнит платежное поручение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Орган Федерального казначейства для уточнения (выяснения) принадлежности платежей, отнесенных к невыясненным поступлениям, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежа, формирует Запрос на выяснение принадлежности платежа (код формы по КФД 0531808) и направляет его администратору поступлений в бюджет.

Администратор доходов бюджета в срок, не превышающий 20 рабочих дней (если законодательством РФ не установлен иной срок) со дня представления в его адрес Запроса на выяснение принадлежности платежа по невыясненным поступлениям, направляет в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа.

Невыясненные поступления подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым направлялся Запрос, или администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» (КБК) или текстовом поле «Назначение платежа» расчетного документа не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления.

Порядок работы налоговых органов с невыясненным платежом

Для налоговых органов невыясненным платежом считается:

  • Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
  • Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.

Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:

  • Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
  • Оформленным с нарушением Правил;
  • Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
  • Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.

Почему платеж не дошел до адресата?

Причин, из-за которых деньги могли не дойти до адресата, несколько:

  1. Реквизиты указаны неверно. Перед тем, как подтвердить отправку, нужно несколько раз перепроверить все веденные данные. Если в какой-либо категории будет хотя бы один недочет (не хватает цифры, ошибка в написании инициалов, неправильно указан БИК банка и т.д.), платеж не будет осуществлен. Обычно в таких ситуациях деньги через несколько дней возвращают на счет отправителя, а в истории операций появляется пометка «Не исполнен» или «Возвращен». В некоторых случаях средства отправляют не обратно плательщику, а на счет «Невыясненные суммы» или «До востребования». Тогда сотрудники банка связываются с отправителем любым доступным способом и просят скорректировать введенные реквизиты либо получить платеж обратно на свой счет. Может быть и так, что деньги, отправленные в другой банк, просто зависнут. Например, если номер счета получателя и ФИО не совпадают. Тогда платеж оседает на счете невыясненных сумм и ждет соответствующего запроса.
  2. Технические неполадки. Оборудование и операционные системы, которыми пользуются кредитно-финансовые учреждения, довольно точные и надежные, но даже у них случаются сбои. Если в момент отправки вашего перевода система пусть и на секунду вышла из строя, деньги могли попасть не на тот счет или просто зависнуть в папке «До востребования».
  3. Счет заблокирован или на нем недостаточно средств. Чаще всего эта причина связывается с арестом, который накладывают на банковскую карту судебные приставы. Они действуют на основании решения суда, в который поступил иск от Налоговой службы, бывшего супруга, ГИБДД и др. о крупной задолженности. Пока за вами числится долг, никаких операций по счету совершить вы не сможете.

Поэтому важно следить за историей платежей и дожидаться, пока статус очередной транзакции не перейдет в «Исполнено». Если деньги с карты ушли, но адресат их так и не получил, пора приступать к их розыску.

Учет невыясненных платежей

Невыясненный платеж отражается по коду формы дохода. Детализация кода определяется формой бюджета. Невыясненный платеж нужно зафиксировать на счете 1 205 82. Соответствующее правило прописано в п. 77 Инструкции №162н. Используемые проводки определяются тем, будет ли уточнен платеж или он направляется обратно налогоплательщику. Рассмотрим используемые проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие невыясненного платежа к учету. Первичным документом в этом случае является выписка из лицевого счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Списание невыясненного платежа после того, как была установлена принадлежность средств. Первичная документация: выписка со счета, приложение.
  • ДТ1 210 02 100 КТ1 205 00 660. Зачет денег по обновленному КДБ.
  • ДТ1 205 00 560 КТ1 401 10 100. Начисление дохода (актуально только в том случае, если раньше эта процедура не проводилась).
Читайте также:  Как получить налоговый вычет в 2023 году

Как налоговые органы работают с невыясненными платежами?

Эти проводки актуальны при уточнении платежей. Если же деньги возвращаются налогоплательщику, используется эти бухгалтерские проводки:

  • ДТ1 210 02 180 КТ1 205 82 660. Принятие к учету невыясненного платежа. Первичная бумага, на основании которой создается проводка – выписка со счета.
  • ДТ1 205 82 560 КТ1 210 02 180. Перечисление невыясненного платежа налогоплательщику. Первичный документ – заявление налогоплательщика.

Бухгалтерские проводки могут создаваться только на основании информации из первичных документов.

Неналоговые платежи в 2018 году

Государство всерьез принялось за наведение порядка в системе неналоговых платежей.

В ближайших планах — унификация таких платежей, закрепление единых принципов их установления и взимания. Некоторые платежи будут отменены.

Что касается появления новых и повышения ставок существующих, то в этом случае все станет более обосновано с экономической точки зрения.

14 августа 2020 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития.

Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2020 года.

План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Документальное оформление

Если орган зарегистрировал невыясненный платеж, создается и отправляется запрос на установление принадлежности средств. Запрос составляется по форме 0531808. Для уточнения платежа предоставляется соответствующее уведомление. Цель уведомления – исправить неверные реквизиты на правильные. Необходимость направления этого документа оговорена в п. 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса. Положение, касающееся рассматриваемой ситуации, содержится также в п.56 Приказа Минфина №125н.

Если платеж был направлен неверно, нужно возвратить деньги налогоплательщику. Для этого создается заявление на возврат по форме 0531803. Отправить его нужно в казначейство.

Записка составляется представителем бухотдела или сотрудником с соответствующими полномочиями. На документе обязательно проставляется подпись руководителя фирмы. Если лицо, направившее письмо, узнало об ошибке, актуален следующий порядок действий:

  1. Обращение в банк для получения доказательств о фактическом перечислении средств. Банк должен выдать доказательство в письменной форме.
  2. Отправка в налоговую письма, уточняющего платеж.

Специальной формы для письма нет, поэтому при его составлении можно пользоваться локальными актами. В документе в обязательном порядке прописывается эта информация:

  1. Название структуры, которая получила платеж.
  2. Адрес фирмы.
  3. Данные о получателе платежа.
  4. Номер поручения, составленного с ошибками, дата его создания.
  5. Указание на ошибку (к примеру, неверное указание кодов).
  6. Способ удаления ошибки.

Если в поручении содержится несколько ошибок, отдельно нужно указывать каждую из них. Существуют рекомендательные требования к бумаге:

  • Деловой стиль.
  • Отсутствие двусмысленностей.
  • Краткое изложение исключительно по существу вопроса.

Письмо рекомендуется дополнить документами, которые подтверждают фактическое осуществление платежа. К примеру, можно направить платежное поручение с отметкой банковского учреждения. Если представителям налоговой этого недостаточно, можно приложить выписку с расчетного счета. Она станет доказательством списания средств.

Почему платеж не дошел до получателя?

В случае допущения ошибок или технических сбоев платежи могут не дойти до своего адресата. Причин для этого может быть несколько:

  • Неверно указаны реквизиты. Данные для платежа стоит перепроверить несколько раз для избежания ошибок. Нехватка даже одной цифры влечет за собой сложность для правильной доставки перевода. В большинстве случае платеж, отправленный по неверным реквизитам, возвращается обратно отправителю, а в истории операций статус платежа будет стоять, как «Не исполнен» или «Возвращен». Иногда деньги возвращаются не на счет, с которого бы сделан перевод, а на счет «До востребования» или на «Невыясненные суммы». В этом случае с клиентом связываются сотрудники банка и просят внести корректировки в платеж или возвращают деньги на счет. Деньги также могут зависнуть на счетах банка-получателя. Например, данные счета и его владельца не сходятся. В данном случае сумма будет отправлена в банк-отправителя, или деньги будут «висеть» до тех пор, пока не поступит запрос о судьбе платежа.
  • Технический сбой. К сожалению, банковские программы еще далеки от совершенства и имеют свойство «зависать» в ненужный момент. Например, в момент отправки система дала сбой, и деньги просто ушли не туда или попали на другой счет банка. Технические сбои бывают непродолжительными и обычно все исправляется довольно быстро. Если платеж так и не дошел, а деньги со счета отправителя списаны, то нужно написать заявление на розыск платежа.
  • Недостаточно денег для отправки. Это случается тогда, когда отправитель не рассчитал сумму с учетом комиссии. Чаще всего это выясняется на стадии отправки, и система выдает ошибку, что недостаточно средств для совершения перевода. Бывают также ситуации, когда пришла блокировка налоговой на указанную сумму, либо же блокировка по суду. Заблокированные деньги нельзя отправить

Как уточнить реквизиты на оплату страховых взносов

Ошибиться можно не только при отправке налоговых платежей, но и при отправке взносов. Уточнять сумму в данном случае нужно в стандартном порядке. Однако существуют некоторые нюансы:

  • Уточнять сумму взносов не нужно в том случае, если информация о сумме учтена на лицевом счете фирмы. Основанием для этого является пункт 9 статьи 45 НК РФ.
  • Порядок уточнения определяется датой, в которую совершен платеж. Если он произведен за отчетный период до 1 января, заявление об уточнении нужно направлять в ПФР. Рассмотрение заявки занимает 5 дней. Если перевод осуществлен после 1 января, заявка направляется в налоговую.

После того как структура рассмотрит документ, принимается решение о возможности уточнения реквизитов.

Порядок работы налоговых органов с невыясненным платежом

Для налоговых органов невыясненным платежом считается:

  • Платеж по расчетному документу, в одном из полей которого налогоплательщиком информация не указана или указана ошибочно;
  • Платеж, который определить однозначно к отражению налоговиками в своих информационных ресурсах невозможно.

Другими словами, если к конкретному налогу отнести платеж налоговики не могут, в силу того, недостаточно информации в платежном поручении, они относят его к невыясненным платежам. В налоговом органе информация по всем невыясненным платежам собирается в одной ведомости по учету невыясненных поступлений. Такая ведомость содержит информацию по следующим платежам:

  • Отнесенным на КБК по невыясненным поступлениям;
  • Оформленным с нарушением Правил;
  • Платежам, которые нельзя классифицировать по карточкам определенных налогоплательщиков;
  • Платежам, по которым у конкретного налогоплательщика не открыты карточки расчетов.

Уточнение по просьбе налоговой

Когда ошибку, которая не влечет за собой неуплату налога, обнаружит налогоплательщик сам, он самостоятельно направляет в адрес налоговой заявление об уточнении платежа.

Когда такую ошибку находит налоговый орган, то он информирует налогоплательщика о необходимости уточнить платеж. В таком сообщении содержится информация о том, что платежка по перечислению налога оформлена с нарушением Правил и указывается конкретное нарушение. Варианты указываемых нарушений:

  • КБК или ОКТМО указаны неверно или не указаны вовсе;
  • Неверно указан или не указан ИНН плательщика или получателя;
  • Не указан или указан неверный КПП плательщика или получателя;
  • Плательщик налога на учете в налоговом органе не состоит;
  • Налог оплачен за третье лицо (

Невыясненные платежи в налоговой как вернуть

1 января 2014 года вступил в силу «Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ» (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минфина РФ от 18 декабря 2013 г. № 125н.

Согласно п. 17 данного Порядка поступления, учтенные органом Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, подлежат возврату соответствующим органом Федерального казначейства на основании оформленной им Заявки на возврат в следующих случаях:

а. невыясненные поступления по расчетным документам, в которых в реквизите «104» и (или) текстовом поле «Назначение платежа» не имеется оснований для отнесения такого платежа к налогам, сборам и иным платежам, подлежащим перечислению в бюджет, возвращаются плательщику при поступлении от него заявления. (образец Заявления для юридических лиц и образец Заявления для физических лиц);

б. невыясненные поступления, принадлежность которых к доходам не установлена, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства по вине банка или организации федеральной почтовой связи, возвращаются на счет данного банка или организации федеральной почтовой связи на основании письменного обращения (Уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи;

в. невыясненные поступления возвращаются плательщику при поступлении от него заявления в случае, если все администраторы поступлений в бюджет, которым в соответствии с пунктом 54 настоящего Порядка ранее направлялся Запрос на выяснение принадлежности платежа, и (или) администратор поступлений в бюджет, указанный в заявлении плательщика в качестве получателя, которому предназначался платеж, предоставили Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от принятия на учет данного поступления.

Читайте также:  Снятие с учета плательщика ЕНВД

Если в заявлении плательщика в качестве получателя платежа, которому предназначался платеж, указан администратор поступлений в бюджет, которому Запрос на выяснение принадлежности платежа ранее не направлялся, орган Федерального казначейства направляет данному администратору поступлений в бюджет Запрос на выяснение принадлежности платежа и осуществляет возврат денежных средств только при получении от него Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа с отказом от указанных в Запросе на выяснение принадлежности платежа поступлений.

Возврат невыясненных поступлений, предусмотренных подпунктами «а» и «б» настоящего пункта, осуществляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем представления заявления плательщика, письменного обращения (уведомления) банка или организации федеральной почтовой связи, на основании оформленной в соответствии с ними органом Федерального казначейства Заявки на возврат.

Согласно п. 18 поступления, ошибочно зачисленные на счет органа Федерального казначейства и учтенные им как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, получателем которых в соответствии с законодательством Российской Федерации является государственное или муниципальное учреждение (далее — учреждение), которому открыт лицевой счет в органе Федерального казначейства, подлежащие зачислению на другой счет органа Федерального казначейства, перечисляются учреждению на основании полученного от данного учреждения письменного обращения с приложением копии заявления плательщика.

Перечисление невыясненных поступлений осуществляется в срок, не превышающий 3-х рабочих дней со дня, следующего за днем представления обращения учреждения, на основании оформленной в соответствии с ним органом Федерального казначейства Заявки на возврат, оформленной в установленном порядке.

Согласно п. 19 Порядка при зачислении на счет органа Федерального казначейства платежей, предназначенных для уплаты на счет другого органа Федерального казначейства, учтенных как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, орган Федерального казначейства, на счете которого учтены невыясненные поступления, формирует Запрос на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа и направляет его в соответствующий орган Федерального казначейства. При получении Запроса на выяснение принадлежности ошибочно зачисленного платежа орган Федерального казначейства формирует соответствующий запрос предполагаемому администратору доходов бюджета.

Когда используется счет 76

В соответствии с планом счетов бухучета (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н) счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» применяется для сбора сведений, связанных:

  • со страхованием;
  • претензиями по договорам;
  • депонированием зарплаты;
  • расчетами по исполнительным документам работников и т. д.

Таким образом, на нем учитываются все расчетные операции, которые невозможно учесть на других счетах.

Этот счет активно-пассивный, сальдо по нему может быть как дебетовым, так и кредитовым. При этом по дебету отражается долг перед предприятием, по кредиту — долги самого предприятия.

Подробнее об учете дебиторской и кредиторской задолженности читайте в статье «Как в учете отражаются расчеты с дебиторами и кредиторами?» .

При формировании баланса учитывается развернутое сальдо по счету 76:

  • остатки по Дт показываются по строке 1230 «Дебиторская задолженность»;
  • кредитовое сальдо — по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

В зависимости от учетной политики, применяемой предприятием, допускается также отнесение некоторых групп дебиторки (например, нераспределенных страховых премий) на прочие оборотные активы (строка 1260).

Что делать, если невозможно взыскать претензию

В определенных случаях получить суммы неустоек и штрафов невозможно. К таким ситуациям относятся:

  • истечение срока давности;
  • решение суда;
  • ликвидация должника;
  • достижение согласия переговорным путем.

Суммы требований списываются со счета 76 на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты (п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н).

ООО «Гамма» заключило договор купли-продажи материалов с ООО «Дельта» на общую сумму 100 000 руб. ООО «Дельта» не является плательщиком НДС.

В соответствии с условиями договора ООО «Гамма» перечислило аванс 50%:

Дт 60 Кт 51 — 50 000 руб. (выплачен аванс).

После того как материалы доставили покупателю, выяснилось, что товар на сумму 10 000 руб. бракованный. Продавцу выставили претензию на эту сумму:

Дт 76/2 Кт 60 — 10 000 руб. (предъявлена претензия).

Руководство ООО «Дельта» ознакомилось с требованиями покупателя и приняло решение его удовлетворить, но не целиком, а только на сумму 8 000 руб., так как товар на 2 000 руб. бракованным не являлся, замечания покупателя к нему были необоснованными:

  • Дт 51 Кт 76/2 — 8 000 руб. (получено по выставленной претензии);
  • Дт 60 Кт 76/2 — 2 000 руб. (списана не удовлетворенная продавцом претензия).


Похожие записи: