Всё о страховых взносах: на что начисляются, кто и когда их платит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Всё о страховых взносах: на что начисляются, кто и когда их платит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Страховые взносы – это обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Тарифы по страховым взносам «на травматизм»
Страховые взносы «на травматизм» рассчитываются по тарифам (от 0,2 до 8,5%), которые зависят от класса профессионального риска (ст. 21 Закона № 125-ФЗ).
При этом порядок определения основного вида деятельности для целей установления тарифов по взносам «по травматизму» определен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 № 713 (далее – Порядок определения вида деятельности).
В связи с созданием Социального фонда России (далее – СФР) в данный документ Минтрудом будут внесены соответствующие поправки (сейчас они на стадии утверждения). В частности, планируется, что страхователи для подтверждения основного вида деятельности в 2023 году не позднее 17 апреля 2023 года должны подать в СФР соответствующее заявление и справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (п. 3 Порядка определения вида деятельности). Основным видом деятельности, как и раньше, будет признаваться тот вид деятельности, по которому получена большая выручка за прошлый год (п. 9 Порядка определения вида деятельности).
Случаи освобождения ИП от фиксированных страховых взносов
ИП может получить освобождение от взносов в фонды страхования в следующих случаях:
-
Предприниматель находится на срочной военной службе;
-
ИП требуется уход за ребёнком до достижения им полутора лет.
В остальных случаях ИП обязан производить фиксированные платежи в страховые фонды, даже если:
-
ИП де-факто не ведёт деятельность;
-
Деятельность ИП не приносит доход;
-
ИП привлекает к работе третьих лиц;
-
ИП во время осуществления предпринимательской деятельности работает по трудовому договору и за него уже выплачивает взносы работодатель.
Памятка по взносам за себя для предпринимателя
- Фиксированные платежи на 2022 год для ИП — это обязательные взносы на пенсионное и медицинское страхование.
- В 2022 году общая сумма взносов составляет 43 211 ₽ при доходах до 300 000 ₽.
- Дополнительный взнос предприниматель оплачивает, если получил доход за год свыше 300 000 ₽ — 1% от превышающей суммы.
- Взносы на медицинское и пенсионное страхование учитываются в налоге НДФЛ. Сумма зависит от системы налогообложения, на которой работает предприниматель.
- ИП не сдаёт отчётность по страховым взносам.
- Утверждены новые КБК для платёжных поручений. При заполнении квитанций необходимо руководствоваться приказом Минфина от 08.06.2021 № 75н в редакции от 22.02.2022.
- На официальном сайте Федеральной налоговой службы можно воспользоваться удобным калькулятором страховых взносов ИП.
Возмещение налоговых выплат за счет страховых взносов
Фиксированные страховые взносы, выплачиваемые регулярно и без задержек могут в дальнейшем сослужить представителям бизнеса хорошую службу. Например:
- ИП, не имеющие наемных работников могут возместить оплаченные налоги в 100% размере суммы, выплаченной по страховым взносам;
- ИП, пользующиеся трудом наемных сотрудников, имеют право уменьшить налоговые выплаты на 50% от общей суммы внесенных страховых взносов за сотрудников;
- предприятия и организации, также при своевременной оплате взносов в государственные страховые фонды, могут зачесть их в качестве компенсации по налогам в 50% размере от выплат за всех работников.
То есть, производить страховые выплаты в полном размере и в правильные сроки работодателям крайне выгодно.
Таким образом, при начислении и внесении страховых взносов нужно помнить про множество факторов. Тем не менее, первое, о чем точно не следует забывать – то, что все предприятия, ИП, ровно как и обычные граждане РФ, пользующиеся услугами наемного персонала, или говоря иначе, являющиеся работодателями, обязаны оплачивать во все внебюджетные фонды соответствующие фиксированные страховые взносы.
Условия получения страховой пенсии
Когда говорят о пенсии, чаще всего имеют в виду страховую часть, поскольку она продолжает составлять наибольшую часть в объеме выплат, которые получают пенсионеры. Для того чтобы получить страховую пенсию, требуется выполнить ряд условий.
1. Достичь пенсионного возраста
В 2019 году в результате реформы возраст выхода на пенсию в России повысили. Теперь он составляет 60 лет для женщин и 65 лет – для мужчин. Однако переход к новому возрасту будет осуществляться постепенно. Так, в 2020 году на пенсию выйдут мужчины 1959 г.р. и женщины 1964 г.р. В 2022 году – мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. и т. д. Более наглядно это представлено в таблицах ниже.
Мужчины
Год рождения |
Год выхода на пенсию |
Пенсионный возраст |
1959 |
2020 |
61 год |
1960 |
2022 |
62 года |
1961 |
2024 |
63 года |
1962 |
2026 |
64 года |
1963 |
2028 |
65 лет |
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
Что такое страховые взносы на ОМС
Исходя из вышесказанного, государство принимает участие в следующих функциях, как то:
- создание специальных фондов для сосредоточения финансовых взносов;
- определение тарифов;
- назначение страхователей.
Обладание сертификатом медицинской страховки позволяет владельцу пользоваться многими лечебными процедурами бесплатно, его обслуживание оплачивается из страхового фонда, с которым он подписал договор. Это убережет человека от непомерных медицинских расходов, даст ему уверенность, что карета скорой помощи доставит его в больницу, невзирая на социальное положение. Ведь бедные люди, как и богатые, имеют свойство болеть. Только у первых часто не хватает денег на эту роскошь.
Уплатив страховые взносы омс, они могут себе это позволить. Конечно, это не значит, что человек обязательно попадет в больницу. У одних возникают проблемы со здоровьем, других это минует. Владелец предприятия делает отчисления фонду, хотя может ни разу не обратиться к врачу, не в пример своим наемным рабочим.
Упоминаемая форма страхования охватывает следующие аспекты здравоохранения:
- дополнительно финансируются медицинская система;
- оплачиваются основные лечебные услуги граждан.
Программы федерального, территориального уровня проводят всю работу исходя из принятых правительством законов. Они гарантируют каждому россиянину, гостю страны бесплатную лечебную помощь. Сюда относится стационарное, амбулаторное обслуживание, экстренная помощь. Поэтому отчисления на ОМС в 2023 году являются безусловной процедурой для всех работодателей. Последние делают ассигнование за наемных своих рабочих, принятых по трудовому договору, подрядных работников, принятых по соглашению, индивидуальных предпринимателей.
Практически все организации, предприятия, индивидуальные предприниматели обязаны совершать отчисления в фонд социального страхования, что является обязательным элементом ведения бизнеса. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования является таковой организацией. Прошлый год для него ознаменовался некоторыми изменениями, заключающимися передачей отдельных полномочий Федеральной налоговой службе. Данные кардинальные изменения повлияли на форму оформления отчетности.
Взносами называются отчисления, производимые различными классами граждан в Федеральный фонд обязательного страхования. Страхователями позиционируется большинство корпоративных предприятий, физические лица, частные предприниматели. К ним принадлежат граждане, которые имеют частную практику, как врачи, адвокаты, юристы, частные детективы, другие индивидуальные предприниматели.
Данные отчисления относятся к регистру обязательных социальных платежей, перечисляемых работающими категориями. Вовремя перечисленные финансовые средства гарантируют равное медицинское обслуживание независимо от социального статуса плательщика. Наполнение фондов происходит двумя типами платежей:
- отчисления от работодателей;
- выплаты из региональных бюджетов.
Последние оплачивают ОМС за неработающих, нетрудоспособных граждан.
Налоги омс с работающего населения насчитываются из таковых категорий выплат:
- заработной платы, установленной рамками трудового соглашения;
- отпускных пособий;
- командировочных выплат;
- больничных;
- выходных пособий;
- различных премиальных выплат;
- поощрительных денежных вознаграждений, проходящими по гражданско-правовому трудовому договору.
Объектами непреложного страхового отчисления предусмотрена следующая категория трудовых обязательств:
- соглашение о выполнении авторского индивидуального заказа;
- договоренность об авторской деятельности;
- соглашение о передаче права на произведение искусства, иных форм интеллектуальной собственности;
- лицензия, иное разрешение использовать предметы искусства, литературной деятельности;
- коллективное соглашение управления правами.
Оплата взносов ОМС за работников и ИП в 2023 г
Начиная с прошлого года, распорядителем данных взносов медицинского страхования работающих лиц представлена Федеральная налоговая служба РФ. Страховые медицинские платежи зачисляются в смету Федерального фонда ОМС.
Плательщиками упомянутого платежа, которые являются страхователями трудоспособных лиц, по федеральному законодательству являются:
- граждане, производящие выплаты различного характера, иные денежные вознаграждения, поощрения физическим лицам;
- предприятия, организации;
- частные предприниматели;
- физические лица, которые не являются частными предпринимателями;
- плательщики, не выплачивающие заработную плату, иные денежные вознаграждения, поощрения физическим лицам — частные предприниматели, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, патентные поверенные, другие лица, занимающиеся частной практикой.
Соотношение какого-либо плательщика к нескольким сразу категориям, оборачивается уплатой налога по каждому отдельному основанию. На страховые взносы на обязательное медицинское страхование в 2023 году сохранены прежние тарифы отчислений, они определены размером 5,1%.
Отдельным видам плательщиков предусматриваются сниженные тарифы упомянутых платежей. Эти категории обусловлены производством:
- пищевых продуктов;
- безалкогольных напитков;
- бумаги, пластмасс;
- химических веществ;
- мебели, транспорта и др.
Плательщики, не выплачивающие заработную плату, иные денежные вознаграждения, поощрения физическим лицам — частные предприниматели, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие, патентные поверенные, другие лица, занимающиеся частной практикой, выплачивают страховые взносы на омс в фиксированном размере — 5 840 руб. за расчетный период.
Как платить страховые взносы по общим тарифам с 2023 года
Законом № 239-ФЗ изменен порядок применения общих тарифов для исчисления и уплаты взносов, а также изменены сами тарифы. Предусматривается установление и единого тарифа для всех видов взносов. Согласно новой редакции статьи 425 НК РФ, взносы (на ОПС, ОМС, ОСС на ВНиМ) по общим тарифам необходимо рассчитывать с выплат (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ):
-
не превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 30 %;
-
превышающих единую предельную величину базы — по тарифу 15,1 %.
Отдельные тарифы страховых взносов установлены поправками для тех страхователей, которые производят выплаты следующим категориям физлиц (п. 10 ст. 2 Закона № 239-ФЗ): прокурорам, сотрудникам Следственного комитета РФ, судьям федеральных судов, мировым судьям. Взносами на ОПС выплаты названным категориям граждан не облагаются. Тариф взносов на ОМС составляет 5,1 %. Тарифы взносов на ОСС на ВНиМ следующие:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, — 2,9 %;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, — 0 %.
Новый порядок применения пониженных тарифов страховых взносов с 2023 года
С 2023 года меняется порядок исчисления взносов по пониженным тарифам (Федеральные законы от 14.07.2022 № 239-ФЗ, 323-ФЗ, 321-ФЗ.
1. С 2023 года пониженные тарифы применяются к выплатам за деятельность в студенческих отрядах. Условия уплаты страховых взносов по пониженным тарифам следующие (пп. «а» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ, новый пп. 20 п. 1 ст. 427 НК РФ):
-
студенческий отряд включен в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;
-
выплаты осуществляются по трудовым договорам или договорам ГПХ (предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг);
-
выплаты осуществляются в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования.
Ранее такие выплаты нужно было облагать по общим тарифам. Взносы на ОПС с них не уплачивались (пп. 1 п. 2 ст. 422 НК РФ).
2. Для организаций и ИП с 2023 года устанавливаются единые пониженные тарифы страховых взносов. Таких тарифов 3, поскольку всех плательщиков, применяющих пониженные тарифы, объединяют в три группы (пп. «г» п. 11 ст. 2 Закона № 239-ФЗ).
В первую группу (применяют единый пониженный тариф в размере 7,6 % в пределах единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов и 0 % — свыше единой предельной величины базы) входят:
-
социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО), применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН). Речь о СОНКО, которые ведут деятельность в области массового спорта (за исключением профессионального), социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, а также осуществляют театральную, библиотечную, музейную и архивную деятельность;
-
благотворительные организации, применяющие УСН;
-
IT-организации;
-
участники свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя;
-
резиденты территорий опережающего развития;
-
резиденты свободного порта Владивосток;
-
резиденты особой экономической зоны в Калининградской области;
-
российские организации, которые занимаются производством и (или) реализацией собственной анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказанием услуг (выполнением работ) по созданию такой продукции;
-
российские организации, которые включены Минпромторгом России в реестр организаций, осуществляющих деятельность в сфере радиоэлектронной промышленности;
-
организации, зарегистрированные на Курильских островах;
-
студенческие отряды, указанные выше (пониженные тарифы действуют в отношении выплат в пользу лиц, обучающихся очно в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования).
Во вторую группу (применяют с 2023 по 2027 год (включительно) тариф в размере 0 % (как в пределах единой предельной величины базы, так и свыше ее)) входят:
-
организации, выплачивающие вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам);
-
международные компании, получившие статус участников специальных административных районов (на территориях острова Русский в Приморском крае и острова Октябрьский в Калининградской области) и производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском открытом реестре судов (пониженные тарифы действуют в отношении выплат таким лицам).
В третью группу (применяют единый пониженный тариф взносов бессрочно с 2023 года в размере 15 %, но не ко всем выплатам, а только к той части, которая превышает МРОТ, установленный федеральным законом на начало года) входят:
-
участники проекта «Сколково» или проектов, связанных с инновационными научно-технологическими центрами, реализуемых в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 № 216-ФЗ;
-
субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП);
-
субъекты МСП, основным видом экономической деятельности которых является предоставление продуктов питания и напитков, среднесписочная численность работников которых превышает 250 человек, соответствующие условиям, указанным в подпункте 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ.
Выплата средств пенсионных накоплений
Пенсионные накопления имеются у граждан 1967 года рождения и моложе, являющихся участниками системы обязательного пенсионного страхования (если они работают или работали в любой из периодов после 2001 года).
А также у мужчин 1953-1966 года рождения и женщин 1957-1966 года рождения, в пользу которых в период с 2002-2004 годы работодателем уплачивались страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.
Накопительная часть трудовой пенсии также у участников Программы государственного софинансирования пенсий, а также у мам, направивших средства (часть средств) материнского семейного капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии.
Правопреемниками являются те лица, кого гражданин- участник Программы заранее указал в специальном заявлении в ПФР или НПФ,либо правопреемники по закону.
В первом случае правопреемником могут быть любые физические лица по выбору застрахованного лица. Во втором случае правопреемниками 1-й очереди являются родители,супруги и дети умершего,2-й очереди- братья,сестры,дедушки,бабушки,внуки.
Правопреемству подлежат все дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии гражданина.
В случае смерти застрахованного лица после назначения ему срочной пенсионной выплаты невыплаченный остаток средств вправе получить правопреемники.
При этом остаток средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, а также дохода от их инвестирования, подлежит выплате иному кругу правопреемников, которыми являются только – отец ребенка (усыновитель) или ребенок (дети), если нет отца.
При формировании пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде, выплату средств пенсионных накоплений будет осуществлять негосударственный пенсионный фонд, куда и следует обращаться гражданину ( в том числе для оформления и получения срочной пенсионной выплаты, получения единовременной выплаты средств пенсионных накоплений).
Порядок составления, представления и утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов
Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ также составляются на очередной финансовый год и плановый период.
Ответственными за составление проектов бюджетов являются органы управления указанных фондов. Во всех трех фондах — это Правление. Однако формально направляют проекты в профильные министерства от лица фондов их руководители.
Министерства.
Проекты бюджетов представляются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. В настоящее время эти функции разделены между
Министерством здравоохранения РФ, которое взаимодействует с ФФОМС и Министерством труда и социальной защиты РФ, которое взаимодействует с ПФ и ФСС РФ.
Правительство.
Министерства вносят эти проекты в Правительство РФ вместе с проектом федерального закона о тарифах страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другими документами и материалами, представляемыми одновременно с проектами соответствующих бюджетов. Если вносится проект бюджета с дефицитом, то утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. Затем
Правительство РФ вносит проекты бюджетов в Государственную Думу.
Государственная Дума.
Из Государственной Думы проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов рассылаются Президенту РФ, в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в
Счетную палату РФ на заключение.
Первое чтение.
Проекты должны быть рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы в первом чтении до рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете во втором чтении.