Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2023 году

05.10.2023 0

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила сдачи экзаменов в ГИБДД в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Постановление № 626 на продление на три года водительских удостоверений, завершающих свою активность в 2022 и 2023 году, выдвинуло правительство РФ 9 апреля 2022 года. Оно было опубликовано на официальном портале и уже вступило в силу.

Удостоверения водителя со сроком прекращения действия в 2022 и 2023 годах продлены на 3 года

Инициатором этого сдвига в сроках стало Министерство внутренних дел РФ. Этот проект был разработан ими совместно с Министерством экономики и развития. Данная инициатива проведена на основании полномочий Правительства РФ и имеет цель в уменьшении нагрузки в административной сфере не только для граждан, но и бизнеса.

Это новое постановление касается автомобилистов, которые реализуют управление транспортным средством для личных нужд, реализации трудовой или предпринимательской деятельности. Эта группа граждан в течение трех следующих лет может не проводить замену прав, так как их активность продлевается автоматически. Теперь документ не будет считаться просроченным.

В самом Министерстве внутренних дел Российской Федерации обращает внимание, что процент выдачи и получения удостоверения водителя на основании истечения периода действия, имеет самый большой процент. Ситуация с продлением позволит снизить ажиотаж и дать автомобилистам возможность управления машиной на официальном уровне. В среднем количество таких счастливчиков насчитывает более пяти миллионов.

Дополнительно к этом Министерство внутренних дел РФ официально информирует на своем портале о других продлениях. Ранее на основании постановления Правительства РФ от 12 марта 2022 года, с присвоенным номером №353 «Об особенностях разрешающих действий на территории Российской Федерации на 2022 год», на один год были увеличены сроки заключения Госавтоинспекции о действии информационной базы для обучения в автошколах. Другими словами теоретический материал останется идентичным прошлому году. Этот вариант уступки не только упрости процедуру повторной сдачи экзаменов, но по аналогичной схеме снизит административную нагрузку с физических и юридических лиц.

Лишение водительских прав

Водительское удостоверение в 2022 году могут и аннулировать, даже если сдача была успешной. Обычно для этого нужен весомый повод. Таким считается смерть человека, на имя которого выдано водительское удостоверение. После того как человек погиб, информация об этом факте должна быть внесена в базу данных Госавтоинспекции. На эту процедуру дается 10 дней (рабочих). Она необходима, поскольку позволяет исключить случаи, когда по правам умерших людей ездят другие лица. Поскольку при нарушении правил, фактический нарушитель не получит штрафа.

Также права аннулируют если:

  • истечет их срок действия;
  • документ будет поврежден;
  • выдадут новый документ;
  • личные данные владельца изменяться (ФИО);
  • перемены настигнут состояние здоровья водителя.

С какого возраста можно получить права?

Получить водительское удостоверение можно в зависимости от категории по достижении следующего возраста:

  • «M» — управление скутерами, мопедами и легкими квадрициклами (в отличие от квадроциклов, квадрициклы управляются педалями, рулем и селектором переключения скоростей по принципу автомобиля, а не только рулем, как у мотоцикла) с объемом двигателя не более 50 куб. см; «A1» — управление мотоциклами с объемом двигателя до 125 куб. см — с 16 лет;
  • «A» — управление мотоциклами с объемом двигателя больше 125 куб. см и мощностью свыше 11 кВт (15 л. с.); «B» — управление любыми транспортными средствами, кроме мотоциклов, масса которых не превышает 3 500 килограммов, а количество пассажирских мест — восьми; «C» — управление гузовым автомобилем, разрешенная максимальная масса которого превышает 3,5 т; подкатегории «B1» — управление трициклами и квадрициклами, масса которых не превышает 400 кг, и «C1» — управление грузовиками, разрешенная максимальная масса которых составляет от 3,5 до 7,5 т — с 18 лет (сдавать экзамен на «B» и «C» можно с 17 лет);
  • «D» — управление автомобилем, предназначенным для перевозки людей, с 8 или более сидячими местами; «Tm» (управление трамваями); «Tb» (управление троллейбусами) и подкатегории «D1» (управление автобусами, где предусмотрено более 8, но не более 16 сидячих мест) — с 21 года.

Сколько раз можно сдавать экзамен в ГИБДД

Законодательство Российской Федерации не предусматривает ограничений на число попыток повторных пересдач. Но есть несколько моментов, которые необходимо учесть:

  • Как показывает практика автошкол, делать большой перерыв между попытками не стоит. Вы можете забыть навыки вождения и знания, которые получили в ходе обучения. Особенно, если не сдана теория, есть риск забыть ее и материалы экзаменационных билетов.
  • Каждый раз при пересдаче на категорию прав претенденту придется заплатить за дополнительную практику на учебном автомобиле и аренду автомобиля в день сдачи экзамена.
  • Сданная теория действует полгода (6 месяцев), дальше придется начинать все этапы проведения экзамена сначала.

Распространенные ловушки – как не попасться

Принимающие сотрудники ГИБДД часто расставляют «ловушки для новичка». Только так можно понять, что экзаменуемый вник в суть правил и может их применять практически.

Типичные «ловушки», которые могут встретиться:

  • Остановка и стоянка – поступает задание остановиться под знаком «Стоянка запрещена». Некоторые сдающие отказываются это сделать, поскольку не понимают разницу между стоянкой и остановкой. Согласно п. 12 ПДД стоянка начинается с пятиминутной временной отметки, поэтому спокойно останавливайтесь – правил вы не нарушите.
  • Пешеход на «зебре» – автомобиль подъезжает к пешеходному переходу, на котором никого нет, но вдруг на «зебру» выходит пешеход. Даже если вы уверены, что успеете проехать, останавливайтесь. Нарушение п 12.1 – грубое, поэтому приведет к переэкзаменовке.
  • Экзаменующий просит развернуться – экзаменуемый пытается найти место для разворота, но при этом не замечает идущих пешеходов, другого автотранспорта и создает им помеху. Испытание считается не пройденным.
  • Повороты на дорогах небольшой ширины – экзаменуемые нередко неправильно рассчитывают поворотную траекторию. В результате машина заезжает на встречную полосу или цепляет колесами бордюрное ограждение. Поможет только практика, во время которой появится ощущение габаритов автомашины.
  • Нерегулируемый ж/д переезд – даже если он явно давно не эксплуатируется, поверните голову влево–вправо, как будто контролируете присутствие тепловоза на рельсах. Проявите педантичность в соблюдении правил.
Читайте также:  Можно ли списывать затраты на ГСМ не по фактическим показаниям, а по нормативу

В 2018 году в действие вступил закон, который усложнил процесс возвращения документа после лишения гражданина права вождения транспортным средством в 2023 году. Введены новые права в соответствии со вступившим законом ПП РФ №1210 от 10.10.2018 года.

Ранее вопросы возврата прав после их лишения регулировались в соответствии с ПП РФ №1191 от 14.11.2014 года. Согласно этому законодательному акту, от гражданина требовалась сдача теоретической части экзамена в ГИБДД. При лишении прав за пребывание в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, добавлялась необходимость прохождения специалиста и представления соответствующей справки в ГАИ.

Интересно! ПП РФ №1191 не устанавливало необходимости уплаты всех штрафов, которые числились за нарушителем. Из-за этой «лазейки» многие граждане по истечении срока получали новые права без оплаты имеющихся штрафов.

А в соответствии с новым ПП РФ №1210, лицо обязано не только пройти необходимый экзамен в ГАИ и представить справку из медицинского учреждения, но и оплатить все штрафы. В противном случае водительское удостоверение не будет возвращено.

Многие пишут, что после 1 апреля права выдают с 17 лет. Мы разобрались и выяснили – это не совсем так

На самом деле поправки, внесенные в административный регламент, по факту работать не будут – до тех пор, пока Госдума не изменит закон о безопасности дорожного движения. А это потребует много времени – и вообще не факт, что когда-то такой закон будет принят.

Еще в декабре 2020 года стало известно, что в МВД планируют серьезно изменить регламент проведения экзамена на право управления транспортным средством – к экзамену решили допускать уже с 16-летнего возраста, тогда как по действовавшим на тот момент правилам сдавать экзамен можно было лишь с 18-летнего возраста. В дополнение в ведомстве пообещали допускать водителей за руль уже с 17-летнего возраста – но в присутствии водителя-наставника.

Более того, в МВД пообещали вписать эту возможность в новый административный регламент, который вступит в силу уже с 1 апреля 2021 года.

Этот новый регламент, напомним, отменяет практический экзамен «площадка», и вводит все его элементы в «городскую» часть экзамена.

Регламент действительно вступил в силу – и те, кто должен был приступить к практическому экзамену после 1 апреля, сдают его уже по новым правилам.

Что же касается уменьшения возраста, в регламенте действительно появился дополнительный пункт.

Так, в главе 28 (где перечисляются документы, которые ГИБДД может потребовать от кандидатов в водители) под пунктом идет «письменное согласие одного из законных представителей несовершеннолетнего кандидата в водители». И отдельно поясняется – этот документ потребуют у кандидата, которому от 16 до 18 лет.

Многие СМИ и эксперты поспешили сообщить, что с 1 апреля правила изменились и теперь водительские права можно получить с 16 лет, а начинать ездить – с 17-летнего возраста в присутствии водителя-наставника. Увы, радость оказалась преждевременной:

  • пункт 28.8 – единственный пункт в административном регламенте, где прописывается возраст кандидата в водители. Больше там нет ничего – ни о водителе-наставнике, ни о праве получить права в 17 лет;
  • в пункте 2 указывается, что кандидаты в водители должны соответствовать требованиям по возрасту, прописанным в статье 26 закона «О безопасности дорожного движения»;
  • в эту статью никаких изменений с 1 апреля не вносилось, и возраст, с которого кандидатов в водители допускают к экзамену, остался неизменным.

В частности, с 16-летнего возраста можно получить права на категорию «М» (мопеды) и подкатегорию «А1» (мотоциклы с объемом двигателя до 125 куб. см). Получить права категории «А» (мотоциклы), «B» (легковые авто) и «C» (грузовые авто) можно по-прежнему с 18-летнего возраста. Другие категории открываются при условии, что кандидат в водители еще старше.

Как и раньше, кандидат в водители может сдать экзамен, когда ему исполнится 17 лет (на категорию «B» или «C») – но водительское удостоверение он все равно получит, лишь когда ему исполнится 18 лет.

Таким образом, по сути, касательно возраста кандидатов в водители с 1 апреля не изменилось ровным счетом ничего – просто в Административный регламент добавили пункт, который в будущем будет согласовываться с поправками к закону «О безопасности дорожного движения».

Правила сдачи экзамена в ГИБДД в 2023 году

Основные составляющие экзамена в ГИБДД в 2023 году не изменились, но внесены некоторые поправки в нормативную базу, регулирующую правила его сдачи:

  • подать заявление на сдачу экзамена на получение прав можно теперь и через сайт Госуслуг, заполнив электронную форму;
  • срок обучения увеличен до 190 часов, только при наличии которых претендент будет допущен до экзамена;
  • в программу обучения включены вопросы безопасности грузо- и пассажироперевозок;
  • пересдать экзамен или любую из его частей допустимо уже после недельного перерыва;
  • положительные оценки по результатам сдачи любой из частей экзаменов действительны в течение полугода;
  • проблемные моменты поможет разрешить прибор видеофиксации, который обязательно должен быть установлен в транспортном средстве, на котором сдается экзамен;
  • сдавать и пересдавать экзамен разрешено в любом из подразделений ГИБДД, не ограничивая претендента регионом прохождения обучения;
  • если претендент сдал на права с правом управления ТС, оборудованным автоматической трансмиссией, то ему запрещено водить автомобиль с механической коробкой передач;
  • практическую часть экзамена планируется усложнить, объединив площадку и город. Но пока законопроект на стадии рассмотрении.
Читайте также:  Требования к применению товарного знака на маркетплейсах и в интернет-магазинах

Как проходит и из чего состоит экзамен?

К экзамену в ГИБДД допускаются лица:

  • прошедшие обучение в автошколе и сдавшие внутренний экзамен;
  • имеющие медицинскую справку установленного образца;
  • оплатившие государственную пошлину;
  • заполнившие заявление и записавшиеся на прохождение экзаменационного тестирования.

Претенденты на получения прав вождения автомобилем, проходят тестирование на знание правил дорожного движения на компьютере. Затем приступают к практической части экзамена.

Подтверждение права управления транспортным средством происходит в три этапа:

  1. Проверка теоретических знаний. Претенденту предоставляется рабочее место, оборудованное персональным компьютером. Автоматически происходит выбор билета, состоящего из 20 вопросов с несколькими вариантами для ответа.

Экзамен проходит по типу тестирования, когда курсант выбирает верный ответ из предложенных вариантов.

  1. Проверка практических навыков вождения на закрытой площадке (автодроме). Курсанту дается пять стандартных заданий, которые позволяют оценить правильность действий при развороте, парковке, заезде в гараж, выполнение «змейки» и заезда на эстакаду.

Маневры, которые предстоит сдавать на этапе вождения в автошколе, не будут являться сильно тяжелыми, стоит лишь уделять время теоретической и практической подготовке, тогда у вас не возникнет проблем.

  • Параллельная парковка. Для успешного выполнения этого задания водителю необходимо заехать задним ходом в определенное место, которое будет отмечено флажками. Суть этого упражнения на внутреннем экзамене в автошколе в 2023 году – имитация парковки задним ходом между двумя машинами. Оно будет засчитано правильно выполненным, когда автомобиль ученика зафиксируется в специально определенных границах и не будет выходить за их предел.
  • Разворот в пространстве. Это имитация разворота машины во дворе, заставленном машинами. Необходимо развернуть средство на 180 градусов в специальном пространстве, ограниченным флажками.
  • Эстакада. Это очень полезное упражнение для водителей на городских дорогах, оно будет имитировать начало движения под углом. Сначала вы заезжаете на саму эстакаду по возвышенности и останавливаетесь с последующим включением ручника, затем без отката назад трогаетесь с места и проезжаете оставшуюся эстакаду полностью.
  • Змейка. Данное задание создано специально для того, чтобы обучить водителя чувствовать габариты транспортного средства. Вам следует проехать по специальной извилистой поверхности, объехав все конусы, которые будут идти змейкой. Нельзя сбить ни одно ограждение, а также выезжать за границы.
  • Заезд в гараж. Эта задача имеет общие сходства с параллельной парковкой, ее главной целью также является заехать в некое пространство, имитирующее гаражное помещение, не заехав за границы и четко зафиксировав автомобиль на финальном месте.

Также стоит уделить вниманию некоторые отличия при сдаче автодрома легковой и грузовой категории: будут иметься дополнительные маневры и упражнения, которые надо будет знать и сдавать.

  • Парковка для осуществления погрузки с прямолинейным движением назад. Это упражнение специализированно для категорий: С, СЕ, С1, С1Е.
  • Расцепление и сцепление с тягачом. Это задание на экзамене специализируется для категорий: BE, СE, DЕ, С1E, D1Е.
  • Специальный разворот вне/на перекрестке для грузовых средств: ВE, СE, DE, С1E, D1Е.
  • Остановка для высадки, либо же посадки людей, пассажиров: D, DЕ, D1, D1Е.

После внутреннего экзамена в автошколе, что идет дальше?

После успешной сдачи внутреннего экзамена автошколы, сотрудники учреждения должны самостоятельно направить вас на экзамен в ГИБДД, назначить дату, место и время, затем сообщить.

Бывают ситуации, когда ученик по каким-либо обстоятельствам пропустил экзамен в ГИБДД по назначенной дате автошколы, тогда существует возможность подать заявление самостоятельно. Для его подачи необходимо отнести нужные бумаги и документы в МРЭО, после чего ожидать ответа:

  • Заявление установленного образца.
  • Паспорт гражданина Российской Федерации с регистрацией.
  • Медицинская справка.
  • Свидетельство об успешном окончании автошколы.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины.

Старые водительские продолжат действовать

Обладателям водительский удостоверений с окончанием срока действия с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года документ можно не менять. В Госавтоинспекции после согласования с Минюстом добились продления возможности использования старых прав ещё три года.

Чтобы посчитать, сколько права ещё могут действовать, нужно прибавить ещё три года в дате истечения срока действия документа. В качестве примера: если десятилетний срок использования права закончился 1 июля 2022 года, то документы на новые права нужно получить до 1 июля 2025 года. Если права действуют до 31 декабря 2023 года, их можно не менять до 31 декабря 2026 г.

На обладателей таких прав не будут накладывать штраф, потому что все изменения будут отражены в электронной базе ГИБДД.

Штрафовать обладателей таких прав не будут: все изменения будут отражены в электронном виде в базе ГИБДД и инспекторы поймут, что документ продолжает действовать. При этом водителям, которые планируют выезжать за границу и там садиться за руль, права придётся обновить в обязательном порядке. А для ряда стран ещё и оформить международное водительское удостоверение.

Категории прав в Казахстане

Категория или подкатегория Тип транспортного средства
Категория A
A1 Лёгкие мотоциклы с объёмом двигателя не более 125 куб. см, максимальной мощностью не более 11 кВт. Лица достигшие 16-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе.
A Мотоциклы, мотороллеры и другой мощный тяжёлый двухколёсный мототранспорт. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе.
Категория B
B1 Трициклы (трёхколёсный мототранспорт), квадрициклы (четырёхколёсный мототранспорт – квадроциклы и мотоколяски), мотоциклы категории «A» с боковым прицепом (коляской). Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе.
B Легковые автомобили и небольшие грузовики, РММ которых не более 3.5 тонн, число сидячих мест не более 8, помимо сиденья водителя; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг; транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 3.5 тонн. Лица достигшие 18-ти лет. Не требует обязательного обучения в автошколе.
BE Транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг и превышает чистую массу тягача (без нагрузки); транспорт категории «B» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, общей РММ автопоезда более 3.5 тонн. Лица имеющие стаж вождения по категории «В» не менее 1-го года.
Категория C
C1 Средние грузовики, РММ которых более 3.5 и не более 7.5 тонн; транспорт категории «C1» c прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 18-ти лет.
C1E Транспорт категории «C1» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C1» или «C» не менее 1-го года.
C Грузовые автомобили, РММ которых более 3.5 тонн; транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории C1.
CE Транспорт категории «C» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг. Лица имеющие право управления транспортом по категории «C» не менее 1-го года.
Категория D
D1 Небольшие автобусы, вместимость которых более 8 и не более 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D1» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 21-го года, имеющие общий стаж работы водителем не менее 3-х лет, в том числе не менее 1-го года по категории «C1».
D1E Транспорт категории «D1» с прицепом (грузовым), РММ прицепа более 750 кг, но не более чистой массы тягача (без нагрузки), общей РММ автопоезда не более 12 тонн. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D1» или «D» не менее 1-го года.
D Автобусы, вместимость которых более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя; транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа не более 750 кг. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1».
DE Транспорт категории «D» с прицепом, РММ прицепа более 750 кг; сочлененные автобусы, дуобусы. Лица имеющие право управления транспортом по категории «D» не менее 1-го года.
Категория T
Tm Трамваи. Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1».
Tb Троллейбусы; дуобусы – при наличии открытой категории «DE». Лица достигшие 25-ти лет, имеющие общий стаж работы водителем не менее 5-ти лет, в том числе не менее 3-х лет по категории «D1».
Читайте также:  Налог на имущество организаций. Три свежих изменения

Штрафные баллы на экзамене ГИБДД в городе

На экзамене в городе штрафные баллы начисляются за нарушения ПДД. Все ошибки разбиты на 3 группы по грубости:

Мелкие стоят 1 штрафной балл;

средние — 3 балла;

грубые — 5 баллов.

За весь экзамен можно набрать 4 штрафных балла. Если заработать 5 или больше — придется идти на пересдачу. Так, на экзамене вы можете сделать 4 мелких ошибки или 1 среднюю и 1 мелкую и сдать экзамен. Главное — не допускать грубых ошибок, так как они автоматически заканчивают экзамен.

129. Ошибки классифицируются как грубые, средние и мелкие. За совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую — 5, за среднюю — 3, за мелкую — 1.

130. Результат проведения экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения считается положительным и кандидату в водители выставляется оценка «СДАЛ», если кандидат в водители во время экзамена не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составила менее 5 баллов.
В случае, если сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 и более баллов, кандидату в водители выставляется оценка «НЕ СДАЛ», проведение экзамена прекращается.

Пункт 129-130 Приказа МВД России от 20.10.2015 года № 995

Полный список штрафных баллов за нарушение ПДД на экзамене в ГАИ смотрите ниже:

Если вы хотите сдать вождение в городе без ошибок, прочитайте эту статью. В ней мы рассказывали, как избежать самых частых нарушений ПДД и как не попасть в ловушку экзаменатора. Будьте внимательны и удачи на экзаменах!

Как проходит и из чего состоит экзамен?

К экзамену в ГИБДД допускаются лица:

  • прошедшие обучение в автошколе и сдавшие внутренний экзамен;
  • имеющие медицинскую справку установленного образца;
  • оплатившие государственную пошлину;
  • заполнившие заявление и записавшиеся на прохождение экзаменационного тестирования.

Претенденты на получения прав вождения автомобилем, проходят тестирование на знание правил дорожного движения на компьютере. Затем приступают к практической части экзамена.

Подтверждение права управления транспортным средством происходит в три этапа:

  1. Проверка теоретических знаний. Претенденту предоставляется рабочее место, оборудованное персональным компьютером. Автоматически происходит выбор билета, состоящего из 20 вопросов с несколькими вариантами для ответа.

Экзамен проходит по типу тестирования, когда курсант выбирает верный ответ из предложенных вариантов.

  1. Проверка практических навыков вождения на закрытой площадке (автодроме). Курсанту дается пять стандартных заданий, которые позволяют оценить правильность действий при развороте, парковке, заезде в гараж, выполнение «змейки» и заезда на эстакаду.
  1. Выезд в город и проезд по маршруту. Проверяется навык вождения и маневрирования на дороге. В салоне автомобиля при этом находится водитель совместно с инспектором ГИБДД. Во время движения он внимательно отслеживает не только умение курсанта ориентироваться в дорожной ситуации, следовать дорожной разметке и знакам, но и может задать вопросы на знание теоретической части. Все ошибки фиксируются в соответствующем протоколе.


Похожие записи: